Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда
в составе:
председательствующего Коршунова Р.В.
судей Пантелеева В.М., Гладченко А.Н.
при секретаре Ребневой Е.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в Заводском районе г. Саратова (далее - УПФ) на решение Заводского районного суда г. Саратова от 28 февраля 2011 года, которым постановлено:
Признать протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 26.11.2010 г. N 3231 и решения УПФ от 26.11.2010 г. N об отказе Иванову А.Г. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости - незаконными.
Обязать УПФ включить Иванову А.Г. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по возрасту период работы с 30.09.1993 г. по 30.06.2003 г. в качестве слесаря по ремонту подвижного состава в цехе текущего ремонта в пассажирском вагонном депо ст. Саратов-1 Приволжской железной дороги, в Саратовской дирекции по обслуживанию пассажиров - филиале ФГУП Дирекции по обслуживанию пассажиров ПЖД МПС РФ и признать за ним право на досрочную трудовую пенсию по старости с 04.10.2010 г.
Взыскать УПФ в пользу Иванова А.Г. расходы по государственной пошлине в сумме 200 рублей.
Заслушав доклад судьи Пантелеева В.М., объяснения представителя УПФ - Авдеевой А.А.(доверенность N 3-Д от 01.01.2011г.), поддержавшей доводы кассационной жалобы, объяснения Иванова А.Г., его представителя адвоката Маркиной Н.И.(ордер N175 от 14 апреля 2011г.), возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, изучив материалы дела
УСТАНОВИЛА:
Иванов А.Г. обратился в суд с иском к УПФ с заявлением о признании незаконными протокола и решения. В обоснование иска указал, что 04 октября 2010 года он обратился в УПФ в Заводском районе г.Саратова с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости. Протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 26.11.2010г. N и решением УПФ от 26.11.2010г. N Иванову А.Г. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости было отказано в связи с тем, что стаж на соответствующих видах работ у него составляет 09 лет 01 месяц 19 дней, тогда как мужчине в возрасте 55 лет при наличии страхового стажа 25 лет необходимо иметь специальный стаж 12 лет 6 месяцев. Полагал вышеуказанные решения незаконными. Просил включить ему в специальный стаж период работы с 30.09.1993г. по 30.06.2003г. в качестве слесаря по ремонту подвижного состава в цехе текущего ремонта в пассажирском вагонном депо ст. Саратов-1 Приволжской железной дороги (далее - ПЖД) в Саратовской дирекции по обслуживанию пассажиров - филиале Федерального государственного унитарного предприятия (далее - ФГУП) Дирекции по обслуживанию пассажиров Приволжской железной дороги Министерства путей сообщения РФ (далее - ПЖД МПС РФ), признать за ним право на досрочную трудовую пенсию по старости с 04.10.2010г.
Суд, рассмотрев возникший спор, постановил указанное выше решение.
В кассационной жалобе УПФ просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование жалобы указывает, что судом нарушены нормы материального права. Полагает, что работа в цехе текущего ремонта, где работал истец, не дает права на досрочное назначение пенсии.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов кассационной жалобы (ч. 1 ст. 347 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации от 17.12.2001 N 173-ФЗ" трудовая пенсия по старости назначается мужчине в возрасте 55 лет при наличии страхового стажа 25 лет, из них 12 лет 6 месяцев на работах в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене.
Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 г. N 537 "О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в качестве рабочих локомотивных бригад, и работникам отдельных категории, непосредственно осуществляющим организацию перевозок и обеспечивающим безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, применяется Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, утвержденный постановлением Правительства РФ от 24.04.1992г. N 272.
В соответствии с указанным Списком, правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются слесари по ремонту подвижного состава всех наименований профессий, занятые на пунктах подготовки вагонов к перевозкам, пунктах технического (контрольно-технического и коммерческого) обслуживания (осмотра) вагонов станций внеклассных, первого и второго классов магистральных железных дорог.
В соответствии с п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 года N 555, а также ст. 66 ТК РФ, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Из материалов дела следует, что Иванов А.Г. принят в пассажирское вагонное депо ст. Саратов-1 Приволжской железной дороги слесарем по ремонту подвижного состава в цех текущего ремонта.
Перед самостоятельной работой истец проходил стажировку, впоследствии повысил разряд с 3-го до 4-го и освоил работу по ремонту автотормозов, в ходе работы проходил индивидуально-бригадное обучение по ремонту подвижного состава, имел 12% доплату за особые условия труда.
На основании справок N от 13.07.2005 г. (л.д.21) и N от 10.11.2010г. (л.д.22), уточняющих особый характер работ и условий труда, установлено, что Иванов А.Г. с 30.09.1993г. работал слесарем подвижного состава в пункте подготовки вагонов к перевозкам ст. Саратов-1 (по обслуживанию поездов своего формирования) внеклассной станции магистральных железных дорог со 100% занятостью. Должность Иванова А.Г. связана с непосредственным осуществлением организации перевозок и безопасности движения на железнодорожном транспорте. Станция Саратов-1 относится к внеклассной и к участку интенсивного движения поездов.
В силу инструкции Министерства путей сообщения РФ Главного пассажирского управления, являющейся обязательной к исполнению, основной деятельностью цеха текущего ремонта было техническое обслуживание вагонов.
На основании технологического процесса работы пассажирской технологической станции вагонного депо Саратов (л.д.95-129), установлено, что при выявлении неисправностей вагонов, осмотрщики делают размеловку, записывают в ремонтный журнал, на основании которых ремонтные бригады получают наряд на выполнение работ при осмотре тормозов, слесарь осматривает все детали ручного автоматического тормоза и устраняет их, то есть слесарями производится техническое обслуживание вагона для дальнейшего его безопасного движения. В технологическом процессе нет разграничений на цеха слесарей по ремонту подвижного состава.
В перечне работ с тяжелыми, вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда на предприятиях и в организациях железнодорожного транспорта и метрополитена (Приложение 1 к указанию МПС от 09.01.1987г. N Г-196у) (л.д.130) отнесены работники осуществляющие ремонт и обслуживание железнодорожных вагонов непосредственно на путях железнодорожных станций на пунктах технического обслуживания вагонов и подготовка вагонов под погрузку. Как следует из материалов дела, Иванов А.Г. имел указанную доплату к заработку 12%.
В соответствии с должностными инструкциями за спорный период, районный суд установил, что слесарь по ремонту подвижного состава 4 разряда пункта технического обслуживания (ПТО) и цеха текущего ремонта (далее - ЦТР) имеет одни и те же обязанности по техническому обслуживанию и ремонту поездов подвижного состава с той лишь разницей, что слесаря ПТО обслуживают проходящие (транзитные) подвижные составы, а слесаря ЦТР подвижные составы собственного формирования (л.д. 131-134).
В Едином тарифно-квалификационного справочника работ и профессий, раздел "слесарные и слесарно-сборочные работы", утвержденном постановлением Министерства труда РФ от 15.11.1999г. N (с изменениями от 13.11.2008г.) указано, какие функции обязан выполнять слесарь по ремонту подвижного состава 4-го разряда. Разграничений на слесарей ПТО и ЦТР в справочнике не имеется. Однако из трудовых функций следует, что слесарь по ремонту подвижного состава 4-го разряда выполняет техническое обслуживание вагонов (л.д.135-136).
Свидетель Т.Д.П. подтвердил, что работа слесарей по ремонту подвижного состава цеха текущего ремонта и цеха техобслуживания однотипна, поэтому они часто заменяли друг друга.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства и законодательство, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о включении спорных периодов работы Иванова А.Г. в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, поскольку выполняемые истцом трудовые функции, условия и характер деятельности являются тождественными работам, поименованным Списком N 272, и, с учетом включения спорных периодов работы в специальный стаж работы истца, признал за ним право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подп. 5 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ с момента первоначального обращения в УПФ.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела, согласуются с положениями п.9 постановления Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовую пенсию" N 25 от 20.12.2005г.
Доводы кассационной жалобы сводятся к иной оценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался ответчик в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.
Кассационная жалоба не содержат доводов, опровергающих выводы суда, в связи с чем не может повлечь отмену постановленного судом решения.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Заводского районного суда г. Саратова от 28 февраля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в Заводском районе г. Саратова - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.