Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Заболотной Л.Н.,
судей Тришкиной М.А., Бугаевой Е.М.,
при секретаре Строкиной А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Тришкиной М.А. частную жалобу Бухбиндера А.В., Хлебалиной И.Н., Вологина А.Б. на определение Вольского районного суда Саратовской области от 08 июля 2011 года о возврате искового заявления Бухбиндера А.В., Хлебалиной И.Н., Вологина А.Б. к ФГУ "Редакция "Российской газеты" и к обществу с ограниченной ответственностью "РУСБЬЮТИ" о взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи, исследовав представленные материалы по частной жалобе, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бухбиндер А.В., Хлебалина И.Н., Вологин А.Б. обратились в суд с иском к Федеральному государственному учреждению "Редакция "Российской газеты" (далее ФГУ "Редакция "Российской газеты"), обществу с ограниченной ответственностью "РУСБЬЮТИ" (далее ООО "РУСБЬЮТИ") о взыскании компенсации морального вреда. Требования мотивировали тем, что рекламодатель ООО "РУСБЬЮТИ" и рекламораспространитель ФГУ "Редакция "Российской газеты" нарушили их права потребителей на достоверную информацию о рекламируемой акции "Один счастливый звонок".
08 июля 2011 года определением Вольского районного суда Саратовской области исковое заявление возвращено заявителям, как поданное с нарушением правил подсудности. Разъяснено, что с данным исковым заявлением истцам следует обратиться по месту нахождения ответчиков.
Бухбиндер А.В., Хлебалина И.Н., Вологин А.Б. в частной жалобе просят определение суда отменить как незаконное и необоснованное, поскольку полагают, что судом нарушены их права, как потребителей рекламы со стороны рекламодателя и рекламораспространителя. Считают, что к данным правоотношениям применим закон РФ "О защите прав потребителей", в силу которого заявленный иск может быть рассмотрен по месту жительства истцов.
Проверив законность и обоснованность определения суда в соответствии с ч.1 ст. 347 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Из сообщения истцов руководителю Федеральной антимонопольной службы РФ о наличии в действиях юридического лица признаков события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.3 КоАП РФ, следует, что на 25-й странице N 285(5364) "Российской газеты" от 16.12.2010 года размещена реклама основанной на риске игры, создающей впечатление, что получение денежного выигрыша гарантировано (л.д.4-5).
Согласно ответу от 22.06.2011 года, данному заместителем руководителя ФАС России, по результатам рассмотрения дела реклама акции "Один счастливый звонок" признана ненадлежащей, нарушающей ч.7 ст.5 ФЗ от 13.03.2006 года N 38-ФЗ "О рекламе", поскольку в рекламе отсутствует существенная информация о возможности выигрыша 500000 рублей, и она вводит потребителей в заблуждение относительно такой возможности (л.д.6).
В силу ст. 1063 ГК РФ, отношения между организаторами лотерей, тотализаторов (взаимных пари) и других основанных на риске игр - Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, лицами, а для лотерей - юридическими лицами, получившими от уполномоченного государственного или муниципального органа право на проведение таких игр в порядке, установленномзаконом, - и участниками игр основаны на договоре.
В случаях, предусмотренных правилами организации игр, договор между организатором и участником игр оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции или иного документа, а также иным способом.
Предложение о заключении договора, предусмотренногопунктом 1 настоящей статьи, должно включать условия о сроке проведения игр и порядке определения выигрыша и его размере.
В случае отказа организатора игр от их проведения в установленный срок участники игр вправе требовать от их организатора возмещения понесенного из-за отмены игр или переноса их срока реального ущерба.
Лицам, которые в соответствии с условиями проведения лотереи, тотализатора или иных игр признаются выигравшими, должен быть выплачен организатором игр выигрыш в предусмотренных условиями проведения игр размере, форме (денежной или в натуре) и срок, а если срок в этих условиях не указан, не позднее десяти дней с момента определения результатов игр либо в иной срок, установленныйзаконом.
В случае неисполнения организатором игр указанной впункте 4 настоящей статьи обязанности участник, выигравший в лотерее, тотализаторе или иных играх, вправе требовать от организатора игр выплаты выигрыша, а также возмещения убытков, причиненных нарушением договора со стороны организатора.
Согласно ст. 3 Федерального закона "О рекламе" от 13 марта 2006 года (далее закона "О рекламе"), объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространитель - лицо осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств; потребитель рекламы - лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама; реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; ненадлежащая реклама - это реклама, не соответствующая требованиям законодательства РФ.
В соответствии со ст. 9 указанного закона, в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее-стимулирующее мероприятие), должны быть указаны: сроки проведения такого мероприятия, источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
В силу ст. 27 указанного закона, реклама основанных на риске игр и пари не должна создавать впечатление, что участие в основанных на риске играх, пари является способом заработка или получения иного дохода либо иным способом получения средств к существованию; содержать утверждения, которые преувеличивают вероятность получения выигрыша или преуменьшают степень риска; содержать свидетельства о получении выигрышей лицами, которые признаны выигравшими в соответствии с условиями основанных на риске игр, пари, но выигрыши не получили; содержать утверждения о том, что участие в основанных на риске играх, пари имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха; осуждать неучастие в основанных на риске играх, пари; создавать впечатление, что получение выигрышей гарантировано.
На основании ст. 38 закона "О рекламе" нарушение физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с гражданским законодательством. Лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в суд о компенсации морального вреда.
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 23.11.2009) "О защите прав потребителей" согласно его преамбулы, регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Поскольку потребителем рекламы, в смысле закона "О рекламе" является неопределенный круг лиц, включая как физических лиц, так и юридических лиц, а закон "О защите прав потребителей" регулирует отношения, основанные на возмездных договорах, в связи с чем, на правоотношения между рекламодателями, рекламораспространителями и потребителями рекламы без заключения возмездного договора, не распространяются нормы закона "О защите прав потребителей". Указанные правоотношения о компенсации морального вреда регулируются ст. 38 закона "О рекламе". Организация игр, пари и участие в них, так же не является услугой в понимании закона "О защите прав потребителей" и регулируется специальной гл. 58 ГК РФ.
В связи с чем, судом первой инстанции был сделан правильный вывод о возврате искового заявления, в связи с неподсудностью Вольскому районному суду Саратовской области дела по иску Бухбиндера А.В., Хлебалиной И.Н., Вологина А.Б. к Федеральному государственному учреждению "Редакция "Российской газеты", обществу с ограниченной ответственностью "РУСБЬЮТИ" о взыскании компенсации морального вреда.
На основании изложенного, довод частной жалобы о подаче заявления в соответствии с законом "О защите прав потребителей" по месту жительства истцов, признается судебной коллегией несостоятельным и не влечет отмены определения суда.
Поскольку нарушений норм процессуального права, на которые имеется ссылка в частной жалобе, допущено не было, определение суда следует признать законным и оснований к его отмене по доводам частной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 371, 374 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение Вольского районного суда Саратовской области от 08 июля 2011 года о возврате искового заявления - оставить без изменения, частную жалобу Бухбиндера А.В., Хлебалиной И.Н., Вологина А.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.