Кассационное определение СК по гражданским делам Суда Ханты-Мансийского автономного округа от 31 января 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Александровой Н. Н.,
судей: Ахметзяновой Л. Р., Воронина С. Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску М. к Департаменту Управления делами Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Аппарату Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о взыскании премии по результатам работы за год, процентов за несвоевременную выплату премии, компенсации морального вреда,
по кассационной жалобе ответчика на решение Ханты-Мансийского районного суда от 22 августа 2011 года, которым постановлено:
"Исковые требования М. -удовлетворить частично.
Взыскать с Департамента управления делами Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в пользу М. задолженность по оплате премии по результатам работы за "данные изъяты" года в размере "данные изъяты", проценты за несвоевременную выплату премии в размере "данные изъяты", компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты" рублей.
Взыскать с Департамента управления делами Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры государственную пошлину в местный бюджет город окружного значения Ханты-Мансийск в размере "данные изъяты".
В остальной части исковых требований- отказать".
Заслушав доклад судьи Ахметзяновой Л. Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
М. обратилась в суд к Департаменту Управления делами Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее по тексту - Департамент) с иском о взыскании "данные изъяты" рублей премии по результатам работы за год, "данные изъяты" рублей процентов за несвоевременную выплату премии, "данные изъяты" рублей компенсации морального вреда.
Требования мотивированы тем, что с (дата обезличена) по (дата обезличена) истец проходила государственную службу в администрации Губернатора округа, находившейся на финансовом обеспечении ответчика. Освобождена от занимаемой должности ввиду сокращения штата. В силу пункта 3.5 Положения о порядке установления и выплаты ежемесячного денежного содержания и премий, утверждённого постановлением Губернатора округа от 25 апреля 2005 года N 55 (далее - Положение о премировании), премия по результатам работы за год выплачивается, в том числе лицам, замещающим государственные гражданские должности округа, и проработавшим неполный календарный год, в связи с прекращением служебного контракта на основании пункта 5 ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Ссылаясь на распоряжение Губернатора округа от 02 марта 2011 года N 83-рг, претендует на получение премии по результатам работы за "данные изъяты" год.
Определением Ханты-Мансийского районного суда от 24 июня 2011 года к участию в деле в качестве соответчика привлечён Аппарат Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Дело рассмотрено в отсутствие истца, представителя Аппарата Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Представитель Департамента Новокшанова И. Г. иск не признала по тем основаниям, что Постановлением Губернатора округа от 19 февраля 2011 года N 22 (далее - Постановление N 22) в Положение о премировании внесены изменения, в силу которых премия по результатам работы за год не выплачивается работникам, проработавшим неполный календарный год и не состоящим на конец года в списочном составе. Привела доводы об отсутствии вины Департамента в применении Постановления N 22. Указала на отсутствие на отсутствие доказательств причинения истцу ответчиком физических и нравственных страданий, что исключает возможность компенсации морального вреда.
Судом постановлено вышеуказанное выше решение.
В кассационной жалобе Департамент просит решение суда отменить. Полагает, что суд неправильно применил нормы ст. 19 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04 апреля 2005 года N 20-оз (далее - Закон N 20-оз), поскольку данный закон распространяется только на лиц, замещающих государственные должности автономного округа, и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы автономного округа и не распространяется на гражданских служащих уволенных с государственной гражданской службы автономного округа. Судом не учтено, что право на получение спорной премии не возникает автоматически, а зависит от распоряжения Губернатора округа. Не согласились с выводом суда о нераспространении Постановления N 22 на правоотношения сторон, прекращённые (дата обезличена), поскольку федеральный законодатель не ограничивает право законодательного органа субъекта РФ на внесение изменений в действующие нормативные акты. Привели доводы об отсутствии доказательств, свидетельствующих о причинении истцу морального вреда.
Проверив материалы дела в силу ч. 2 ст. 347 ГПК РФ в полном объёме, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части.
Как следует из материалов дела, истец до (дата обезличена) проходила государственную гражданскую службу Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в Департаменте управления делами Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, служебный контракт расторгнут ввиду отказа от предложенных должностей при сокращении занимаемой должности.
Служебным контрактом гражданскому служащему устанавливается денежное содержание, которое включается в себя и премии по результатам работы за год в соответствии с положением о премировании.
Поскольку правоотношения между Департаментом строительства ХМАО - Югры и истцом прекращены (дата обезличена), к ним не могут быть применены правовые нормы Положения о порядке установления и выплаты ежемесячного денежного поощрения и премий с изменениями, внесёнными Постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 22 от 19 февраля 2011 года.
Согласно ст. 11 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 20-оз от 04 апреля 2005 года "О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", в состав денежного содержания лиц, замещающих должности гражданской службы автономного округа входит премия по результатам работы за год.
В силу ст. 19 указанного нормативного правового акта лицам, замещающим должности гражданской службы автономного округа, может быть выплачена премия по результатам работы за соответствующий год в размере до трёх месячных фондов оплаты труда.
Порядок и условия выплаты премии по результатам работы за год, определяются положениями, утверждаемыми постановлением Губернатора автономного округа, а для лиц, замещающих должности гражданской службы в аппарате Думы автономного округа и образуемых Думой автономного округа государственных органах, а также иным лицам, необходимым для обеспечения деятельности Председателя Думы автономного округа, его заместителей и других депутатов Думы автономного округа, - в соответствии с положением, утверждаемым постановлением Думы автономного округа.
В соответствии с п. 3.5 Положения о порядке установления и выплаты ежемесячного денежного поощрения и премий, утверждённым постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 апреля 2005 года N 55, премия по итогам работы за год выплачивалась за фактически отработанное время лицам, замещавшим должности гражданской службы автономного округа, проработавшим неполный календарный год в связи с прекращением служебного контракта по п.5 статьи 33 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 22 от 19 февраля 2011 года внесены изменения в Постановление Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 55 от 25 апреля 2005 года, п. 3.5 Положения о порядке установления и выплаты ежемесячного денежного поощрения и премий изложен в новой редакции, согласно которой гражданские служащие, не проработавшие полный календарный год и уволенные по п. 3 ст. 33 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", лишены права на получение премии по итогам работы за год.
Разрешая спор по существу, суд пришёл к выводу о наличии у истца права на получение премии по итогам работы за 2010 год в соответствии с пунктом 3.5. Постановления Губернатора Ханты - Мансийского автономного округа -Югры от 25 апреля 2005 года N 55 "О социальной защищенности и премировании лиц, замещающих государственные должности Ханты - Мансийского автономного округа - Югры, и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы ХМАО -Югры".
Указанный вывод суда основан на материалах дела, соответствует требованиям законодательства, поскольку исходя из положений ст. 12 ТК РФ закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.
Действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим законом.
В отношениях, возникших до введения в действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, указанный закон или акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после ведения его в действие.
Пунктом 3.5. Положения о порядке установления и выплаты ежемесячного денежного поощрения и премий выплата премии обусловлена лишь основаниями расторжения служебного контракта.
Следовательно, суд правильно исходил из того, что правоотношения между сторонами по выплате премии возникли с момента расторжения контракта.
Однако, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о необходимости взыскания с ответчика государственной пошлины.
В силу ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Из материалов дела следует, что Департамент социального развития является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа- Югры.
В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Таким образом, на Департамент как на государственный орган исполнительной власти распространяется указанная льгота.
Соответственно, в части взыскания государственной пошлины в размере "данные изъяты" рублей решение подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 360, 361, 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ханты-Мансийского районного суда от 22 августа 2011 года в части взыскания государственной пошлины отменить.
В остальной части решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента управления делами Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - без удовлетворения.
Председательствующий Александрова Н. Н.
Судьи : Ахметзянова Л. Р.
Воронин С. Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.