Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Грибалевой М.Н.
судей Бугаевой Е.М., Игнатьева А.В.
при секретаре Милехиной Е.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Бугаевой Е.М. гражданское дело по кассационной жалобе ФКУ ИК-10 УФСИН России по Саратовской области на решение Ленинского районного суда г. Саратова от 04 июля 2011 года, которым постановлено:
Признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии ФБУ (ныне ФКУ) ИК-10 УФСИН России по Саратовской области от 09.09.2009 г. (протокол заседания комиссии N N) об исключении Игнатова В.А. из очереди на улучшение жилищных условий в связи со смертью на основании постановления Правительства РФ от 08.08.2009 г. N 408 и без разрешения вопроса о членах семьи.
Обязать ФКУ ИК-10 УФСИН России по Саратовской области принять решение о сохранении прав членов семьи Игнатова В.А. - Игнатовой Е.В., Игнатова И.В., Игнатова В.В. состоять в очереди на улучшение жилищных условий по месту службы Игнатова В.А. до получения жилого помещения на тех же условиях и основаниях, которые имели место на момент смерти.
Обязать ФКУ ИК-10 УФСИН России по Саратовской области принять решение о включении в списки на улучшение жилищных условий в составе семьи Игнатова В.А. его несовершеннолетнюю дочь Игнатову В.В. 07.02.2010 г. рождения.
Заслушав доклад судьи Бугаевой Е.М., объяснения представителя Федерального казенного учреждения исправительная колония N 10 УФСИН России по Саратовской области - Тихоновой А.В. (доверенность от 25.08.2011 года), просившей удовлетворить кассационную жалобу, объяснения представителя истца -Коробейниковой Н.В. (доверенность 64 АА 0214697 от 12.01.2011 г.), просившей оставить решение суда без изменения, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Игнатова Е.В. обратилась в суд с иском в своих интересах, а также интересах несовершеннолетних детей Игнатовых И., В., В. к ФКУ ИК-10 УФСИН России по Саратовской области о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии, сохранении права состоять в очереди на улучшение жилищных условий, включении в списки на улучшение жилищных условий в составе семьи Игнатова В.А. несовершеннолетнюю Игнатову В.В. обосновывая требования тем, что супруг Игнатов В.А. проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы в период с 19 августа 1993 г. по 30 августа 2005 г. Уволен в связи с выслугой лет, дающей право на получение пенсии. С 1994 года Игнатов В.А. совместно с членами семьи состоял в очереди на улучшение жилищных условий по месту службы в соответствии с положениями ст. 31 ЖК РСФСР, действовавшей на момент постановки на очередь. 08 мая 2009 г. Игнатов В.А. умер. Решением жилищно-бытовой комиссии ФБУ ИК-10 от 09.09.2009 г. Игнатов В.А. исключен из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи со смертью (протокол заседания комиссии N). О данном решении истица узнала только 25.12.2010г. 04.02.2011 г. ответчик в письме разъяснил, что Игнатов исключен из списков очередников на улучшение жилищных условий в связи со смертью, так как состоял на учете один, а право на получение государственного жилищного сертификата имеют только члены семьи сотрудников органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) в период прохождения службы в соответствии с постановлением Правительства РФ от 08 мая 2009 г. N 408 "О внесении изменений в Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 года". Полагает, что за ней и ее детьми должно сохраняться право дальнейшего пребывания на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до предоставления жилого помещения на тех же условиях и основаниях, которые имели место на момент смерти Игнатова В.А. Решение жилищно-бытовой комиссии ФБУ ИК-10 (протокол N от 09.09.2009 г.) является незаконным, поскольку неправильно применены положения Постановления Правительства N 408 от 08 мая 2009 г. при решении вопроса об исключении пенсионера УИС из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи со смертью, а также не разрешен вопрос о членах семьи умершего в отношении их прав состоять на очереди. После смерти Игнатова В.А. у него родилась дочь Виктория 07 февраля 2010 г., которая также подлежит включению в список на улучшение жилищных условий в состав семьи.
Судом постановлено вышеназванное решение.
В кассационной жалобе ФКУ ИК-10 УФСИН России по Саратовской области ставится вопрос об отмене решения суда. В обоснование указано, что в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утв. Постановлением Правительства от 21.03.2006 N 153 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.10.2007 N 681, от 10.04.2008 N 257, от 08.05.2009 N 408, от 21.12.2009 N 1040), право на участие в подпрограмме предоставлено членам семей сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) в период прохождения службы, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Отсутствует факт снятия с учета Игнатовой Е.В. и членов ее семьи, как и отсутствует факт постановки ее и членов ее семьи на учет.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с п. 1 ст. 347 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 25 Всеобщей декларации прав человека определено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище.
Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства.
Согласно ст. 40 Конституции каждый имеет право на жилище.
В соответствии со ст. 5 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004г. N 189-ФЗ к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Как видно из материалов дела, с 19 августа 1993 года Игнатов В.А. приказом ИК-10 и СР УВД Саратовской области от 25.08.1993 года N лс был принят на службу в Исправительную колонию N 10 ГУФСИН России по Саратовской области.
Приказом N от 30.08.2005 г. Игнатов В.А. был уволен из органов уголовно-исполнительной системы по ст. 58 п. " в" (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию) Положения о службе в органах внутренних дел РФ.
Как видно из материалов дела, с 16.04.1988 года Игнатов В.А. состоял в зарегистрированном браке с Игнатовой Е.В., от совместного брака они имели детей Игнатова И. 03.07.1996 года рождения и Игнатова В. 18.08.1998 года рождения.
Судом было установлено, что Игнатов В.А. проживал в "адрес" общей площадью 33,8 кв.м., состоящей из двух комнат, нанимателем которой является его мать И.Н.С. После вступления брак с Игнатовой Е.В., последняя была вселена и зарегистрирована в данном жилом помещении, также, по мере рождения детей, те регистрировались в данной квартире ( л.д.).
09.07.1994 года Игнатов В.А. подал рапорт о постановке на очередь на получение жилья ( л.д.), был составлен акт проверки жилищных условий с указанием состава семьи.
На основании решения исполкома Ленинского районного Совета народных депутатов N от 14.10.1987 г. жилой "адрес" слободка признан в соответствии с актом обследования не пригодным для проживания в связи с ветхим состоянием, не отвечающим санитарным требованиям.
В 2001 г. семье Игнатова В.А. разрешено в соответствии с решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Ленинского района временное проживание в квартире соседнего "адрес" слободка, которая освободилась после отселения, без открытия лицевого счета и регистрации, поскольку данный дом также являлся ветхим и признан непригодным для проживания.
Как следует из книги N г. регистрации заявлений граждан о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещения по ИК-10, заведенной 15.01.1981 года, Игнатов В.А. был поставлен на учет под N 5 на основании заявления от 09.07.1994 года, в 2009 г. он уже стоял на очереди под N 2 с составом семьи 6 человек ( л.д.).
Согласно свидетельства о смерти серии N от 11.05.2009 года Игнатов В.А. умер 08.05.2009 г. ( л.д.).
Как следует из свидетельства о рождении серии N от 17.02.2010 года, после смерти Игнатова В.А. родился его третий ребенок - дочь Игнатова В., 07.02.2010 года рождения ( л.д.).
Как следует из материалов дела, на основании решения жилищной комиссии от 09.09.2009 года (протокол N) Игнатов В.А. был исключен из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи со смертью на основании положений постановления Правительства N 408 от 08 мая 2009 г.
Суд обоснованно пришел к выводу о том, что Игнатов В.А. был поставлен на учет с составом семьи 5 человек, а не один, вопрос о составе семьи напрямую связан с размером жилой площади, которая должна представляться, а, следовательно, при постановке на учет и при предоставлении жилого помещения жилищная комиссия в обязательном порядке должна была проверить состав семьи у лица, претендующего на получение жилья.
Судом установлено, что при подаче рапорта о постановке на учет Игнатов В.А. к нему прикладывал все необходимые документы о составе семьи, которые имеются в учетом деле, по мере изменения состава семьи, он дополнительно представлял необходимые документы. Кроме того, в книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в ней также содержатся соответствующие сведения.
В соответствии со ст. 6 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 01.12.2009 года N1549-О-П, положения части 2 статьи 6 в ее конституционно-правовом истолковании не предполагают возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 года, принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет.
Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
В связи с этим суд пришел к правильному выводу о том, что Игнатов В.А. с составом семьи на момент увольнения 5 человек и после увольнения обладал правом состоять на очереди на улучшение жилищных условий, а после его смерти в этой очереди обладают правом состоять его члены семьи в том составе, который будет определен на момент предоставления квартиры.
Как правильно указал суд первой инстанции, с момента постановки на учет семьи Игнатова В.А. в 1994 г. в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и до момента необоснованного снятия с учета в качестве нуждающихся в получении жилья в 2009 г., семья Игнатовых состояла на очереди 15 лет и именно со стороны ответчика не были выполнены обязательства, предусмотренные вышеназванными нормативными документами по обеспечению Игнатова жилым помещением сначала как сотрудника уголовно-исполнительной системы, а затем и при увольнении на пенсию. При этом, не было разъяснено Игнатову В.А. право на получение жилищного сертификата, что предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 (ред. от 21.12.2009) "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" (вместе с "Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы").
Доводы кассационной жалобы о том, что Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденные Постановлением Правительства от 21.03.2006 (в ред. Постановления Правительства РФ от 08.05.2009 N 408) предусматривают право на участие в подпрограмме только членов семей сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) в период прохождения службы, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, не может быть принята во внимание, поскольку эти изменения, принятые 8 мая 2009 г. постановлением Правительства РФ N 408 "О внесении изменений в Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", вступили в силу только 28.05.2009 года, то есть после смерти Игнатова В.А., и не могут распространяться на правоотношения, возникшие в 1994 году, то есть до принятии данного нормативного акта.
Более того, в силу ст. 35 ФЗ "Об органах исполнения наказаний" от 21.07.1993 года, Указа Президента РФ от 28.06.1999 года N825 "Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов, службы и учреждений", Указа Президента РФ от 2.10.1992 года N1153 "О мерах по усилению социальной защиты военнослужащих внутренних войск, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и членов их семей", действие которого Указами Президента РФ от 08.10.1997 года N1100 и от 09.03.2004 года N314 было распространено на сотрудников уголовно-исполнительной системы, последние имели право на получение жилой площади в виде отдельной квартиры, а при увольнении им должна была быть оказана финансовая помощь по оплате кооперативного жилья и погашению кредита банка на индивидуальное жилищное строительство за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Однако, Игнатов ни в период прохождения службы, ни при увольнении не был обеспечен жильем в соответствие с законом.
На основании вышеизложенного, суд пришел к правильному выводу о том, что решение от 09.09.2009 г. жилищно-бытовой комиссии ФБУ ИК-10 (протокол N) нарушает конституционные жилищные права истцов, поскольку применение к спорным правоотношениям положений Постановления Правительства N 408 от 08.05.2009 г. является незаконным в силу вышеуказанных нормативных актов, так как им регулируется отношения по участию в подпрограмме и распространяться оно может лишь на правоотношения, возникшие с момента принятия данного постановления.
Следовательно, за членами семьи Игнатова В.А. должно сохраняться право дальнейшего пребывания на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до предоставления жилого помещения на тех же условиях и основаниях, которые имели место на момент смерти Игнатова В.А.
После смерти Игнатова В.А. у него родилась дочь Виктория 07 февраля 2010г., которая также подлежит включению в список на улучшение жилищных условий в состав семьи, поскольку при предоставлении жилого помещения состав семьи выясняется именно на этот момент, а, следовательно, родившийся ребенок также должен быть включен на улучшение жилищных условий.
Довод кассационной жалобы о том, что истицей не доказан факт отцовства Игнатовой В.В., 2010 года рождения за Игнатовым В.А. являются необоснованными, так как, в материалах дела имеется копия свидетельства о рождении Игнатовой В.В., из которого следует, что ее отцом является Игнатов В.А.
Доводы кассационной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны тем, на которые ответчик ссылался в суде первой инстанции в обоснование своих возражений на исковые требования, которые были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности. Само по себе несогласие автора жалобы с данной судом оценкой обстоятельств дела не является основанием считать решение суда неправильным.
Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, не усматривается.
Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Саратова от 04 июля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.