Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего судьи Коршунова Р.В.,
судей Бартенева Ю.И., Михайлова В.Е.,
при секретаре Ребневой Е.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Главного Управления внутренних дел по Саратовской области на решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 8 апреля 2011 года, которым постановлено:
Признать за Лариной В.П. и Лариным А.П. право на выплату пенсии по случаю потери кормильца и обязать выплачивать Лариной В.П. и Ларину А.П. с 01.03.2011 г. пенсию по случаю потери кормильца с повышением на 32 % расчетного размера пенсии на каждого, с последующей индексацией, согласно действующему законодательству и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Взыскать с Главного Управления внутренних дел по Саратовской области в пользу Лариной В.П. недополученную пенсию по случаю потери кормильца за период с 29.06.2007 г. по 28.02.2011 г. в размере 33354 руб. 22 коп.
Взыскать с Главного Управления внутренних дел по Саратовской области в пользу Ларина А.П. недополученную пенсию по случаю потери кормильца за период с 01.05.2007 г. в размере 34317 руб. 72 коп.
Заслушав доклад судьи, объяснения представителя Главного Управления внутренних дел по Саратовской области Шпорт О.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Лариных В.П. и А.П. - Нестеренко М.В., возражавшей против доводов жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ларины В.П. и А.П. обратились с иском к Главному Управлению внутренних дел по Саратовской области о признании за ними права на выплату пенсии по потере кормильца с учетом и согласно п. "г" ст. 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N4468-1 и обязать ответчика выплачивать с 01 марта 2011 года пенсию по случаю потери кормильца с повышением на 32 % расчетного размера пенсии на каждого, с последующей индексацией, согласно действующему законодательству и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Просили взыскать с ГУВД по Саратовской области недополученную пенсию по случаю потери кормильца: в пользу Лариной В.П. за период с 29.06.2007 г. по 28.02.2011 г. в размере 33354 руб. 22 коп.; в пользу Ларина А.П. за период с 01.05.2007 г. в размере 34317 руб. 72 коп.
В обоснование заявленного требования указано, что истцы являются получателями пенсии по потере кормильца, в связи с гибелью сына Ларина В.А., который являлся ветераном боевых действий, принимал участие в контртеррористической операции на территории Северо- Кавказского региона и выполнял служебно - боевые задачи в Чеченской республике. В соответствии с пунктом 1 ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 они имеют право на пенсию в повышенном размере, а именно на 32% расчетного размера пенсии, указанного в статье 46 Закона. Однако ответчик в полном объеме не выплачивает им пенсию по случаю потери кормильца.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального права. Выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Истцы не могут относиться к категориям пенсионеров (ст. 45), имеющих право на повышение пенсий, поскольку не являлись участниками боевых действий и, следовательно, не могут предъявить свидетельство о праве на льготы. Ларин В.А. ветераном боевых действий не являлся, соответствующего удостоверения не имел, факт участия его в боевых действиях не установлен, в связи с чем он не мог пользоваться льготами, предоставленными ветеранам боевых действий.
Проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В судебном заседании установлено, что истцы являются получателями пенсии по случаю потери кормильца, как родители военнослужащего Ларина В.А., погибшего при исполнении служебных обязанностей.
Пенсия им назначена в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В соответствии с подпунктом "г" пункта 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, службе по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются: ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
В соответствии с частью 1 статьи 46 названного Закона РФ минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, определяются исходя из расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии, предусмотренном подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", и пересматриваются одновременно с изменением (индексацией) размера указанной социальной пенсии.
Исходя из требований подпункта 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что размер пенсии по случаю потери кормильца у истцов определен без учета повышения, предусмотренного п. "г" ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1.
Поскольку истцы являются получателями пенсии по случаю потери кормильца, который являлся ветераном боевых действий, суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу о том, что истцы имеют право на увеличение размера пенсии в порядке, установленном п. "г" ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1, и обязал ответчика выплачивать истцам с 01 марта 2011 года пенсию по случаю потери кормильца с повышением на 32 % расчетного размера пенсии на каждого, с последующей индексацией, согласно действующему законодательству и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и взыскал с ГУВД по Саратовской области в пользу истцов недополученную пенсию по случаю потери кормильца: в пользу Лариной В.П. за период с 29.06.2007 г. по 28.02.2011 г. в размере 33354 руб. 22 коп.; в пользу Ларина А.П. за период с 01.05.2007 г. в размере 34317 руб. 72 коп.
Судебная коллегия соглашается с решением суда, так как приведенные в судебном решении выводы об обстоятельствах дела подтверждены доказательствами, мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела, и в жалобе не опровергнуты.
При разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться, и обстоятельства, имеющие значение для дела.
Доводы кассационной жалобы о том, что истцы не могут относиться к категориям пенсионеров (ст. 45), имеющих право на повышение пенсий, поскольку не являлись участниками боевых действий и, следовательно, не могут предъявить свидетельство о праве на льготы, являются неправильным толкованием норм права.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в органах внутренних дел производится на основанииЗакона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В соответствии состатьей 5 вышеуказанного Закона, в случае гибели или смерти лиц, на которых распространяется действие этого закона, их семьи приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.
Согласностатье 49 данного Закона пенсии подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.
Встатье 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 приведен перечень категорий пенсионеров, которым повышаются установленные размеры пенсий. К числу данных лиц отнесены и ветераны боевых действий.
Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" предусматривает три вида пенсии, две из которых - пенсия по инвалидности и пенсия за выслугу лет - получают сами военнослужащие, и третий вид пенсий - по случаю потери кормильца, которую в соответствии сост. 28 данного Закона получают семьи погибших военнослужащих. Размер всех видов пенсий зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого согласностатье 43 вышеуказанного Закона, то есть тех сумм выплат, которые получал сам кормилец.
Из материалов дела видно, что сын истцов Ларин В.А. являлся ветераном боевых действий и в соответствии состатьей 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 при жизни имел право на повышение пенсионных выплат с учетом 32%.
Вышеуказаннаястатья 45 помещена в разделе "Исчисление пенсий", где учитываются общие положения для всех видов пенсий, назначаемых на основании данногоЗакона. Самастатья определяет заслуги военнослужащих перед Родиной и их право на повышение пенсий с учетом этих заслуг.
Субъектами получения пенсии за выслугу лет и по инвалидности являются военнослужащие, а субъектами получения пенсии по случаю потери кормильца в соответствии состатьей 29 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 являются нетрудоспособные члены семьи погибшего военнослужащего.
Таким образом, вывод суда о наличии у истцов права на перерасчет получаемой пенсии по случаю потери кормильца основан на законе и материалах дела.
Из системного толкования подлежащих применению правовых норм следует, что указанная надбавка начисляется к пенсии, получаемой членами семьи погибшего (умершего) военнослужащего и назначенной в соответствии с названнымЗаконом, поскольку данный вид пенсии предусмотрен встатье 45 Закона, предусматривающей право на повышение пенсионных выплат.
Этот же вывод вытекает и из содержаниячасти 4 статьи 46 того же Закона, устанавливающей повышение пенсии по случаю потери кормильца всем нетрудоспособным членам семьи погибшего военнослужащего.
Доводы жалобы о том, что Ларин В.А. ветераном боевых действий не являлся, факт участия его в боевых действиях не установлен, опровергаются материалами дела: справкой отдела военного комиссариата Саратовской области по г. Энгельс и Энгельсскому району от 03.03.2011 г. N 2/151, согласно которой Ларин В.А. в период с 05.01.2003 г. по 15.04.2003 г. находился в служебной командировке и выполнял служебно - боевые задачи на территории Чеченской республики в составе 375 отдельного батальона оперативного назначения (л.д.10), сведениями о выполнении служебных обязанностей (л.д.41), представленной в суд кассационной инстанции выпиской из приказа командира войсковой части 6752 МВД России от 31.03.2003 г. N 106, согласно которой зам.командира по РЛС ст.лейтенант Ларин В.А. фактически принимал участие в боевых действиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо- Кавказского региона в период с 01.03.2003 г. по 10.03.2003 г. в количестве 10 дней.
Таким образом, оснований для отмены постановленного решения суда и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 8 апреля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Главного Управления внутренних дел по Саратовской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.