Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Захарова В.Н.,
судей Литвиновой М.В., Пантелеева В.М.,
при секретаре Удалове К.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Ганина О.Н. на решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 27 сентября 2011 года, которым в удовлетворении исковых требований Ганину О.Н. к Главному Управлению Министерства Внутренних Дел Российской Федерации по Саратовской области (далее - ГУ МВД России по Саратовской области) об установлении статуса ветерана боевых действий, выдаче удостоверения ветерана боевых действий, отказано.
Заслушав доклад судьи Литвиновой М.В., объяснения представителя Ганина О.Н. - адвоката Силантьевой Т.В. (ордер N от 03.11.2011 г.), поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя ГУ МВД России по Саратовской области Головко Т.А. (доверенность N от 10.08.2011 г., сроком на 1 год, л.д. 27), возражавшей против доводов кассационной жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ганин О.Н. обратился к Главному Управлению Министерства Внутренних Дел Российской Федерации по Саратовской области с иском об установлении статуса ветерана боевых действий, выдаче удостоверения "Ветеран боевых действий", указав, что с 01.07.1993 г. по 01.04.2000 г. проходил службу в органах внутренних дел Саратовской области. Приказом начальника УВД Саратовской области N от 29.06.1995 г. был командирован в состав сводного отряда милиции МВД России в зоне Чеченского конфликта, "данные изъяты" В июне 2010 г. истец обратился к ответчику с заявлением о выдаче ему удостоверения "Ветеран боевых действий". Письмом N от 02.07.2010 г. был дан ответ, что поскольку "адрес" находится на территории Республики Северная Осетия-Алания, законных оснований для выдачи удостоверения "Ветеран боевых действий" не имеется, с чем Ганиин О.Н. не согласился. Указывает, что выполнение им задач в зоне вооруженного конфликта подтверждается тем, что согласно приказу начальника УВД Саратовской области N от 29.06.1995г. командировочные расходы им были получены в повышенном размере. Доказательствами, подтверждающими выполнение истцом задач в зоне вооруженного конфликта, свидетельствуют те обстоятельства, что экипаж был обеспечен (в том числе) табельным и автоматическим оружием, боекомплектом к ним, сигнальными и осветительными ракетами, дымовыми шашками, индивидуальными перевязочными пакетами. Из справки, выданной Главным управлением оперативного штаба, дислоцируемого в "данные изъяты" подтверждается выполнение истцом обязанностей по обеспечению режима чрезвычайного положения, борьбе с незаконными вооруженными формированиями и восстановлению конституционного порядка на территории именно Чеченской Республики. Кроме того, за время пребывания в командировке 1 раз в 2 недели он получал дополнительные выплаты - "боевые". Просит учесть факт того, что в командировку отбывал в звании "младшего сержанта" и за период с 18.07.1995 г. по 10.08.1995 г., пребывая в зоне вооруженного конфликта, получил досрочно три звания - "сержант милиции", "старший сержант милиции", "старшина милиции". 12.08.1995 г. был награжден нагрудным знаком "Отличник милиции", которым в соответствии с Положением об указанном знаке награждаются лица рядового и младшего начальствующего состава милиции, добившиеся высоких показателей в охране общественного порядка и борьбе с преступностью, повышающие свою профессиональную квалификацию, за смелость, находчивость и инициативу при исполнении служебного долга, прослужившие в милиции не менее трех лет. Истец полагает, что данные обстоятельства подтверждают факт прохождения им службы в зоне вооруженного конфликта в Чеченской Республике и, следовательно, право на признание его ветераном боевых действий.
Фрунзенским районным судом г. Саратова 27.09.2011 г. постановлено вышеназванное решение.
В кассационной жалобе Ганин О.Н. ставит вопрос об отмене решения и направлении дела на новое рассмотрение в ином составе судей, указывая на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, считает, что выводы суда первой инстанции не соответствуют представленным доказательствам и материалам дела. Согласно доводам жалобы, Ганин О.Н. полагает, что суд ошибочно принял во внимание постановление Правительства Российской Федерации от 09.04.2004г. N 65, так как данное постановление было издано позднее его пребывания в командировке, следовательно, суд применил закон, не подлежащий применению. Автор жалобы считает, что присвоение ему званий от "сержанта" до "старшины", звания "Отличник милиции", полученных им досрочно, свидетельствуют о том, что командировка протекала в зоне вооруженного конфликта. Отсутствие сведений о выполнении им служебных, служебно-боевых задач в объединенной группировке войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в ФГУ "Приволжское окружное управление материально-технического и военного снабжения" в г. Самаре не должно лишать его права на установление статуса ветерана.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии с частью 1 статьи 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления.
Преамбулой Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (с последующими изменениями и дополнениями) определено, что настоящий Федеральный закон устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что согласно приказу N от 29.06.1995 г. истец находился в служебной командировке в составе группы штаба оперативного управления МВД России, временного федерального органа внутренних дел в зоне Чеченского конфликта "данные изъяты" на территории Республики Северная Осетия-Алания, выполнял служебно-боевые задачи в качестве водителя по обеспечению оперативной связи между подразделениями в период времени с 05.07.1995г. по 18.08.1995 г. (45 суток).
Из справки за подписью руководителя ГУОШ МВД России (л.д. 13) усматривается, что истец выполнял обязанности по обеспечению режима чрезвычайного положения, борьбе с незаконными вооруженными формированиями и восстановлению конституционного порядка на территории Чеченской республики.
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации N 941 от 22.09.1993 г. "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" предусмотрены случаи льготного исчисления выслуги лет при назначении пенсии, в частности, один день за три дня времени непосредственного участия в контртеррористической операции - на основании приказов, издаваемых командирами воинских частей, начальниками органов и подразделений федеральных органов исполнительной власти, военнослужащие и сотрудники которых привлекались для проведения контртеррористической операции, утвержденных руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией, не ранее 03.08.1998 г. или утвержденных руководителем контртеррористической операции, не ранее 10.03.2006 г.
В последующем в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.06.2000 г. N 1054, Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2001 г. N 135-09 было определено, что зачет в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии и в срок службы в специальных званиях производится из расчета 1 месяц (день) службы за 3 месяца (дня) при условии фактического участия в боевых действиях.
Из сведений послужного списка (л.д. 25-27 дело N) выслуга лет Ганина О.Н. по состоянию на 01.04.2000 г. составляет в календарном исчислении 08 лет 9 месяцев и 4 дня, а в льготном исчислении стажа не имеется.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Разделом 3 Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ, утвержденного названным законом, определено, что к ведению боевых действий на территории Российской Федерации относится выполнение задач в условиях вооруженного конфликта с декабря 1994 года по декабрь 1996 года и выполнение задач в ходе контртерростических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года.
Как правильно установил суд первой инстанции, к зоне вооруженного конфликта Республика Северная Осетия - Алания, в том числе и "данные изъяты" в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 г. N 896 "О зонах вооруженных конфликтов", не отнесены.
Из ответов архива Министерства обороны Российской Федерации, Центрального архива МВД России, ФГУ "Приволжского управление материально-технического снабжения министерства внутренних дел Российской Федерации" по запросам суда, сведения об участии Ганина О.Н. в боевых операциях не предоставлены, в связи с истечением срока хранения отчетных документов.
Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России, утвержденной приказом МВД России от 07.05.2004 г. N 282, предусматривает, что основанием для выдачи удостоверения сотрудникам, выполнявшим (выполняющим) задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, является документально подтвержденный факт прохождения службы в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, устанавливаемый в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайно положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций", а также нахождения сотрудников в командировке в соответствии с приказами начальников ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ (пункт 3 Инструкции).
Обоснованно суд первой инстанции пришел к выводу о том, что сам по себе факт выполнения истцом служебно-боевых задач в зоне Чеченского конфликта, "данные изъяты" на территории Республики Северная Осетия-Алания в 1995г., без его участия в проведении каких-либо контртеррористических операций, состав участников и зона проведения которых определяется по приказу руководителя Регионального оперативного штаба, не является основанием для выдачи удостоверения "Ветеран боевых действий".
Кроме того, Ганин О.Н. в ходе судебного разбирательства также пояснял, что непосредственно в боевых контртеррористических операциях ("зачистках") он не участвовал, в его задачу, как водителя экипажа полевой связи, входило обеспечение оперативной связи между подразделениями. Его постоянное место дислокации было определено - "данные изъяты" на территории Республики Северная Осетия-Алания и при выезде на территорию Чеченской Республики командир ГУОШ "данные изъяты" выписывал ему командировочные удостоверения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о неправильном толковании истцом Положения о нагрудном знаке "Отличник милиции", поскольку законодательством не предусмотрено, что лица, награжденные знаком отличия и получившие внеочередные звания, признаются ветеранами боевых действий. Доказательств, подтверждающих участие истца в контртеррористических операциях, а также основания для выдачи удостоверения "Ветеран боевых действий", истцом суду не представлено.
Показания допрошенных в судебном заседании свидетелей, без иных письменных доказательств, подтверждающих участие истца в контртеррористических операциях, обоснованно не приняты судом во внимание. Обладание ФИО, ФИО 1 статусом "Ветеран боевых действий" не подтверждает право у истца на приобретение указанного статуса.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и его оценкой исследованных доказательств, поскольку они основаны на законе и соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Доводы кассационной жалобы по существу являются неправильным толкованием правовых норм и поэтому не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного постановления.
При разрешении спора суд правильно определил правоотношения сторон, закон, которым следует руководствоваться и обстоятельства, имеющие значение для дела.
Каких-либо нарушений процессуального закона, влекущих отмену или изменение состоявшегося по делу решения, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 27 сентября 2011 года, оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.