Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе
председательствующего Заболотной Л.Н.,
судей Кириной Л.А., Кривошеевой Н.А.,
при секретаре Рословой А.В.,
с участием прокурора Волосатых Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационному представлению Вольского межрайонного прокурора Саратовской области Гладких Ю.Д. на решение Кировского районного суда г. Саратова от 14 октября 2010 года, которым в удовлетворении исковых требований Вольского межрайонного прокурора Саратовской области в интересах Митрофановой Е.П. к Министерству строительства и жилищно - коммунального хозяйства Саратовской области о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения отказано.
Заслушав доклад судьи Кириной Л.А., заключение прокурора отдела прокуратуры Саратовской области Волосатых Т.А., обсудив доводы кассационного представления и изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Вольский межрайонный прокурор Саратовской области обратился в суд с иском в интересах Митрофановой Е.П. к Министерству строительства и жилищно - коммунального хозяйства Саратовской области о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения. Свои требования обосновал тем, что Митрофанова Е.П., имеющая статус лица, оставшегося без попечения родителей, состоит на учете в Министерстве строительства и жилищно - коммунального хозяйства Саратовской области в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в виде предоставления социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения. Несмотря на то, что Митрофанова Е.П. закончила пребывание в образовательном учреждении в 2006 году, социальная выплата ей произведена не была.
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил обжалуемое решение.
В кассационном представлении Вольский межрайонный прокурор Саратовской области ставит вопрос об отмене состоявшегося судебного решения и направлении дела на новое рассмотрение. Считает, что судом неправильно применены нормы материального права и сделан необоснованный вывод о невозможности внеочередного предоставления социальных выплат.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения в пределах доводов кассационного представления (ст. 347 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его удовлетворения.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФжилыепомещенияпредоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся вжилыхпомещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очередижилыепомещенияпо договорам социального найма предоставляютсядетям- сиротам идетям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числадетей- сирот идетей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Данной норме полностью корреспондируют положения ч. 1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержкедетей- сиротидетей, оставшихся без попечения родителей", согласно которойдети- сироты идети, оставшиеся без попечения родителей, а такжедети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленногожилогопомещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очередижилойплощадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии правдетей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей, на имущество ижилоепомещениеустанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Статья 1 Закона Саратовской области от 28.04.2005 N 39-ЗСО (ред. от 26.10.2010) "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области" определяет категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений. К ним относятся граждане, вставшие на учет до 1 января 2005года, имеющие право на улучшение жилищных условий в соответствии с Федеральными законами"О ветеранах","О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в том числе: дети - сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и граждане, ранее имевшие статус детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 4.1 данного Закона указанным выше гражданам, меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями могут предоставляться по их выбору в форме социальных выплат на приобретение (строительство) жилого помещения либо в форме предоставления жилого помещения на основании договора социального найма из государственного жилищного фонда области. Порядок предоставления социальных выплат устанавливается Правительством области.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Митрофанова Е.П., __.__.1985 года рождения, имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей, с 01.04.2009 г. состоит на учете в Министерстве строительства и жилищно - коммунального хозяйства Саратовской области в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в виде предоставления социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения за N ___. Закрепленного за нейжилогопомещения, Митрофанова Е.П. не имеет.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает обоснованным вывод суда первой инстанции о наличие у истицы права на получение социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения.
Согласно п. 4 Положения "О порядке предоставления отдельным категориям граждан социальных выплат на строительство (приобретение) жилых помещений", утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 09.10.2008 N 382-П (ред. от 20.09.2010 г.) формирование списка нуждающихся в социальных выплатах на строительство (приобретение) жилых помещений осуществляется отдельно по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в которой каждый из нуждающихся в получении социальной выплаты был поставлен на жилищный учет в органах местного самоуправления или признан нуждающимся в улучшении жилищных условий уполномоченным органом в порядке, установленномЗаконом Саратовской области.
Пункт 9 названного Положения указывает, что формирование списка граждан - получателей социальных выплат, предоставляемых за счет субвенций из федерального бюджета, а также списка граждан - получателей социальных выплат, предоставляемых за счет средств областного бюджета, осуществляется уполномоченным органом из списка граждан, нуждающихся в социальных выплатах на строительство (приобретение) жилых помещений, отдельно по каждому муниципальному образованию и категориям граждан в той же хронологической последовательности, в которой каждый из нуждающихся в получении социальных выплат был поставлен на учет в органах местного самоуправления или признан нуждающимся в улучшении жилищных условий уполномоченным органом.
Согласно п. 10 Положения в случае высвобождения по каким-либо основаниям средств, предусмотренных на реализацию мероприятий, указанных впункте 1 настоящего Положения, свидетельства в пределах высвободившейся суммы средств подлежат выдаче гражданам, включенным в резерв в той же хронологической последовательности, в которой каждый из нуждающихся в получении социальной выплаты был поставлен на жилищный учет в органах местного самоуправления.
Из системного анализа вышеприведенных правовых норм следует, что поскольку формирование списка граждан получателей социальных выплат на строительство (приобретение) жилых помещений осуществляется в хронологической последовательности, в которой каждый из них был поставлен на учет или признан нуждающимся, а также учитывая, что в хронологической последовательности производится реализация высвободившихся сумм средств, в той же хронологической последовательности следует производить выплату, то есть, как правильно пришел к выводу суд первой инстанции, в порядке очередности.
Статья 8 ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 17.12.2009) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусматривает обеспечение детей - сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди только жилой площадью.
Право детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), на получение социальных выплат на приобретение (строительство) жилого помещения вне очереди законом не предусмотрено.
При таких обстоятельствах судебное решение следует признать законным и обоснованным, выводы суда мотивированны, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и в кассационном представлении не опровергнуты. Сама по себе иная оценка автором норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
Доводы кассационного представления на правильность обжалуемого судебного постановления повлиять не могут, материалами дела они не подтверждаются, были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ на основании исследования в судебном заседании всех представленных доказательств в их совокупности
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 347, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Саратова от 14 октября 2010 года оставить без изменения, кассационное представление Вольского межрайонного прокурора Саратовской области без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.