Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда
в составе:
председательствующего Коршунова Р.В.
судей Пантелеева В.М., Михайлова В.Е.
при секретаре Ребневой Е.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Военного комиссариата Саратовской области на решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 05 мая 2011 года, которым постановлено:
Иск Жумагулова Б.Т. к Военному комиссариату Саратовской области о признании права на пересмотр размера пенсии с учетом увеличения должностного оклада, о взыскании задолженность по пенсии с учетом роста индексов потребительских цен, удовлетворить частично.
Взыскать с Военного комиссариата Саратовской области в пользу Жумагулова Б.Т. задолженности по пенсии с учетом роста индексов потребительских цен за период с 01.09.2002 года по 31.08.2009 года в размере 68228 руб. 73 коп.
Заслушав доклад судьи Пантелеева В.М., объяснения Жумагулова Б.Т., полагавшего решение суда оставить без изменения, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Жумагулов Б.Т. обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя тем. что с 06 октября 1994 года он является получателем пенсии за выслугу лет, уволен из Вооруженных Сил с должности бортового техника-инструктора, в соответствии с летной книжкой имеет квалификацию военного техника 1-го класса. Он обратился к ответчику с заявлением о перерасчете размера пенсии в соответствии с повышением должностного оклада с учетом квалификационной категории. Ответчик признал за ним право на увеличение должностного оклада с учетом квалификационной категории бортового специалиста 2 класса и произвел пересмотр размера пенсии с учетом увеличения должностного оклада бортового специалиста 2 класса на 25%, выплатив задолженность по пенсии за 1 год, предшествующий дню подачи заявления о пересмотре размера пенсии, то есть за период с 01.09.2009 года по 30.09.2010 года. Просил суд признать за ним право на пересмотр размера пенсии в соответствии с увеличением должностного оклада по квалификационной категории военный техник первого класса с 01.06.2000 года на 25%, с 01.01.2006 года на 35%, обязать ответчика назначить пенсию в размере с учетом увеличения должностного оклада на 35%, взыскать с военного комиссариата Саратовской области в его пользу задолженность по пенсии за период с 01.06.2000 года по 31.08.2009 года, исчисленную с учетом роста индексов потребительских цен, в размере 119469 руб. 01 коп.
Суд, рассмотрев возникший спор, постановил указанное выше решение.
В кассационной жалобе военный комиссариат Саратовской области просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы ссылается на те же обстоятельства, на которые ссылался в суде первой инстанции в обоснование своих возражений. Считает, что выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам дела и нормам материального права.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям ст. 347 ГПК РФ, исходя из доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела следует, что Жумагулов Б.Т. с 06.10.1994 года является получателем пенсии за выслугу лет, уволен из Вооруженных Сил с должности бортового техника-инструктора. В соответствии с летной книжкой в период службы ему неоднократно определялась квалификация: приказом Главнокомандующего Вооруженных Сил N от 05.04.1989 года - военный техник 3 класса; приказом Главнокомандующего Вооруженных Сил N от 26.10.1990 года - военный техник 2 класса, приказом Главнокомандующего Вооруженных Сил N от 28.11.1991 года - военный техник 1 класса.
Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 396 утверждено Положение об определении квалификации летного состава государственной авиации, которым предусмотрено увеличение должностных окладов военнослужащим, проходящим военную службу, и работникам (сотрудникам), проходящим государственную службу на должностях летного состава и имеющим присвоенные в установленном порядке квалификационные категории "летчик (штурман)", "летчик (штурман) - инструктор 2, 1 классов", "летчик (штурман)-снайпер", "бортовой специалист 2, 1 класса", "бортовой специалист-мастер", при этом квалификационные категории "бортовой специалист 3, 2 и 1 классов" и "бортовой специалист-мастер" введены этим Положением впервые.
Классификация членов экипажей воздушных судов (кроме летчиков и штурманов) ранее проводилась в соответствии с Инструкцией о порядке проведения классификации офицеров инженерно-технического состава авиации Вооруженных Сил СССР, занимающих должности инженера и техника и входящих в экипажи самолетов и вертолетов, утвержденной приказом Министра обороны СССР 1987 года N0112. Этой Инструкцией введен порядок проведения классификации, приближенный к порядку, применяющемуся для летчиков и штурманов. В 1990 году приказом Министра обороны СССР N 0190 введена в действие Инструкция, которая установила единые порядок, нормы и требования для определения квалификации летчиков, штурманов, инженеров и техников, выполняющих свои обязанности в полете.
Приказом Министра обороны СССР от 15 марта 1991 г. N 063 в приказ N 0190 внесены изменения и в дальнейшем порядок присвоения (подтверждения) членам экипажей воздушных судов (кроме летчиков и штурманов) квалификационных категорий изменился и стал максимально приближен к порядку, установленному для определения классности наземных специалистов, которая проводилась в соответствии с приказом 1990 года N 080.
Для присвоения впервые введенных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 396 квалификационных категорий бортовых специалистов этим нормативным актом введены новый порядок и более высокие требования, чем те, которые по-прежнему используются при квалификации военнослужащих нелетных специальностей.
Таким образом, в период с 1987г. (Приказ МО РФ N 0112) по март 1991 г. (Приказ МО РФ N 063) другие члены экипажей воздушных судов (бортовые инженеры и техники офицерского состава) квалифицировались в соответствии с порядком, сходным для определения квалификации летчиков и штурманов.
Постановлением Правительства РФ от 16 августа 2002 г. N 611 в постановление Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 396 внесены изменения, предусматривающие, что Положение об определении квалификации летного состава государственной авиации распространяется на летный состав, которому были присвоены квалификационные категории в порядке, установленном для летчиков и штурманов, до вступления в силу настоящего Положения, то сеть в порядке, который действовал в период с 1987 г. по март 1991 г. и был установлен после 16.08.2002 г.
Подпунктом "д" п. 1 приказа Министра обороны РФ N288 и руководителей других силовых ведомств от 12 июля 2007 г. "О мерах по совершенствованию работы по определению квалификации летного состава государственной авиации" предусмотрено производить перерасчет ранее назначенных пенсий гражданам, уволенным с военной службы и занимавшим ранее:
- воинские (штатные) должности летного состава и имеющим право на пенсионное обеспечение с учетом увеличения окладов по этим должностям за присвоенную в установленном порядке соответствующую квалификационную категорию (классную квалификацию, классность);
- должности офицеров, относящиеся к должностям бортовых инженеров и бортовых техников, и имеющим право на пенсионное обеспечение с учетом увеличения окладов по этим должностям за соответствующую классность, присвоенную в порядке, установленном для летчиков и штурманов.
Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что право на повышение должностного оклада с увеличением за квалификационную категорию и, соответственно, право на перерасчет пенсии с учетом этого обстоятельства имеют не все члены экипажей воздушных судов, а лишь те, кому классная квалификация присвоена в порядке, установленном для летчиков и штурманов. Такой порядок действовал в период с мая 1987 г. по март 1991 г. и был определен после 23 августа 2002 г.
Как установлено районным судом истец состоял в воинской должности летного состава, являлся бортовым специалистом, в соответствии с летной книжкой в период службы ему неоднократно определялась квалификация: приказом Главнокомандующего Вооруженных Сил N от 05.04.1989года - военный техник 3 класса; приказом Главнокомандующего Вооруженных Сил N от 26.10.1990года - военный техник 2 класса, приказом Главнокомандующего Вооруженных Сил N от 28.11.1991года - военный техник 1 класса.
Таким образом, квалификация военный техник 1 класса была определена истцу 28.11.1991 года, т.е. за пределами периода (с мая 1987 г. по март 1991 г.), в котором присвоение квалификации давало право на повышение должностного оклада с увеличением за квалификационную категорию, что не позволяет суду согласиться с требованиями истца о признании за ним права на повышение размера пенсии с учетом квалификации бортового специалиста 1 класса.
Учитывая, что право на пересмотр размера пенсии с учетом повышения должностного оклада в соответствии с классной категорией бортовой специалист 1 класса (35%) у истца отсутствует, суд первой инстанции обоснованно указал, что не может быть удовлетворен иск в части признания права на пересмотр пенсии с учетом повышения должностного оклада в соответствии с классной категорией бортовой специалист 1 класса и возложения на ответчика обязанности установить размер пенсии в соответствии с классной категорией ботовой специалист 1 класса (35%).
Вместе с тем является бесспорным право истца на пересмотр размера пенсии с учетом повышения должностного оклада военнослужащим, имеющим классную категорию - военный техник 2 класса, учитывая, что такого рода классная категория определена истцу приказом Главнокомандующего Вооруженных Сил N от 26.10.1990 г., то есть в период с мая 1987 г. по март 1991 г.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно посчитал, что данные обстоятельства являются основанием для пересмотра размера пенсии истца, при этом суд учитывает положения действующего законодательства и нормативно-правовых норм регулирующих вопросы назначения пересмотра пенсии лицам, проходившим военную службу.
Положениями ст. 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" установлены основания пересмотра пенсий лиц, проходивших военную службу. Одним из оснований пересмотра пенсии указанным лицам является увеличение денежного довольствия лицам рядового, начальствующего состава, находящимся на службе. Пенсия подлежит пересмотру исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением (пп. "б" п. 1 ст. 49).
Порядок пересмотра размера пенсий определяется Правительством Российской Федерации.
Названный порядок установлен пп. "б" п. 14 Постановления Правительства 1 Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях, органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации". Согласно названному положению в случае увеличения денежного довольствия военнослужащим одновременно подлежат пересмотру пенсии, назначенные ранее уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава.
Таким образом, основанием для пересмотра размера пенсии, назначенной ранее уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава, является факт увеличения денежного довольствия военнослужащим, находящимся на действительной службе.
В рассматриваемом деле таким основанием для пересмотра размера пенсии является Постановление Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 396. Однако, учитывая, что действие названного Постановления Правительства РФ было распространено на ту категорию лиц, к которой относится истец лишь с 01.09.2002года, когда в постановление Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N396 внесены изменения постановлением Правительства РФ от 16 августа 2002 г. N611, районный суд обоснованно пришел к выводу о том, что право на пересмотр размера пенсии возникло у истца с момента внесения этих изменений, т.е. с 01.09.2002 г.
При изложенных обстоятельствах, были удовлетворены требования истца о взыскании с ответчика задолженности по пенсии за период с 01.09.2002 г. по 31.08.2009 г., поскольку за период с 01.09.2009 г. по 30.09.2010 г. ответчик выплатил задолженность по пенсии до обращения истца с иском в суд.
Согласно постановлению Правительства РФ N 396 от 23.05.2000 года и изменений, которые были внесены Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2005 г. N 796 "О дополнительных мерах по материальному стимулированию отдельных категорий военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации", постановление Правительства РФ от 17 января 2007 г. N19 "О дополнительных мерах по материальному стимулированию отдельных категорий военнослужащих и работников (сотрудников), проходящих государственную службу на должностях летного состава государственной авиации", должностные оклады бортовым специалистам 2 класса увеличивались на 10% с 01.06.2000года, на 25% с 01.01.2007года.
При определении размера задолженности истца, кроме изложенных выше обстоятельств, суд учитывал, что в силу инфляционных процессов, истец понес убытки, которые подлежат возмещению путем индексации задолженности по пенсии на индексы роста уровня потребительских цен, поскольку в соответствии с пунктом 8 и подпунктом "а" пункта 9 постановления Совет Министров - Правительство Российской Федерации 22 сентября 1993 года приняло постановление N941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" пенсии уволенным со службы военнослужащим исчисляются из суммы их денежного довольствия, в которое включаются оклад по последней штатной должности, оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентная надбавка за выслугу лет, исчисленная из этих окладов, с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии.
Согласно подпункту "а" пункта 14 указанного Постановления в предусмотренных законодательством случаях повышения стоимости жизни или увеличения денежного довольствия состоящих на службе военнослужащих либо повышения установленного федеральным законом минимального размера пенсии по старости пенсии, назначенные в соответствии с Законом от 12 февраля 1993 года подлежат пересмотру: в случае повышения стоимости жизни пенсии, назначенные ранее уволенным со службы военнослужащим и их семьям, повышаются (индексируются) с учетом индекса стоимости жизни за соответствующий период, определяемого компетентным государственным органом, в порядке, размерах и со срока, установленных законодательством Российской Федерации и нормативными актами Правительства Российской Федерации об индексации денежных доходов населения.
Статьей 58 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств в психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" установлено, что сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, подлежит выплате за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Таким образом, согласно пункту 8 постановления Совета Министров Российской Федерации от 22.09.1993 г. N941 в случае перерасчета получаемой указанными лицами пенсии такой перерасчет производится с учетом индексации.
При индексации подлежат применению индексы потребительских цен на продовольственные и непродовольственные товары, а также на платные услуги. Для индексации недоплаченной истцу пенсии суд применяет индексы потребительских цен согласно сведениям Саратовского органа Федеральной службы государственной статистики.
Поскольку, выплата пенсии в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, причинила имущественный вред истцу, суд удовлетворил требование истца об индексации суммы недоплаченной пенсии с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики.
Суд первой инстанции при удовлетворении исковых требований исходил из того, что право на повышение размера пенсии у истца возникло не по личным индивидуальным обстоятельствам, а в связи с увеличением должностных окладов действующим военнослужащим в порядке и размере, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации "Об определении квалификации летного состава государственной авиации" от 23 мая 2000 года N 396 и Постановления Правительства РФ, которыми в него вносились изменения, установившего повышение должностных окладов индивидуально неопределенному кругу субъектов.
А потому, суд посчитал, что к спорным правоотношениям применимы нормы ст. 49 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной и противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", как устанавливающие общие основания для перерасчета пенсии, а именно - увеличение денежного довольствия военнослужащих, в которое входит и должностной оклад.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Более того, из п.1Приказа Минобороны РФ, МВД РФ, МЧС РФ, ФСБ РФ и Федеральной таможенной службы от 12 июля 2007г. N288/627/386/369/855 "О мерах по совершенствованию работы по определению квалификации летного состава государственной авиации" следует, что военным комиссарам приказано обеспечить условия для проведения работы по определению квалификации летного состава государственной авиации, а также произвести перерасчет назначенных пенсий гражданам (членам их семей), уволенным с военной и иной государственной службы и занимавшим ранее воинские (штатные) должности летного состава и имеющим право на пенсионное обеспечение с учетом увеличения окладов по этим должностям за присвоенную в установленном порядке соответствующую квалификационную категорию (классную квалификацию, классность).
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований истца является законным и обоснованным. Правильность расчета размерапенсии и задолженности попенсии, приведенного в решении суда, ответчиком не оспаривается.
Доводы кассационной жалобы сводятся к иной оценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался ответчик в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.
Кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, в связи с чем не может повлечь отмену постановленного судом решения.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 05 мая 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу военного комиссариата Саратовской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.