Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда
в составе:
председательствующего Коршунова Р.В.
судей Пантелеева В.М., Михайлова В.Е.
при секретаре Ребневой Е.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в Заводском районе г. Саратова (далее - УПФ) на решение Заводского районного суда г. Саратова от 13 апреля 2011 года, которым постановлено:
Исковые требования Трифоновой Светланы Викторовны удовлетворить.
Признать решение УПФ N от 07.02.2011 года незаконным в части отказа Трифоновой С.В. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с разделом XXIV Списка N2 как работнику, непосредственно обслуживающему больных.
Признать протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при УПФ N от 07.02.2011 года незаконным в части невключения в специальный стаж Трифоновой С.В., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 2 п. 1. ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периодов её работы с 03.12.1997 г. по 19.12.2004 г. в должности старшей медицинской сестры отделения реанимации и анестезиологии.
Обязать УПФ включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периоды работы Трифоновой С.В. с 03.12.1997 года по 19.12.2004 года в должности старшей медицинской сестры отделения реанимации и анестезиологии для инфекционных больных муниципального медицинского учреждения "Городская больница N2" и назначить ей пенсию со дня возникновения такого права, то есть с 11.10.2010 года.
Заслушав доклад судьи Пантелеева В.М., пояснения представителя УПФ -Бедринцева А.Ю. (доверенность N 2-Д от 01.01.2011г.), поддержавшего доводы кассационной жалобы, объяснения Трифоновой С.В., представителя МУЗ "Городская больница N 2 им. В.И.Разумовского" Семиковой С.Ю. (доверенность от 05.04.2011г.), полагавших решение суда оставить без изменения, исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Трифонова С.В. обратилась в суд вышеуказанными исковыми требованиями, мотивируя тем, что решением УПФ ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемой продолжительности стажа работы, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. В специальный стаж не был включен период ее работы с 03.12.1997 года по 19.12.2004 года в должности старшей медицинской сестры отделения реанимации и анестезиологии для инфекционных больных в ММУ Городская клиническая больница N 2. Считала указанные действия ответчика незаконным. Просила обязать УПФ включить ей вышеуказанный период работы в её специальный стаж, назначить досрочно трудовую пенсию по старости по основаниями, предусмотренным пп. 2 п. 1. ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", со дня возникновения такого права.
Суд, рассмотрев возникший спор, постановил указанное выше решение.
В кассационной жалобе УПФ просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении требований истца в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на те же обстоятельства, на которые ссылался в суде первой инстанции. Считает, что суд необоснованно сделал вывод о зачете в стаж спорного периода работы истицы, так как не была подтверждена занятость Трифоновой С.В. на работах по непосредственному обслуживанию инфекционных больных. Полагает, что истица не доказала обоснованность своих требований, в связи с чем оснований для их удовлетворения у суда не имелось. Выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального права.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям ст. 347 ГПК РФ, исходя из доводов кассационной жалобы и интересов законности, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 года N 173 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 указанного Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В силу п.2 указанной статьи Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 п.п. "б" постановления Правительства РФ от 18 июля 2002 г. N 537 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работниками, занятым на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список N2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10. При этом время выполнявшихся до 01 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком N2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.
Разделом XXIV Списка N 2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года N 10, предусмотрены работники учреждений здравоохранения и социального обеспечения, в туберкулезных и инфекционных учреждениях, отделениях, кабинетах: "средний медицинский персонал", "младший медицинский персонал".
В письме Минздрава РФ от 23 августа 1993 г. N 05-16/30-16 "О порядке применения раздела XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", установлено, что при решении вопросов, связанных с назначением льготных пенсий среднему и младшему медицинскому персоналу, непосредственно обслуживающему больных, по Списку N 2, раздел XXIV следует руководствоваться следующим: непосредственное обслуживание больных - это работа, выполнение которой осуществляется в условиях контакта медицинского работника и пациента. Выполнение ряда диагностических и лечебных процедур, мероприятий по уходу за больными, создание соответствующего лечебно-охранительного режима требуют непосредственного контакта персонала и пациентов. Например, проведение массажа, инъекций, процедур, манипуляций и т.д.
Виды деятельности среднего медицинского персонала, относящиеся к непосредственному обслуживанию больных в лечебно-профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, вошедших в раздел XXIV Списка N 2: прием больных в учреждение, отделение; организация питания больных; контроль за лечебно-охранительным режимом; замена отсутствующего среднего медицинского персонала в отделении старшей медицинской сестрой (палатные, процедурные, перевязочные и т.д.); производство инъекций, манипуляций, процедур (лечебных и диагностических), забор материала для исследования; участие в проведении обезболивания и оказании анестезиологической, хирургической и реанимационной помощи больным; проведение занятий по лечебной физкультуре; осуществление различных видов массажа; лечение больных в объеме терапевтической, стоматологической помощи, санация полости рта; обследование и наблюдение инфекционных и туберкулезных очагов.
В примерном перечне должностей средних медицинских работников, осуществляющих непосредственное обслуживание больных в лечебно-профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, вошедших в раздел XXIV Списка N 2, данного Письма указаны должности "старшая медицинская сестра" и "палатная медицинская сестра".
В соответствии с п. 6 Постановления Правительства РФ от 24.07.2002 года N 555 "Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий", а также ст. 66 ТК РФ, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка.
Из материалов дела следует и установлено судом, что в период с 03.12.1997 года по 19.12.2004 года Трифонова С.В. работала в должности старшей медицинской сестры отделения реанимации и анестезиологии для инфекционных больных ММУ "Городская клиническая больница N 2".
Отделение реанимации и интенсивной терапии для инфекционных больных было организовано с 01.11.1997 года на основании приказа Министерства здравоохранения Саратовской области от 07.05.1997 года N 398-п с целью оказания медицинской помощи инфекционным больным с острыми нарушениями функций жизненно важных органов. Указанное отделение относится к отделениям инфекционного профиля. Медицинский персонал имеет постоянный и непосредственный контакт с инфекционными больными, их выделениями, объектами окружающей больного среды и подвергается опасности заражения через пищу, воду, воздух и т.д., в связи, с чем средний и младший медицинский персонал имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Непосредственное обслуживание инфекционных больных Трифонова С.В. подтверждено должностной инструкцией старшей медицинской сестры отделения реанимации и интенсивной терапии для инфекционных больных, из которой следует, что она осуществляет контроль за лечебно-охранительным и санитарно-эпидемическим режимами, сопровождает врачей во время обхода, контролирует качество санитарной обработки всех поступающих больных, осуществляет наблюдение за больными и т.д.; обязана производить своевременное замещение среднего и младшего медицинского персонала, не вышедшего на работу, полностью укомплектовывать дежурную бригаду средним и младшим медицинским персоналом и при необходимости принимать личное участие в лечении больных(п.6); В силу п. Инструкции сопровождать врачей во время обхода, отмечая все назначенные изменения в лечении и уходе больных; контролировать качество санитарной обработки всех вновь поступивших больных медицинскими сестрами, контролировать выполнение правил приема и перевода в другие отделения, осуществлять уход и наблюдение за больными.
Также непосредственная занятость Трифоновой С.В. в течение полного рабочего дня в обслуживании больных подтверждается:
выписками из приказов по ММУ "Городская клиническая больница N 2 им. В.И. Разумовского", из которых усматривается, что истец совмещала свою работу с работой медсестры - анестезистки, палатной медсестры (л.д. 58-69, 106-121);
справками N от 17.12.2004 года и N-к от 04.07.2008 года, выданными Трифоновой С.В., где указано, что она действительно работала в ММУ "Городская клиническая больница N 2 им. В.И. Разумовского" с 03.12.1997 года по 19.12.2004 года в должности старшей медицинской сестры в отделении анестезиологии - реанимации для инфекционных больных на полную ставку и находилась в непосредственном контакте с инфекционными больными (л.д. 145, 146);
коллективным договором, зарегистрированным в Комитете по труду Министерства труда и социального развития области за N от 25.02.2001 года и N от 05.02.2004 года, разделом 3 которого установлена надбавка повышения окладов на 30 процентов в подразделении и должности с особо опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда, а в п.п. 3.1 указано отделение анестезиологии реанимации для инфекционных больных;
копиями медицинских карт стационарных больных, в которых имеются сведения о непосредственном участии Трифоновой С.В. в лечебном процессе: производство инъекций, манипуляций, процедур (лечебных и диагностических), забор материала для исследования; участие в проведении обезболивания и оказании анестезиологической помощи.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что истицей были представлены доказательства, подтверждающие ее непосредственную занятость в спорный период в течение полного рабочего дня в непосредственном обслуживании больных, и включил в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период её работы с 03.12.1997 года по 19.12.2004 года в должности старшей медицинской сестры отделения реанимации и анестезиологии для инфекционных больных.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Несостоятельными являются доводы жалобы о неверной оценке судом представленных доказательств. Суд первой инстанции при рассмотрении дела оценил указанные доказательства в соответствии с их относимостью и допустимостью. Оснований для переоценки доказательств и отмены судебного решения, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, не имеется.
Довод о том, что в выписке из лицевого счета застрахованного лица Трифоновой С.В. не указан код льгот - на правильность вынесенного решения повлиять не мог, поскольку судом установлено, что истица в спорные периоды осуществляла работу с тяжелыми условиями труда, а проставление указанного кода от её действия не зависело. Учитывая изложенное, довод кассационной жалобы в этой части судебная коллегия считает несостоятельным.
Доводы кассационной жалобы сводятся к иной оценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался ответчик в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, для отмены по существу правильного судебного постановления по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Заводского районного суда г. Саратова от 13 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в Заводском районе г. Саратова - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.