Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Ретунской Н.В.,
судей Петровой Н.А., Тришкиной М.А.,
при секретаре Ефимовой Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рябцева В.М. к генеральному директору ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" о незаконности действий должностного лица газоснабжающей организации и возмещении убытков по апелляционной жалобе Рябцева В.М. на решение Ершовского районного суда Саратовской области от 17.04.2012 года, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи, объяснения Рябцева В.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Фоктова Н.В., действующего на основании доверенности, возражавшего против удовлетворения жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на жалобу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Рябцев В.М. обратилась в суд с иском к ответчику, просит суд признать действия ответчика по направлению властного предписания от 24.11.2011 года и возложению обязанности по его выполнению - незаконными. Возложить на ответчика обязанность в будущем проводить проверку правильности снятия потребителем показаний индивидуального прибора учета расхода газа, его исправности, целостности на нем пломб в заранее согласованное и удобное для сторон время. Восстановить нарушенное имущественное право и взыскать с ответчика убытки в размере 92,97 руб.
В обоснование заявленных требований указывает, что является собственником квартиры, расположенной по адресу: "адрес", в которой установлен индивидуальный прибор учета газа. Ответчиком 24.11.2011 года в адрес истца было направлено уведомление, полученное им 29.11.2011 года о том, что 08.12.2011 года в 8 ч. 30 мин. по его домашнему адресу будет проведено обследование (инвентаризация) газового хозяйства. Обследование было начато в другое время, отличное от указанного в уведомлении и окончено в 13 ч. 10 мин. В связи с чем истец понес убытки в размере 97,92 руб. так как был вынужден оформить 1 час своего рабочего времени 08.12.2011 года (с 8 ч.20 мин. до 9 ч. 20 мин.) без сохранения заработной платы, которые просит взыскать с ответчика. Кроме того, ответчик не имеет права без участия представителя УО ООО "ЖКХ" самостоятельно и противоправно посещать жилое помещение истца, поскольку он не является абонентом ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" и не получает от ответчика коммунальной услуги.
Решением Ершовского районного суда Саратовской области от 17.04.2012 года с общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Саратов" в пользу Рябцева В.М. взысканы убытки в размере 92,97 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 руб. В остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Рябцев В.М. ставит вопрос об отмене решения суда полностью и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований. Ссылается на то, что суд неправильно определил обстоятельства имеющие значение для дела, неправильно применил нормы материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют изложенным в решении суда обстоятельствам, не доказаны установленные судом обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушено единство судебной практики.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Рябцев В.М. постоянно проживает по адресу: "адрес".
В соответствии ст. 25 Конституции Российской Федерации жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
На основании ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Пунктом 2 статьи 543 ГК РФ установлено, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными нормативными правовыми актами.
В силу пункта 2 статьи 548 ГК РФ правила о договоре энергоснабжения применяются, в том числе, к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Следовательно, применение положений статьи 543 ГК РФ, возлагающей во взаимосвязи со статьей 548 ГК РФ обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность газовых сетей на газоснабжающую организацию, допускается лишь тогда, когда иное не установлено законами или иными правовыми актами.
Представителем отделения ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" по Ершовскому, Озинскому, Дергачевскому районам в адрес истца направлено уведомление о том, что 08.12.2011 года в 8 ч. 30 мин. по домашнему адресу истца будет проведено обследование (инвентаризация) газового хозяйства.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 года N 170, определяют, что техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств; контроль за техническим состоянием осуществляется путем проведения плановых и внеплановых осмотров, целью которых является установление возможных причин возникновения дефектов и выработка мер по их устранению (раздел 2).
В соответствии с подпунктом "б" п. 50 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307, исполнитель имеет право требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время в занимаемое им жилое помещение работников или представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования и выполнения необходимых ремонтных работ. В заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 6 месяцев, осуществлять проверку правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб (п.п. "г" п. 50).
Согласно подпункту "д" п. 52 этих Правил потребитель обязан допускать в заранее согласованное с исполнителем время в занимаемое жилое помещение работников и представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования и выполнения необходимых ремонтных работ.
Согласно действующему законодательству деятельность по содержанию и ремонту газового оборудования вправе осуществлять только специализированные газораспределительные организации, допущенные в установленном законодательством порядке к осуществлению деятельности по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и имеющие аварийно-диспетчерскую службу либо заключившие договор об оказании услуг аварийно-диспетчерской службы.
Уведомлением ответчика от 24.11.2011 года Рябцев В.М. был заблаговременно извещен о проведении обследования и имел реальную возможность корректировать время его проведения. Возражений по поводу проведения обследования от истца в адрес ответчика не поступало, напротив он в указанное в уведомлении время находился по домашнему адресу (л.д. 102-108). Из вышеизложенного следует, что направление уведомления истцу было выполнено в полном соответствии с требованиями действующего законодательства.
Отказывая в удовлетворении иска, суд правильно пришел к выводу о том, что ответчиком ничем права истца не нарушены, уведомление о проведении обследования (инвентаризации) газового хозяйства направлялось в адрес истца обоснованно, на законных основаниях. Истец, исходя из заявленных им исковых требований (л.д. 10-12) согласен, чтобы ответчик проводил обследование (инвентаризацию) газового хозяйства в его квартире, но только в удобное для сторон время.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они в полной мере основываются на обстоятельствах дела и требованиях действующего гражданского законодательства.
Доводы апелляционной жалобы, по сути, повторяют доводы, которым была дана надлежащая оценка в решении суда. Оснований не согласиться с этой оценкой у судебной коллегии не имеется.
На правильность постановленного решения не может также повлиять довод о том, что судом первой инстанции необоснованно применены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 года N 549.
Суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлиять на правильность вынесенного судом решения, коллегией не установлено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ершовского районного суда Саратовской области от 17.04.2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.