Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего: Елкановой И.А.
судей: Грибалевой М.Н., Тришкиной М.А.
при секретаре: Строкиной А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Елкановой И.А. дело по иску Страхова А.В. к администрации Вольского муниципального района Саратовской области о признании постановления недействительным и изменении вида разрешенного использования земельного участка, по кассационной жалобе Страхова А.В. на решение Вольского районного суда Саратовской области от 20 апреля 2011г., которым Страхову А.В. в иске отказано.
Заслушав доклад судьи, объяснения представителя Страхова А.В. - Вавилова М.В., поддержавшего доводы жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражения на нее, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Страхов А.В. обратился в суд с исковым заявлением, в котором указал, что является собственником земельного участка, находящегося по адресу: ?., площадью ?.., относящегося к категории земель населенных пунктов, для которого определен вид разрешенного использования - "для строительства авторемонтной мастерской".
С заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка на предназначенный "для размещения автомобильной стоянки (для восьми грузовых автомобилей)" он обращался в администрацию Вольского муниципального района Саратовской области, однако 25.02.2011 г. постановлением главы администрации Вольского муниципального района Саратовской области N 369 ему в изменении разрешенного использования земельного участка было отказано.
Полагая данный отказ незаконным, с учетом уточненных исковых требований, истец просил суд признать недействительным указанное постановление главы администрации Вольского муниципального района Саратовской области N 369 от 25.02.2011 г., и обязать администрацию Вольского муниципального района Саратовской области изменить разрешенное использование указанного земельного участка с "для строительства авторемонтной мастерской" на "для размещения автомобильной стоянки".
Решением Вольского районного суда Саратовской области от 20 апреля 2011г. Страхову А.В. в иске отказано.
На данное решение суда Страховым А.В. в лице представителя Вавилова М.В. подана кассационная жалоба, в которой ее автор просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Автор жалобы полагает необоснованным вывод суда об отсутствии правовых оснований для изменения вида разрешенного использования принадлежащего ему земельного участка.
Администрацией Вольского муниципального района Саратовской области в лице представителя Лабутина В.В. принесены письменные возражения на кассационную жалобу, в которых их автор, по изложенным в возражениях доводам, полагает решение суда законным и обоснованным, а кассационную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Проверив законность и обоснованность решения суда согласно ч. 1 ст. 347 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены судебного постановления.
Статья 17 (часть 3) Конституции РФ закрепляет, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Судом установлено и сторонами не оспорено, что истец Страхов А.В. является собственником земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов, находящегося по адресу: ?.., площадью ?. кв.м., для которого определен вид разрешенного использования - "для строительства авторемонтной мастерской", и также собственником расположенного на данном земельном участке нежилого здания, общей площадью ?. кв.м.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) землисельскохозяйственного назначения; 2) землинаселенных пунктов; 3)земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемыхтерриторий и объектов; 5) землилесного фонда; 6) земливодного фонда; 7) землизапаса. Земли, указанные впункте 1 данной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральнымизаконами и требованиями специальных федеральных законов. Любойвид разрешенного использования из предусмотренныхзонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно п.п. 1 - 3, 7 ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. Земельные участки в составе производственных зон предназначены для застройки промышленными, коммунально-складскими, иными предназначенными для этих целей производственными объектами согласно градостроительным регламентам.
Судом первой инстанции установлено и не оспаривалось сторонами, что в Вольском муниципальном районе Саратовской области до настоящего времени не разработаны ни правила застройки и землепользования, ни градостроительные регламенты для каждой из территориальных зон.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ (в ред. от 20.03.2011г.) "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вплоть до принятия в установленном Градостроительнымкодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 31 декабря 2012 года, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренныхпунктом 5 данной части истатьей 4.1 данного Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положенийчастей 3 -10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований.
Согласност. 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки должны выноситься на публичные слушания.
Судом установлено, что в связи с обращением истца в администрацию Вольского муниципального района Саратовской области с заявлением об изменении вида разрешенного использования указанного земельного участка на предназначенный "для размещения автомобильной стоянки (для восьми грузовых автомобилей)", в порядке, установленном законом и Положением о публичных слушаниях, утвержденным решением Вольского муниципального собрания от 15.11.2005 г. N 2/41 - 470, Положением о порядке организации и проведения публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности, утвержденным решением Вольского муниципального собрания от 25.12.2007 г. N 3/27 - 377, 22.02.2011 г. были проведены публичные слушания, о времени и месте проведения которых истец был извещен надлежащим образом.
По результатам публичных слушаний, с учетом положений п. 6.38 СНиП 2.07.01 - 89*, было составлено заключение о невозможности изменения одного вида разрешенного использования земельного участка на другой, ввиду того, что истцом будет использоваться под автостоянку только часть площади принадлежащего ему земельного участка - ? кв.м., а остальные - ?.. кв.м. будут использоваться без соблюдения установленного вида разрешенного использования земельного участка, что является нарушением норм земельного законодательства. В связи с чем главой администрации Вольского муниципального района Саратовской области было принято постановление N 369 от 25.02.2011 г. об отказе истцу в изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой.
Порядок проведения публичных слушаний и порядок принятия решения главой администрации Вольского муниципального района Саратовской области по результатам слушаний истцом не оспаривался ни в суде первой, ни кассационной инстанции.
Федеральнымзаконом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ установлено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации(пункт 1 статьи 39).
Согласнопункту 3 статьи 16 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание положения Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (пункт 7.1.11.) и сообщение Управление Роспотребнадзора по Саратовской области в Вольском районе от 22.02.2011 г.
При таком положении, суд первой инстанции правомерно, исходя из приведенных обстоятельств дела и норм права, регулирующих спорные правоотношения, пришел к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для изменения вида разрешенного использования земельного участка истца, по испрашиваемому им варианту.
Доводы кассационной жалобы о неправильности выводов суда направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса, и также на иное толкование норм материального права, регулирующего спорные правоотношения, а потому не являются основанием для отмены решения суда.
Приведенные в судебном решении выводы об обстоятельствах дела, подтверждены доказательствами, убедительно мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и в жалобе не опровергнуты.
С учетом изложенного судебная коллегия не может согласиться с доводами кассационной жалобы и не находит оснований, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, для отмены обжалуемого судебного постановления.
Руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вольского районного суда Саратовской области от 20 апреля 2011г. по делу по иску Страхова А.В. к администрации Вольского муниципального района Саратовской области о признании постановления недействительным и изменении вида разрешенного использования земельного участка, оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.