Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:
председательствующего судьи Ульянова Р.Л.,
судей : Волкова А.Е., Романовой И.Е.
при секретаре Андрейцевой Л.А.
с участием прокурора Бикмухаметовой Г.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нефтеюганского межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Нефтеюганского района об обязании приведения земельного участка в состояние, обеспечивающее экологическую безопасность,
по кассационной жалобе администрации Нефтеюганского района на решение Нефтеюганского районного суда от 17 ноября 2011 года, которым постановлено:
" Исковые требования Нефтеюганского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию Нефтеюганского района в срок до 01 ноября 2012 года привести участок переменно затопляемой береговой полосы правого берега протоки Юганская Обь на 72,3 км (в районе спуска к протоке Юганская Обь поселка Чеускино) где подтоплена брошенная самоходка (колхозница) со следами значительной коррозии в соответствие природоохранным и санитарно-эпидемиологическим требованиям, то есть в состояние, обеспечивающее экологическую безопасность, путем освобождения переменно затопляемой береговой полосы от остатков металлического корпуса бесхозяйной баржи и их утилизации".
Заслушав доклад судьи Ульянова Р.Л., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Нефтеюганский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц к администрации Нефтеюганского района об обязании приведения земельного участка в состояние, обеспечивающее экологическую безопасность, путем освобождения переменно затопляемой береговой полосы от остатков металлического корпуса бесхозной баржи и их утилизации.
В обоснование заявленных требований указал, что при проведении прокуратурой соблюдения объектов на территории Нефтеюганского района в части подъёма и утилизации затонувших судом и их частей было установлено, что на участке переменно затопляемой береговой полосы правого берега протоки Юганская Обь (в районе спуска к протоке Юганская Обь поселка Чеускино) на 72,3 км в границах сельского поселения Чеускино Муниципального образования Нефтеюганский район, находится брошенная самоходка (колхозниза). Указанная баржа находится на указанном участке береговой полосы более 20 лет, собственник баржи неизвестен. Указанный объект утратил свои потребительские свойства, эксплуатации и использованию не подлежит и представляет собой лом со следами значительной коррозии, являющийся источником загрязнения рыбохозяйственных водоемов. Ссылается на ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал в полном объёме.
Представитель ответчика в судебном заседании с заявленными требованиями не согласна в полном объёме, сослалась на Федеральный закон от 06.10.2003г. N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому вопросы по сбору промышленных отходов не отнесены к вопросам местного значения муниципального района. С учетом того, что целью искового заявления является очистка водного объекта - протоки Юганская Обь, к которому относится и береговая полоса, то есть сбор промышленных отходов, в связи с чем, считает, что обязанность по очистке водного объекта в силу действующего законодательства лежит на собственнике.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, по неизвестной причине, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В кассационной жалобе администрация Нефтеюганского района просит решение суда отменить, указывает, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.12.2002г. N1800-р протока Юганская Обь включена в перечень внутренних водных путей Российской Федерации. Обязанность по очистке водного объекта в силу п. 1 ст. 7 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации лежит на собственнике данного водного объекта - Российской Федерации, либо в силу ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации - на бассейновом органе.
В возражениях на кассационную жалобу помощник межрайонного прокурора просит решение суда оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, в связи с чем, на основании статьи 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры находит возможность рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, участок переменно затопляемой береговой полосы правого берега протоки Юганская Обь (в районе спуска к протоке Юганская Обь поселка Чеускино) расположен в пределах территории сельского поселения Чеускино Нефтеюганского района.
Часть 5 ст. 12 ФЗ от 24 июня 1998 г. "Об отходах производства и потребления" запрещает размещать отходы на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон. Согласно ч. 1 ст. 13 указанного ФЗ, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. При этом предусмотренные ст. 8 ФЗ полномочия в сфере обращения с отходами производства и потребления различаются по отдельным видам муниципальных образований: поселения осуществляют сбор и вывоз (причем только бытовых отходов и мусора, опасные отходы - вне их компетенции); муниципальные районы уже осуществляют утилизацию и переработку как бытовых, так и промышленных отходов (переработка отходов - деятельность, связанная с выполнением технологических процессов по обращению с отходами для обеспечения повторного использования в народном хозяйстве полученных сырья, энергии, изделий и материалов; утилизация отходов - деятельность, связанная с использованием отходов на этапах их технологического цикла, и/или обеспечение повторного (вторичного) использования или переработки списанных изделий). Органы местного самоуправления городских округов наделены полномочиями по всем стадиям обращения с бытовыми и промышленными отходами.
Статья 3 ФЗ от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды" предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. В соответствии с п. п. 14 ч. 1 ст. 15 ФЗ от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения отнесены организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Ссылки ответчика на Водный Кодекс РФ не могут быть приняты, поскольку они не регламентируют очистку прибрежной полосы от бытовых и промышленных отходов.
При изложенных обстоятельствах на администрацию Нефтеюганского района обоснованно была возложена обязанность по освобождению территории.
Кассационная жалоба не содержит предусмотренных ст. 362 Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации оснований для отмены законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нефтеюганского районного суда от 17 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Нефтеюганского района - без удовлетворения.
Председательствующий: Ульянов Р.Л.
Судьи: Волкова А.Е.,
Романовой И.Е.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.