Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда
в составе:
председательствующего Захарова В.Н.
судей Пантелеева В.М., Бугаевой Е.М.
при секретаре Аникиной С.А.
с участием прокурора Савиной С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационным жалобам комитета социальной защиты населения г. Саратова Министерства социального развития Саратовской области (далее - КСЗН), Федерального государственного учреждения Главного бюро медико-социальной экспертизы Саратовской области (далее - ФГУ ГБМСЭ) и кассационному представлению прокурора Волжского района г. Саратова на решение Волжского районного суда г. Саратова от 20 января 2011 года, которым постановлено:
Признать за Знаменским В.В. право на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью с 05 декабря 2007 года.
Обязать комитет социальной защиты населения г. Саратова Министерства социального развития Саратовской области в пользу Знаменского В.В. за счет средств федерального бюджета задолженность по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за период до 29.04.2009 года в размере 151 979 руб. 33 коп.
Заслушав доклад судьи Пантелеева В.М., объяснения представителя комитета социальной защиты населения г.Саратова Министерства социального развития Саратовской области - Метлиной Л.Ф. (доверенность N1 от 11.01.2011г.), представителя Федерального государственного учреждения Главного бюро медико-социальной экспертизы Саратовской области - Белых А.П. (доверенность N 24 от 06.05.2011г.), поддержавших доводы кассационных жалоб, объяснения Знаменского В.В., его представителя Зараковского С.Д. (доверенность от 02.11.2010г.), полагавших решение суда законным, заключение прокурора, полагавшего решение суда отменить, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Знаменский В.В. обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями, мотивируя тем, что является инвалидом 2-й группы. В период с 26.12.1988 г. по 11.04.1989 г. он принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Первично инвалидность ему устанавливалась временно по общему заболеванию при освидетельствовании в филиале N ФГУ ГБМСЭ с 05.12.2007 года. На основании полученной справки, истцу была назначена трудовая пенсия по инвалидности в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Волжском районе г.Саратова. Заявления истца в ГБМСЭ о проведении освидетельствования для установления причинной связи были оставлены без удовлетворения. Истец обращался в Санкт-Петербургский межведомственный экспертный совет для установления причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти у лиц, подвергшихся радиационному воздействию ФГУЗ "Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины" МЧС России по вопросу установления причинной связи инвалидности с воздействием радиационных факторов. В соответствии с решением межведомственного экспертного совета от 16.02.2009 года была установлена связь между наличием у истца инвалидности с воздействием радиационных фактов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. При повторном освидетельствовании 10.03.2009 года в филиале N ГБМСЭ ему была установлена бессрочно инвалидность "данные изъяты" группы по заболеванию, полученному в результате выполнения иных обязанностей военной службы связанному с катастрофой на Чернобыльской АЭС. При этом, прежняя справка об инвалидности и ее причине была заменена на новую, с указанием даты установления инвалидности с 10.03.2009 года. Комитет социальной защиты населения г.Саратова 22.04.2009 года выдал истцу удостоверение, как лицу перенесшему заболевания, связанные с радиационным воздействием, и ставшему инвалидом. В соответствии с решением Волжского районного суда г.Саратова от 18.12.2009 года денежная компенсация в базовом размере 2500 рублей была проиндексирована. При этом размер выплат составил 9943 руб. 90 коп. С 01.01.2009 года размер выплат составляет 10938 руб. 29 коп.
Знаменский В.В. считал, что имеет право на получение выплат с 05.12.2007 года, то есть с даты первичного освидетельствования. Просил признать за ним право на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, начиная с 05.12.2007 года, и взыскать в его пользу задолженность по ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью за период с 05.12.2007 г. по 29.04.2009 г. в размере 151979 руб. 33 коп.
Суд, рассмотрев возникший спор, постановил указанное выше решение.
В кассационной жалобе КСЗН просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на те же обстоятельства, на которые ссылался в суде первой инстанции в обоснование своих возражений. Считает, что выводы суда не соответствуют нормам материального права. Полагает, что суд нарушил нормы процессуального права.
В кассационной жалобе ГБМСЭ просит отменить решение суда, дело направить на новое рассмотрение. В обоснование жалобы ссылается на те же обстоятельства, на которые ссылался в суде первой инстанции в обоснование своих возражений. Считает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, нормам материального права. Полагает, что суд нарушил нормы процессуального права.
В кассационном представлении прокурор просит отменить решение суда, дело направить на новое рассмотрение. Считает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, нормам материального права. Указывает, что истцу причинная связь между повлекшим инвалидность заболеванием и радиационным воздействием была установлена только в 2009г., соответственно право на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда здоровью у него возникло только в 2009г., но не ранее.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции согласно требованиям ст. 347 ГПК РФ, исходя из доводов кассационных жалоб и представления, судебная коллегия считает, что оно подлежит отмене.
Из представленных материалов следует, что Знаменский В.В. в период с 26.12.1988 г. по 11.04.1989 г. он принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Истец является инвалидом "данные изъяты" группы. Первично инвалидность ему устанавливалась временно по общему заболеванию при освидетельствовании в филиале N ФГУ ГБМСЭ с 05.12.2007 года, на основании чего истцу была назначена трудовая пенсия по инвалидности. Позже, в соответствии с решением Санкт-Петербургского регионального межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов от 16.02.2009 года была установлена связь между наличием у истца инвалидности с воздействием радиационных фактов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. После чего, при повторном освидетельствовании 10.03.2009 года в филиале N ГБМСЭ истцу была установлена бессрочно инвалидность "данные изъяты" группы по заболеванию, полученному в результате выполнения иных обязанностей военной службы связанному с катастрофой на Чернобыльской АЭС. При этом, прежняя справка об инвалидности и ее причине была заменена на новую, с указанием даты установления инвалидности с 10.03.2009 года. 22.04.2009 года истцу выдано удостоверение как лицу, перенесшему заболевания, связанные с радиационным воздействием, и ставшего инвалидом. 30.04.2009г. КСЗН на основании заявления Знаменскому В.В. назначил ему ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере, установленном действующим законодательством. В соответствии с решением Волжского районного суда г.Саратова от 18.12.2009 года ежемесячная денежная компенсация истцу в размере 2500 рублей была проиндексирована и составила 9943 руб. 90 коп. С 01.01.2009 года размер компенсации составляет 10938 руб. 29 коп.
Удовлетворение заявленных требований Знаменского В.В. районный суд обосновал тем, что при первичном обращении в ноябре 2007 года истец был направлен на медико-социальную экспертизу 29.11.2007 года в филиал N Главного бюро МСЭ по Саратовской области, имевшего на указанный период полномочия для установления инвалидности в связи с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. При этом в направлении и приложенных к нему документах имелись сведения о наличии у него заболевания, радиационного облучения, ежегодном прохождении в связи с этим диспансеризации, курса реабилитации. В соответствии с п. 14 Правил признания лица инвалидом, утвержеднных постановлениеи Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 предусмотрено, что федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы определяют причину инвалидности с формулировкой "общее заболевание" при отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством Российской Федерации обстоятельств, являющихся причиной инвалидности. На момент обращения заявителя в 2007 году необходимый объем документов для установления причинной связи уполномоченным органом, имелся. В дальнейшем аналогичный объем документов был представлен истцом в Санкт-Петербургский межведомственный экспертный совет по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти у лиц, подвергшихся радиационному воздействию ФГУЗ "Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины".
Судебная коллегия находит ошибочным указанный вывод суда.
В соответствии с ч.4 ст. 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991 N 1244-1(в редакции от 10.11.2009г.) гражданам, указанным впунктах 1 и2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются специальныеудостоверения инвалидов, а гражданам, указанным впунктах 3 и4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаютсяудостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления. Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяютсяорганами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
Положениями частей 6, 7, 8, 9 вышеуказанного Закона предусмотрено, что настоящим Законом под причинной связью развившихся заболеваний и инвалидности лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, понимается связь между наступлением вредных последствий для здоровья указанных лиц и воздействием на них радиационных факторов вследствие чернобыльской катастрофы. Установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями.Положение о межведомственном экспертном совете по установлению причинной связи заболеваний и инвалидности утверждаетсяорганом, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Заключения межведомственных экспертных советов и военно-врачебных комиссий являются основанием для решения вопроса об установлении степени утраты трудоспособности, инвалидности и размеров возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 12. постановления Минтруда РФ от 15 апреля 2003 г. N 17 "Об утверждении разъяснения "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности" (в редакции от 29.04.2005г.) причина инвалидности с формулировкой "заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС" устанавливается указанным в пункте 2 части первой статьи 13 Закона бывшим военнослужащим и гражданам, призванным на специальные сборы и привлеченным к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, на основании удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и заключения межведомственного экспертного совета о причинной связи заболеваний, приведших к инвалидности, с воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
При установлении инвалидности бывшему военнослужащему и гражданину, призванному на специальные сборы и привлеченному к выполнению работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, по увечью (ранению, травме, контузии), заболеванию, связанному с воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и имеющему заключение ВВК о причинной связи этого увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, причина инвалидности определяется в точном соответствии с заключением ВВК.
Пунктами 1,2,4 Приказа МЧС РФ N 728, Минздравсоцразвития РФ N 832, Минфина РФ N 166н от 08.12.2006г. (в редакции от 24.06.2009г.) "Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы" установлено, что порядок и условия оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы (далее - Порядок) устанавливает единые обязательные на всей территории Российской Федерации правила оформления и выдачи удостоверения (далее - удостоверение) гражданам, указанным впунктах 1 и2 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон). Удостоверения, выданные гражданам до принятия настоящего Порядка, действительны для предоставления мер социальной поддержки. Удостоверение выдается: а) гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; б) инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа: граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС. Для оформления и получения удостоверения граждане обращаются в уполномоченный орган по месту жительства (работы) с письменным заявлением, к которому прилагаются (в зависимости от категории граждан) следующие документы: паспорт гражданина Российской Федерации (для детей, не достигших 14-летнего возраста, -свидетельство о рождении); удостоверение или справка установленного образца, подтверждающие факт проживания (прохождения военной или приравненной к ней службы) в зоне радиоактивного загрязнения, эвакуации или переселения из зоны радиоактивного загрязнения; удостоверение установленногообразца, подтверждающее факт участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; заключение межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии о причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы;справка федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающая факт установления инвалидности (для инвалидов).
В пунктах 4, 5, 7 Порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС" утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.08.2001 N 607(в редакции от 20.06.2005г.) указано, что выплата денежной компенсации инвалидам производится органами социальной защиты населения или иными государственными органами, которым федеральным законом о федеральном бюджете предусмотрены денежные средства на выплату указанной денежной компенсации. Для осуществления выплаты денежной компенсации инвалидам представляются следующие документы (их заверенные в установленном порядке копии): заявление о выплате денежной компенсации; копия специального удостоверения инвалида; копиясправки федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающей факт установления инвалидности; копия заключениямежведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии о причинной связи инвалидности с радиационным воздействием или с работами по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы. Денежная компенсация выплачивается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами, а при пересмотре ее размера в связи с изменением группы инвалидности, состава семьи, потерявшей кормильца, и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления.
Таким образом, из указанных выше положений законодательства следует, что право на выплату денежной компенсации в соответствии с Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" у истца возникло с момента со дня подачи заявления органами социальной защиты населения со всеми необходимыми документами, в том числе копий специального удостоверения инвалида,справки федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающей факт установления инвалидности; копии заключениямежведомственного экспертного совета о причинной связи инвалидности с радиационным воздействием или с работами по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы.
Районным судом приведенные выше положения законодательства не были применены. Судом были применены нормы Федерального закона от 24 июля 1998г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", касающиеся порядка назначения и выплаты платежей, которые к данной категории правоотношений не применяются в связи с тем, что вопросы выплаты ежемесячной денежной компенсации регулируются нормами специального Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и вышеупомянутого Порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причинённого здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 21.08.2001 г. N 607.
По приведенным выше мотивам, постановленное по делу решение не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене, исходя из положений ст. ст. 361, 362, 364 ГПК РФ. При этом судебная коллегия считает возможным, не передавая материалы дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, как не основанных на законе.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Волжского районного суда г. Саратова от 20 января 2011 года отменить.
Принять новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Знаменскому В.В. о признании за ним права на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью с 05 декабря 2007 года и взыскании задолженности по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.