Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего Машковой Л.Г.,
судей Рябихина О.Е., Кириной Л.А.,
при секретаре Павловой Ю.В.,
с участием прокурора Ильина Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Фрунзенского района г. Саратова в интересах Кожевниковой А.А. к комитету по управлению имуществом г. Саратова, администрации муниципального образования "Город Саратов" о предоставлении жилого помещения по договору социального найма
по кассационной жалобе администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 13 июля 2011 года, которым исковые требования прокурора Фрунзенского района г. Саратова удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Рябихина О.Е., объяснения Кожевниковой А.А., поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Ильина Ю.В., полагавшего решение суда подлежащим изменению, обсудив доводы кассационной жалобы и изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Фрунзенского района города Саратова обратился в суд с исковыми требованиями в интересах Кожевниковой А.А. к комитету по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации муниципального образования "Город Саратов" о возложении обязанности на ответчиков предоставить Кожевниковой А.А. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте г. Саратова жилой площадью не менее 29 кв.м., состоящее из двух комнат. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проверки прокуратурой района установлено, что в соответствии с заключением межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, распоряжением администрации муниципального образования "Город Саратов" N *** от 24 мая 2010 года, жилой дом *** признан аварийным и подлежащим сносу. В указанном жилом доме имеется 5 квартир муниципального жилого фонда, остальные находятся в собственности граждан. Кожевникова А.А. проживает в квартире N *** указанного жилого дома, которая является муниципальной. Согласно справке, представленной ТСЖ N 4 Фрунзенского района 31 мая 2011 года, жилое помещение, в котором проживает Кожевникова А.А., состоит из 2 комнат, имеет площадь 29,0 кв.м. В квартире проживают и зарегистрированы 4 человека: Кожевникова А.А., Ф*** Т.Ю., Ф*** В.И., Ф*** Н.В. В нарушение п.п. 4, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ, пункта 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N47, длительное время распоряжение о признании жилого дома аварийным с указанием сроков и порядка отселения физических лиц издано не было, что повлекло нарушение жилищных прав граждан, проживающих в жилом доме ***. По данному факту прокуратурой района 27 апреля 2010 года на имя и.о. главы администрации Муниципального образования "Город Саратов" было внесено представление, по результатам рассмотрения которого было издано распоряжение N83-р от 24 мая 2010 года о мероприятиях по отселению лиц из многоквартирного дома ***. Распоряжением администрации муниципального образования "Город Саратов"
от 24 мая 2010 года N *** предусмотрен комплекс мероприятий по отселению
физических лиц из указанного выше жилого дома. Однако, данное распоряжение до настоящего времени не исполнено, меры для отселения семьи Кожевниковой А.А. до настоящего времени не приняты. В то же время состояние жилого дома создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан.
Рассмотрев возникший спор, Фрунзенский районный суд г. Саратова решением от 13 июля 2011 года постановил:
обязать администрацию муниципального образования "Город Саратов" предоставить Кожевниковой А.А. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте г. Саратова жилой площадью не менее 29 кв.м., состоящее из 2-х комнат.
В удовлетворении требований прокурора Фрунзенского района г. Саратова в интересах Кожевниковой А.А. к комитету по управлению имуществом г. Саратова о предоставлении жилого помещения по договору социального найма отказать в полном объеме.
С постановленным решением не согласилась администрация муниципального образования "Город Саратов", в кассационной жалобе просит его отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд. В обоснование доводов кассационной жалобы указано, что решением межведомственной комиссии, созданной постановлением главы администрации города Саратова от 08 августа 2006 года спорный жилой дом был признан непригодным для дальнейшего проживания. 24 мая 2010 года на основании указанного заключения Распоряжением администрации муниципального образования "Город Саратов" были установлены мероприятия по отселению физических лиц из аварийного жилого помещения, обязанность по отселению была возложена на администрацию Фрунзенского района муниципального образования "Город Саратов" и комитет по управлению имуществом города Саратова. Таким образом, администрацией муниципального образования "Город Саратов" уже был рассмотрен вопрос о предоставлении истцу жилого помещения на условиях социального найма, следовательно, какого-либо бездействия в отношении истца со стороны администрации муниципального образования "Город Саратов" не допущено. Кроме того, действующее законодательство не содержит каких-либо сроков, в рамках которых органы местного самоуправления должны произвести отселение граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания. Также органы местного самоуправления предоставляют жилые помещения по договорам социального найма только малоимущим гражданам, однако доказательств, что истец является малоимущей, в судебное заседание не представлено.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения согласно требованиям ст. 347 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему
В соответствии сч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленныхчастью 2 настоящей статьи случаев.
В силуп. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В силу ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. N14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что квартиросъемщиком квартиры N ***, состоящей из двух комнат, общей площадью 29 кв.м., жилой площадью 29 кв.м., дома *** является Кожевникова А.А., кроме нее в квартире зарегистрированы: Ф*** Т.Ю., Ф*** В.И., Ф*** Н.В. (л.д. 37, 38).
Квартира предоставлена Кожевниковой А.А. на основании обменного ордера от 25 июня 1996 года N *** (л.д. 218).
Судом первой инстанции при рассмотрении дела и изучения инвентарного дела установлено и не оспаривается сторонами, что истец Кожевникова А.А. и члены ее семьи пользуются квартирой N *** жилого дома *** по договору социального найма.
В соответствии с заключением межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу N2/Ф от 21 мая 2009 года (л.д.12-13), распоряжением администрации муниципального образования "Город Саратов" N *** от 24 мая 2010 года, жилой дом *** признан аварийным и подлежащим сносу, жильцы дома - подлежащими отселению (л.д. 21-22).
Указанное также подтверждается протоколом заседания межведомственной комиссии (л.д. 16-18), сообщением администрации Фрунзенского района города Саратова (л.д.8), реестром аварийных домов (л.д.26-28), представлением прокуратуры (л.д.29-30), справкой ТСЖ-4 о лицах, зарегистрированных в квартире ( л.д.34).
Распоряжением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 24 мая 2010 года N *** предусмотрен комплекс мероприятий по отселению физических лиц из указанного выше жилого дома. Однако, данное распоряжение до настоящего времени не исполнено, меры по отселению истца и ее семьи приняты не были, вопрос о предоставлении жилого помещения КожевниковойА.А. и членам ее семьи не решен до настоящего времени.
При таких обстоятельствах, учитывая положения ст.ст. 57, 87, 89 ЖК РФ судом сделан обоснованный вывод о возложении обязанности на администрацию муниципального образования "Город Саратов" предоставить Кожевниковой А.А. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте г. Саратова.
Однако, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что предоставляемое жилое помещение должно иметь жилую площадью не менее 29 кв.м., поскольку в соответствии ст. 89 ЖК РФ предоставляемое жилое помещение должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.
Кожевникова А.А. занимает 2 комнаты в коммунальной квартире жилой площадью 29 кв.м., что составляет 49/200 долей от жилой площади квартиры.
Из справки и плана квартиры (л.д. 193, 194) следует, что коридор площадью 5,8 кв.м, коридор площадью 25,8 кв.м., туалет площадью 1 кв.м., кухня площадью 11 кв.м. являются местами общего пользования, то есть общая площадь мест общего пользования составляет 43,6 кв.м., из которых на 49/200 имеет право КожевниковаА.А., то есть на 10,68 кв.м.
Таким образом, общая площадь занимаемого Кожевниковой А.А. жилого помещения составляет 39,68 кв.м. и не менее такой же общей площади жилое помещение должно быть ей предоставлено, в связи с чем решение суда в этой части подлежит изменению.
Довод кассационной жалобы о том, что обязанность по отселению граждан из спорного дома была возложена на администрацию Фрунзенского района муниципального образования "Город Саратов" и комитет по управлению имуществом города Саратова, судебная коллегия полагает несостоятельным, поскольку в силу требований ст. 87 ЖК РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма признано непригодным для проживания, обязанность предоставления другого благоустроенного жилого помещения возлагается на наймодателя.
Довод кассационной жалобы о том, что органы местного самоуправления предоставляют жилые помещения по договорам социального найма только малоимущим гражданам основан на неверном толковании кассатором норм действующего законодательства.
Довод кассационной жалобы о том, что действующее законодательство не содержит каких-либо сроков, в рамках которых органы местного самоуправления должны произвести отселение граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания также не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку в силуп. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Даннаянорма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Иное толкованиеп. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ противоречит прямо установленному даннойнормой исключению из общего правила о предоставлении жилых помещений в порядке очередности в отношении лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
В связи с изложенным оснований для отмены или изменения решения суда в остальной части не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 347, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 13 июля 2011 года изменить.
Обязать администрацию муниципального образования "Город Саратов" предоставить Кожевниковой А.А. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте г. Саратова общей площадью не менее 39,68 кв.м., состоящее из двух комнат.
В остальной части решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 13 июля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Город Саратов" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.