Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Елкановой И.А.,
судей Ефимовой И.В., Петровой Н.А.,
при секретаре Селезневой Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ефимовой И.В. гражданское дело по иску первого заместителя прокурора Заводского района города Саратова в интересах Шишкиной О. А., Логиновой Р. Ю., Логиновой (Рыбинской) Е.В., Мишуткиной Л. Н., Мишуткина В. Ю., Мишуткиной А. В., Епифановой Н. А., Корзун А. А., Корзун И. Н., Седова Д. С., Логиновой В.В. и Логинова Е. А. к администрации муниципального образования "Город Саратов" и администрации Заводского района муниципального образования "Город Саратов" о понуждении к предоставлению жилого помещения в собственность, исключении записи о регистрации права собственности на объект недвижимости, по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Заводского районного суда г. Саратова от 28 февраля 2012 года, которым исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Заслушав доклад судьи, объяснения прокурора Нефедова В.Н., объяснения Седова Д.С., Корзун А.А., Логиновой Р.Ю., Епифановой Н.А., возражавших относительно удовлетворения жалобы и отмены решения суда, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Заводского района г. Саратова обратился в суд с иском в интересах Шишкиной О.А., Логиновой Р.Ю., Логиновой (Рыбинской) Е.В., Мишуткиной Л.Н., Мишуткина В.Ю., Мишуткиной А.В., Епифановой Н.А., Корзун А.А., Корзун И.Н., Седова Д.С., Логиновой В.В. и Логинова Е.А. к администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации Заводского района муниципального образования "Город Саратов" о понуждении к предоставлению жилого помещения в собственность, исключении записи о регистрации права собственности на объект недвижимости.
Заявленные требования прокурор обосновал тем, что истцы являются собственниками жилых помещений, расположенных в домах, непригодных для постоянного проживания. На основании актов администрации Заводского района г. Саратова жилые дома истцов, в которых расположены принадлежащие им квартиры, признаны аварийными. До настоящего времени вопрос об отселении жителей домов и о предоставлении им квартир не решен.
Истцы и прокурор просили суд обязать администрацию муниципального образования "Город Саратов" передать Шишкиной О.А., Логиновой Р.Ю., Логиновой (Рыбинской) Е.В., Мишуткиной Л. Н., Мишуткину В.Ю., Мишуткиной А.В., Епифановой Н.А., Корзун А.А., Корзуну И.Н., Седову Д.С., Логиновой В.В. и Логинову Е.А. в собственность благоустроенные жилые помещения (с учетом членов семьи), общей площадью не менее ранее занимаемых, отвечающие установленным требованиям и находящиеся в черте города Саратова, обязать Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области после предоставления жилых помещений истцам и членам их семей исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о регистрации права собственности истцов на объекты недвижимости.
Решением суда от 28.02.2012 года на администрацию муниципального образования "Город Саратов" возложена обязанность предоставить в собственность истцам благоустроенные жилые помещения в черте города Саратова, общей площадью не менее ранее занимаемых, состоящие из числа жилых комнат, указанных в правоустанавливающих документах на жилые помещения. В решении указано на прекращение права собственности истцов на ранее занимаемые жилые помещения после фактического предоставления администрацией муниципального образования "Город Саратов" в собственность жилых помещений.
Не согласившись с решением суда в части возложения на администрацию муниципального образования "Город Саратов" обязанности предоставить Логиновой В.В. и Логиновой В.В. в общую долевую собственность благоустроенное жилое помещение, представителем администрации муниципального образования "Город Саратов" подана апелляционная жалоба. В жалобе представитель ответчика просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
По мнению автора жалобы, решение суда постановлено с существенным нарушением норм материального и процессуального права, поскольку обязанность по обеспечению граждан, проживающих в жилом "адрес" по адресу: "адрес", на администрацию муниципального образования "Город Саратов" не возложена, не была соблюдена процедура признания дома непригодным для проживанияля "данные изъяты" органом местного самоуправления решение о сносе дома не принималось. Автор жалобы полагает, что согласно действующему жилищному законодательству на орган местного самоуправления не может быть возложена обязанность по обеспечению жилыми помещениями собственников жилых помещений. Статья 32 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием для предъявления органом местного самоуправления к собственникам требования о сносе или реконструкции указанного дома. В случае невыполнения собственниками жилых помещений данных мероприятий в установленные органом местного самоуправления сроки, должно производиться изъятие земельного участка для муниципальных нужд и решение об изъятии жилых помещений путем выкупа.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе (в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии со статьей 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Статья 40 Конституции РФ гарантирует каждому право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно статье 130 Конституции Российской Федерацииместное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами через выборные и другие органы местного самоуправления.
Статья 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает, что к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
Из материалов дела видно, что истцы Логинова В.В. и Логинов Е.А. являются собственниками трехкомнатной "адрес", общей площадью N кв. метров, расположенной по адресу: "адрес", по 1/2 доли в праве общей долевой собственности каждый. Право общей долевой собственности на квартиру приобретено истцами на основании договора на приватизацию жилого помещения N от "дата" (т.2 л.д. 13-15), право собственности истцов на квартиру зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (свидетельства о государственной регистрации права от "дата" - т.2 л.д. 16-17).
Согласно сведениям, предоставленным МУП "Городское бюро технической инвентаризации" Логинов Е.А. и Логинова В.В., являются собственниками жилого помещения по адресу: "адрес" (т. 2 л.д. 74-76).
По данным, содержащимся в выписке из Единого государственного реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, иных жилых помещений (помимо квартиры N, расположенной по адресу: "адрес") истцы на праве собственности не имеют (т.2 л.д. 96-97).
Согласно справке "данные изъяты"" от "дата" Логинов Е.А. и Логинова В.В. проживают и зарегистрированы в указанной квартире с "дата".
Статья 8 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего на момент признания жилого дома непригодным для постоянного проживания) предусматривала, что периодически, в сроки, устанавливаемые Советом Министров РСФСР, производится обследование состояния жилых домов государственного и общественного жилищного фонда. Непригодные для проживания жилые дома и жилые помещения переоборудуются для использования в других целях либо такие дома сносятся по решению Совета Министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного Совета народных депутатов, Совета народных депутатов автономной области, автономного округа, исполнительного комитета Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Проведение обследования состояния домов и жилых помещений, а также признание их непригодными для проживания производятся в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.
Положение по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденное Приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 05.11.1985 года N 529, предусматривало, что рассмотрение вопросов о непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания должно возлагаться на междуведомственные комиссии исполкомов районных (городских, районных в городах) Советов народных депутатов (пункт 1.2).
Решение о признании жилого дома или жилого помещения непригодным для постоянного проживания независимо от его ведомственной принадлежности выносится исполкомом районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Утвержденные исполкомами акты служат основанием для решения вопросов, связанных с проведением капитального ремонта, модернизации и реконструкции, непригодных для постоянного проживания жилых домов и жилых помещений либо с их сносом или переоборудованием для использования в других целях, в том числе - вопросов отселения и улучшения жилищных условий граждан, в установленном законодательном порядке (пункт 3.5 Положения).
Как видно из акта от 27.02.1998г. междуведомственной комиссии, образованной по распоряжению администрации Заводского района г. Саратова, жилой "адрес" в г. Саратове, признан непригодным для проживания. В акте указано, что жилые помещения в доме могут быть приведены в пригодное состояние при условии осуществления реконструкции и поддерживающего ремонта с установлением пояса жесткости.
Стороной истца представлено постановление администрации Заводского района города Саратова N от "дата" об утверждении актов постоянно действующей комиссии администрации Заводского района по обследованию зданий и сооружений от "дата" о признании "адрес" непригодным для проживания.
Поскольку жилищные правоотношения носят длящийся характер, - к данному спору применимы нормы, содержащиеся в Жилищном кодексе РФ в части тех прав и обязанностей, которые возникли после введения в действие Жилищного кодекса РФ (ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 года N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").
Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В силу ч. 8 ст. 32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
В период с 1998 по 2012 годы вопрос о реконструкции дома либо о сносе дома, а также об изъятии земельного участка для муниципальных нужд и о выкупе жилых помещений органами местного самоуправления не разрешался.
По мнению судебной коллегии, неисполнение положений жилищного законодательства по обеспечению жилищных прав лиц, проживающих в доме, признанном непригодным для проживания, не лишает граждан права требовать защиты их прав, в том числе путем предоставления другого жилого помещения в собственность.
Предоставление жилого помещения должно осуществляться в силу ч. 1 ст. 7 Жилищного кодекса РФ в соответствии с нормами, предусмотренными статьями 87, 89 Жилищного кодекса РФ, т.е. жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. При этом собственники имеют право на получение квартиры, состоящей из того же числа комнат, что и ранее занимаемое жилое помещение.
Учитывая изложенное, исходя из положений жилищного законодательства, вывод суда первой инстанции о возложении на ответчика обязанности предоставить истцам на праве собственности благоустроенное жилое помещение является законным и обоснованным.
Иные доводы, изложенные в жалобе, не опровергают выводы суда, являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции с изложением в решении соответствующих мотивов, представленным доказательствам дана надлежащая оценка их относимости, допустимости и достоверности. Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Заводского районного суда г. Саратова от 28 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.