Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе
председательствующего Грибалевой М.Н.,
судей Мележик Л.М., Игнатьева А.В.,
при секретаре Кашиной М.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мележик Л.М. гражданское дело по иску Кришун Л.В. к администрации муниципального образования "Город Саратов" о возложении обязанности по обеспечению жилым помещением, по апелляционной жалобе Кришун Л.В. на решение Волжского районного суда г. Саратова от 13 марта 2012 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи, объяснения Кришун Л.В., поддержавшей доводы жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кришун Л.В. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования "Город Саратов" о возложении обязанности по обеспечению жилым помещением. В обоснование заявленных требований ссылалась на то, что до 2004 года она с сыном проживала в Узбекистане, затем они решили уехать в Россию. Продали квартиру в Узбекистане с намерением купить квартиру в Саратовской области в "адрес". Приехав в г. Саратов, у нее украли документы и деньги. В связи с чем жить в настоящее время ей негде, денег нет. После приема у губернатора ее направили на проживание в Центр "данные изъяты", где она прожила около года, пока ей восстанавливали паспорт. Неоднократно она обращалась в администрацию г. Саратова, Министерство ЖКХ Саратовской области, к губернатору Саратовской области с просьбой поставить ее на очередь на улучшение жилищных условий, но в постановке на очередь ей отказывали, в связи с отсутствием регистрации по месту жительства. Истец просила обязать администрацию г. Саратова обеспечить ее жилым помещением.
Решением Волжского районного суда г. Саратова от 13.03.2012 г. в удовлетворении исковых требований Кришун Л.В. отказано.
В апелляционной жалобе Кришун Л.В. выражает несогласие с решением суда, просит его отменить. В обоснование доводов жалобы истец указывает, что судом первой инстанции не учтены обстоятельства, в результате которых она лишилась жилища и нуждается в получении квартиры во внеочередном порядке.
Представитель ответчика администрации МО "Город Саратов", представитель третьего лица комитета по управлению имуществом г. Саратова, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы в судебное заседание не явились, не просили дело слушанием отложить. Судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в соответствии с положениями ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, создает условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.
В соответствии с ч.1 ст.6 ФЗ N 189-ФЗ от 29.12.04 г. "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" с 01 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.
В силу п. 3 и п. 5 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Согласно ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (ч. 2).
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч. 3).
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч. 4).
В порядке статьи 51 Жилищного кодекса гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (ч. 2).
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями (ч. 3).
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет (ч. 4).
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.
Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
На основании ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
2. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
3. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.
4. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
5. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В силу ч. 1 ст. 1 Закона Саратовской области от 20.04.05 N 39-ЗСО "О предоставлении жилья в Саратовской области" жилые помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области предоставляются признанным нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно ч.3 ст.1 данного Закона жилые помещения по договорам безвозмездного пользования из специализированного государственного жилищного фонда области предоставляются нуждающимся в специальной социальной защите, в частности, гражданам без определенного места жительства.
Статьей 12 данного Закона предусмотрено, что жилые помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет, за исключением случаев, установленных статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Жилые помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области предоставляются гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) на основании решений уполномоченного государственного органа области (ч. 2).
Решение уполномоченного государственного органа области является основанием для заключения договора социального найма жилого помещения, который, в свою очередь, является основанием для вселения в предоставляемое жилое помещение и заключения договора с соответствующей эксплуатирующей организацией (управляющей компанией) на оказание жилищно-коммунальных услуг в срок, установленный данным договором социального найма.
Судом установлено, что истец Кришун Л.В., "дата" рождения, является гражданкой Российской Федерации, имевшей с 16.09.2010 г. по 16.12.2010 г. регистрацию по месту пребывания, в ГУ "адрес". Регистрации по месту жительства в г. Саратове и Саратовской области не имеет.
Как установлено судом истец неоднократно обращалась по вопросу предоставления ей жилья или жилищного сертификата в администрацию МО "Город Саратов", министерство строительства и ЖКХ Саратовской области, Правительство Саратовской области, Министерство регионального развития РФ, прокуратуру г. Саратова. Из материалов дела усматривается, что Кришун Л.В. соответствующими органами власти давались разъяснения по вопросу не возможности предоставления ей жилого помещения по договору социального найма, так как на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий ни в одном из муниципальных районов и образований области она не состоит. Возможная помощь ей была оказана: восстановлены документы, оформлена пенсия, неоднократно предоставлялась регистрация и местожительства в ГУ "Центр социально-трудовой реабилитации для лиц БОМЖ и занятий", предлагалось оформиться для постоянного проживания в дом-интернат общего типа.
Судебная коллегия считает законным и обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что истцом не представлено доказательств наличия оснований для предоставления Кришун Л.В. вне очереди жилого помещения за счет муниципального жилого фонда.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В принятом по делу решении суд верно указал, что Кришун Л.В. имеет право на восстановление своего права на жилище путем обращения с заявлением о предоставлении жилого помещения по договору безвозмездного пользования из специализированного государственного жилищного фонда области, как лицо без определенного места жительства, нуждающееся в специальной социальной защите.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что поскольку истец не состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении в органе местного самоуправления МО "Город Саратов, то отсутствуют основания, предусмотренные ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, дающие Кришун Л.В. право на предоставление ей жилого помещения вне очереди по договору социального найма.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения её иска у суда первой инстанции не имелось.
Доводы жалобы не содержат правовых оснований для отмены постановленного решения.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело не может являться поводом для отмены состоявшегося по настоящему делу решения, обжалуемого истцом.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 19 декабря 2003 г. за N 23 "О судебном решении" разъяснил, что решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Эти требования при вынесении решения судом первой инстанции соблюдены. Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, не усматривается.
Руководствуясь ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волжского районного суда Саратовской области от 13.03.2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Кришун Л.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.