Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда
в составе:
председательствующего Коршунова Р.В.
судей Пантелеева В.М., Михайлова В.Е.
при секретаре Ребневой Е.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Сомова Г.К. на решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 26 апреля 2011 года, которым постановлено:
Сомову Геннадию Кузьмичу отказать в иске к Военному комиссариату Саратовской области о возложении обязанности по пересмотру размера пенсии.
Заслушав доклад судьи Пантелеева В.М., исследовав материалы гражданского дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сомов Г.К. обратился в суд с иском к военному комиссариату Саратовской области (далее - военкомат) и просил обязать ответчика произвести пересмотр размера пенсии и произвести доплаты и выплату компенсаций, с 01.02.2011 года в размере по 826 руб. 73 коп. в месяц, с учетом увеличения размера пенсии на 8,8%, производить доплату к пенсии по 720 руб. в месяц, начиная с 01.01.2009 года на основании Закона Саратовской области от 26.12.2008 года N 372-СО "О мерах социальной поддержки и отдельных категорий граждан в Саратовской области", производить доплату к пенсии в размере 1000 руб., начиная 01.01.2010 года, на основании Указа Президента Российской Федерации N 1091 от 01.09.2010 года. В обоснование своих требований истец указал, что на его обращение к ответчику с аналогичными требованиями был получен необоснованный отказ.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.
В кассационной жалобе Сомов Г.К. просит решение суда отменить, удовлетворить его исковые требования. В обоснование жалобы указывает на то, что выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам дела и нормам материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены вынесенного судебного постановления не имеется.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции исходил из того, что истец является получателем пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации.
Вопросы пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, регулируются Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей.
Статьей 49 названного Закона установлены основания пересмотра пенсий лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей. Одним из оснований пересмотра пенсии указанным лицам является увеличение денежного довольствия лицам рядового, начальствующего состава. Пенсии подлежат пересмотру исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением (подп. "б" п. 1 ст. 49). При этом порядок пересмотра пенсий определяется Правительством РФ.
Согласно подп. "б" п. 14 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях, органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", в случае увеличения денежного довольствия военнослужащим одновременно подлежат пересмотру пенсии, назначенные ранее уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава, если уровень выплачиваемых им пенсий с учетом индексации (повышения) в соответствии с подп. "а" п. 14 до увеличения денежного довольствия окажется ниже уровня пенсий, начисленных при равных условиях из увеличенного денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих.
При этом, если имеется основание для пересмотра, ранее назначенные вышеназванным лицам пенсии пересчитываются по нормам, установленным законодательством, исходя из определяемой в порядке, предусмотренном пунктами 8 - 13 настоящего Постановления, суммы увеличенного денежного довольствия по состоянию на день увеличения денежного довольствия.
В соответствии со ст.ст. 12, 14 Закона "О статусе военнослужащих" от 22.08.2004 года денежное довольствие военнослужащих, осуществляется по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством РФ, и в порядке, определяемом Министерством обороны РФ.
Таким образом, нормативное регулирование порядка увеличения размера пенсии, одной из составляющих денежного довольствия для исчисления денежного довольствия военнослужащим, отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации.
Статьей 8 ГК РФ установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, установленных законом и иными правовыми актами.
В соответствии со ст. ст. 2, 11 ГПК РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативно-правовых актов Правительства Российской Федерации.
Вопросы установления государственных пенсий, нормы и порядок пенсионного обеспечения разных категорий граждан Российской Федерации в соответствии со ст. 39 ч 2 Конституции Российской Федерации относятся к прерогативе законодателя и не могут определяться судебной практикой при разрешении конкретного спора.
Учитывая, что нормами действующего пенсионного законодательства, регулирующего вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, не было предусмотрено увеличение размера денежного довольствия военнослужащего, из которого исчисляется пенсия на 8,8%, районный суд пришел к выводу о необоснованности требований истца в этой части.
Обсуждая требования истца, касающиеся выплат, предусмотренных законом Саратовской области от 26.12.2008 года N372-СО " О мерах социальной поддержки и отдельных категорий граждан в Саратовской области", суд первой инстанции обоснованно указал, что данный закон не возлагает обязанности по его исполнению на пенсионный орган, приходит к выводу о невозможности удовлетворения требований истца в этой части.
Положения ст. 3 Закона Саратовской области от 26 декабря 2008 г. N 372-ЗСО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области" (с изменениями и дополнениями) предусматривает выплату ежемесячной компенсации в размере 720 руб., на которую истец ссылается в иске.
Порядок предоставления мер социальной поддержки, установленных для отдельных категорий граждан настоящим Законом, определяется Правительством области ( ч. 2 ст. 6).
Постановлением Правительства Саратовской области от 3 февраля 2010 г. N 40-П "Об утверждении Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в Саратовской области" (с изменениями и дополнениями) утверждено Положение о порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в Саратовской области".
По смыслу пунктов 5 и 6 названного Положения ежемесячные денежные выплаты, возмещение других расходов, предусмотренных Законом Саратовской области от 26 декабря 2008 г. N 372-ЗСО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области", назначаются и выплачиваются по выбору гражданина органом социальной защиты населения по месту жительства либо по месту его пребывания, на основании соответствующего заявления получателя выплат.
В силу приведенных выше норм, ежемесячные денежные выплаты, предусмотренные Законом Саратовской области от 26 декабря 2008 г. N 372-ЗСО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области" назначаются и выплачиваются по выбору гражданина органом социальной защиты населения по месту жительства либо по месту его пребывания, что исключает возложения такой обязанности на пенсионный орган каковым является Военный комиссариат Саратовской области.
Районный суд правомерно отказал истцу в удовлетворении его требований о возложении обязанности по начислению доплат, предусмотренных Указом Президента РФ от 1 сентября 2010 г. N 1091 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 18 февраля 2005 г. N176 "Об установлении ежемесячной доплаты к пенсиям отдельным категориям пенсионеров", поскольку данные выплаты ему были произведены.
Названным Указом Президента РФ внесены изменения Указ Президента РФ от 18 февраля 2005 г. N 176 "Об установлении ежемесячной доплаты к пенсиям отдельным категориям пенсионеров".
В новой редакции названный Указ Президента РФ предусматривает, в целях повышения жизненного уровня отдельных категорий пенсионеров и в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации, установление с 1 марта 2005 г., то вступления в силу федерального закона, предусматривающего реформирование денежного довольствия военнослужащих (сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти), ежемесячной доплаты к пенсиям, назначенным в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в размере 240 рублей, а с 1 сентября 2010 г. - в размере 1000 рублей.
Как следует из представленных суду документов: расчета размера пенсии ответчиком, выписке банковского учреждения о движении денежных средств по лицевому счету открытому на имя истца, начиная с 01.09.2010 года, истцу производится доплата к пенсии в размере 1000 руб. В расчетках ответчика данная доплата поименована отдельной строкой со ссылкой на Указ Президента Российской Федерации. Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что истец не представил доказательств, опровергающих вышеназванных доказательств ответчика, суд первой инстанции не нашел оснований для удовлетворения требований истца о возложении обязанности по выполнению положений Указа Президента РФ от 1 сентября 2010 г. N 1091.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Доводы кассационной жалобы сводятся к иной оценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался истец в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, для отмены по существу правильного судебного постановления по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 26 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Сомова Г.К. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.