Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Гладченко А.Н.,
судей Желонкиной Г.А., Поляниной О.А.,
при секретаре Анищенко А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Нефтяная Компания "Ресурс" (далее -ООО "НК "Ресурс" на решение Кировского районного суда города Саратова от 15 марта 2012 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований общества с ограниченной ответственностью "НК "Ресурс" к Государственной инспекции труда в Саратовской области, третье лицо - Зябин В.А. о признании незаконными действий по проведению внеплановой выездной проверки, отмене предписания N 67-79-11 от 08 ноября 2011 года - отказать.
Заслушав доклад судьи Поляниной О.А., объяснения Ольшанской В.И., действующей на основании доверенности от 17 июня 2011 года сроком действия 3 года, поддержавшей жалобу, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ООО "НК "Ресурс" обратилось в суд к Государственной инспекции труда в Саратовской области (далее - ГИТ в Саратовской области) с вышеуказанными требованиями, обосновывая их тем, что государственным инспектором труда в Саратовской области Бондаревым А.В. на основании распоряжения от 02 ноября 2011 года N6-2329-11-ПБ проведена внеплановая выездная проверка ООО "НК "Ресурс" для обеспечения реализации государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создания благополучных условий труда, защиты трудовых прав и интересов работников и работодателей рассмотрения обращения о нарушении трудовых прав N7-2008-11-ОБ (о нарушении оплаты труда), в том числе с указанием оснований, предусмотренных ст. 360 ТК РФ. Полагал, что данная проверка должна быть проведена в целях, указанных в распоряжении, однако инспектор Бондарев А.В. в нарушение требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и ТК РФ фактически провел дополнительное расследование несчастного случая в порядке ст. 229.3 ТК РФ, по результатам которого 08 ноября 2011 года им составлены акт проверки N 67-79-11, заключение государственного инспектора труда и предписание N 67-79-11, в котором и.о. директору ООО "НК "Ресурс" предписывалось устранить нарушения трудового законодательства - оформить пострадавшему Зябину В.А. акт формы Н-1, который представить в Фонд социального страхования Саратовской области и выдать один экземпляр акта пострадавшему Зябину В.А. под роспись, выполнить мероприятия по устранению последствий несчастного случая с Зябиным В.А. по заключению государственного инспектора.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе ООО "НК "Ресурс" просит решение суда отменить как необоснованное, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. Указывает, что судом первой инстанции не исследовались обстоятельства, послужившие основанием к проведению внеплановой выездной проверки. Считают необоснованным вывод суда о признании письма ФИО9 как обращения, послужившего основанием к ее проведению. Распоряжение о проведении проверки не оформлено в установленной форме, в связи с чем истцу стало известно о проведении инспектором расследования несчастного случая после проведения проверки, получения заключения и предписания.
В своих возражениях на апелляционную жалобу ГИТ в Саратовской области просила оставить решение суда первой инстанции без изменения, поскольку государственный инспектор труда был вправе проводить дополнительное расследование несчастного случая с Зябиным В.А. без согласования с органами прокуратуры и выдачи соответствующего распоряжения работодателю, которому было известно о целях проведения проверки, в связи с предоставлением инспектору документов в отношении пострадавшего.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии со ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить расследование и учет в установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Согласно ст. 227 ТК РФ расследованию и учету подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателей (в том числе с лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.
Расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат события, в результате которых пострадавшими были получены: телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом; тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электрическим током, молнией, излучением; укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми; повреждения вследствие взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств, иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов, - повлекшие за собой необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших, если указанные события произошли:
в течение рабочего времени на территории работодателя либо в ином месте выполнения работы, в том числе во время установленных перерывов, а также в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства и одежды, выполнения других предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка действий перед началом и после окончания работы, или при выполнении
работы за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни;
при следовании к месту выполнения работы или с работы на транспортном средстве, предоставленном работодателем (его представителем), либо на личном транспортном средстве в случае использования личного транспортного средства в производственных (служебных) целях по распоряжению работодателя (его представителя) или по соглашению сторон трудового договора;
при следовании к месту служебной командировки и обратно, во время служебных поездок на общественном или служебном транспорте, а также при следовании по распоряжению работодателя (его представителя) к месту выполнения работы (поручения) и обратно, в том числе пешком;
при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха (водитель-сменщик на транспортном средстве, проводник или механик рефрижераторной секции в поезде, член бригады почтового вагона и Другие);
при работе вахтовым методом во время междусменного отдыха, а также при нахождении на судне (воздушном, морском, речном) в свободное от вахты и судовых работ время;
при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах, в том числе действий, направленных на предотвращение катастрофы, аварии или несчастного случая.
Расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат также события, указанные в части третьей настоящей статьи, если они произошли с лицами, привлеченными в установленном порядке к участию в работах по предотвращению катастрофы, аварии или иных чрезвычайных обстоятельств либо в работах по ликвидации их последствий.
Согласно п. 12 ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственной контроля (надзора) и муниципального контроля" особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении следующих видов государственного контроля (надзора): федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательств а и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В соответствии с ч. 5 ст. 1 указанного Федерального закона, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Порядок организации и проведения проверок работодателей определен статьей 360 ТК РФ, согласно которой государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей -физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в федеральную инспекцию труда в том числе: обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников; обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав; наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Из материалов дела следует, что 19 июня 2011 года произошел несчастный случай на производстве ООО "НК "Ресурс" с помощником бурильщика Зябиным В.А. По результатам расследования несчастного случая, завершившегося 30 сентября 2011 года, установлена вина ООО "НК "Ресурс" в произошедшем, ряд работников предприятия привлечены Ростехнадзором к административной ответственности. Впоследствии составлен Акт Н-1, который вручен потерпевшему Зябину В.А.
При подписании Акта Н-1 членом комиссии по расследованию несчастного случая, государственным инспектором труда в Саратовской области Бондаревым А,В. выражено особое мнение о нарушении порядка расследования несчастного случая, которое ООО "НК "Ресурс" оставило без ответа.
В Гострудинспекцию в Саратовской области 19 октября 2011 года обратился технический инспектор труда при Саратовской областной организации нефтегазстройпрофсоюза Российской Федерации Святогоров ФИО11 с информацией о нарушении порядка расследования несчастного случая в ООО "НК "Ресурс". На основании данного обращения, исполняющим обязанности заместителя руководителя ГИТ в Саратовской области Фроловым Н.А. 12 ноября 2011 года издано Распоряжение (приказ) N 6-2329-11-ПВ о проведении в ООО "НК "Ресурс" внеплановой выездной проверки, которая должна была быть проведена, как указано в распоряжении, в целях обеспечения реализации государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создания благополучных условий труда, защиты трудовых прав и интересов работников и работодателей рассмотрения обращения о нарушении трудовых прав N 7-2008-11-ОБ (о нарушении оплаты труда). Одним из правовых оснований проведения проверки указаны положения ст. 360 ТК РФ, регламентирующие порядок организации и проведения проверок работодателей.
В силу ст.ст. 256, 229.3 ТК РФ федеральная инспекция труда проверяет соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве; осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий,
подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 357 ТК РФ основным правом государственных инспекторов труда является, в том числе, расследование в установленном порядке несчастных случаев на производстве, а также предъявление работодателям и их представителям обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению.
Основанием для начала проведения любой проверки является распоряжение руководителя (его заместителя) о проведении соответствующей проверки в конкретном хозяйствующем субъекте. Типовая форма распоряжения о проведении проверки утверждена приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 года N 141.
В силу абз. 5 п. 3 ст. 1 указанного Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок не применяются: при расследовании причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинений вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу.
Расследование несчастных случаев на производстве регламентируются ТК РФ, постановлением Минтруда Российской Федерации от 24 октября 2002 года N 73 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях". В данных нормативных актах не предусматривает выдача работодателю специального распоряжения на проведение проверки по расследованию несчастных случаев. В силу ст. 360 ТК РФ внеплановая выездная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры и предварительное уведомление работодателя о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, предусмотренному абз. 4 ч. 7, не допускается.
В связи с изложенным суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что в данном случае госдуарственный инспектор труда вправе был проводить дополнительное расследование несчастного случая, произошедшего с Зябиным В.А., без согласования с органами прокуратуры и выдачи соответствующего распоряжения директору ООО "НК "Ресурс".
В соответствии с требованиями ст. 231 ТК РФ подача жалобы на действия государственного инспектора труда при расследовании несчастного случая не является основанием для невыполнения работодателем решений государственного инспектора труда.
Признание, соблюдение прав человека, надзор и контроль за этим, а также защита нарушенных прав граждан являются обязанностью государства. Статья 2 Конституции Российской Федерации предусматривает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью государства.
Сфера труда - это главная сфера признания и реализации,
конституционных прав и свобод человека и гражданина, поскольку активная жизнедеятельность человека проявляется в наиболыпе мере именно в трудовом созидательном процессе и в период рудовой активности.
Судебная коллегия соглашается с судом первой инстанции о несостоятельности выводов ООО "НК "Ресурс" о допущении Государственным инспектором труда Бондаревым А. В. грубых нарушений ст.ст. 10, 20 указанного Федерального закона N 294-ФЗ, и отсутствии оснований для признания незаконными действий ГИТ в Саратовской области по проведению внеплановой выездной проверки инспектором Бондаревым А.В., как и оснований для отмены предписания N 67-79-1 1 от 08 ноября 201 1 года, поскольку, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в соответствии со ст. 67 ГПК РФ в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности. Оснований для переоценки доказательств не имеется.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для отмены по существу правильного судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда города Сарата от 15 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нефтяная Компания "Ресурс" - без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.