Судья суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры Григорчук О.В., с участием представителя УФАС по ХМАО -Югре Науменко В.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ в отношении Антипова "данные изъяты", (дата обезличена) (адрес обезличен)
По жалобе заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре Иванова В.П. на решение судьи Ханты-Мансийского районного суда от (дата обезличена),
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре Иванова В.П. (номер обезличен) от (дата обезличена) Антипов В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, наказание назначено в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Считая данное постановление незаконным, Антипов В.В. обратился в суд с жалобой об его отмене и прекращении производства по делу.
Решением судьи Ханты-Мансийского районного суда от 01 февраля 2012 года постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре Иванова В.П. (номер обезличен) от 14 ноября 2011 года отменено, производство по делу - прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием события административного правонарушения.
В жалобе на решение судьи районного суда заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре Иванов В.П. не соглашается с ним, указывает на то, что Антипов В.В. обосновано привлечен к административной ответственности и ему назначено минимальное наказание, исходя из норм действующего законодательства РФ; письмо (исх.03-1/195 от 14.02.2011г.) с требованием Управления Росприроднадзора по ХМАО - Югре об уплате М ДЭП платы за негативное воздействие на окружающую среду за отходы от юридических лиц направленное Управлением Росприроднадзора по ХМАО - Югре М ДЭП не имеет правовых оснований. Просит решение судьи районного суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Судья, проверив материалы административного дела в полном объеме, изучив доводы жалобы, выслушав пояснения представителя УФАС по ХМАО-Югре Науменко В.И. поддержавшего доводы жалобы, прихожу к следующему:
В соответствии с ч. 1 ст. 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Постановлением заместителя руководителя УФАС по ХМАО-Югре Иванова В.П. (номер обезличен) от 14.11.2011 должностное лицо - руководитель Управления Росприроднадзора по ХМАО - Югре Антипов В.В. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ за то, что решением Комиссии Ханты-Мансийского УФАС России от 05.10.2011 по делу (номер обезличен) Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ХМАО-Югре признано нарушившим п. 2 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2011 N135-ФЗ "О защите конкуренции" путем направления письма (исх.N03-1/195) от 14.02.2011, препятствующего осуществлению хозяйственной деятельности Муниципальному дорожно-эксплуатационному предприятию муниципального образования г. Ханты-Мансийск, выразившееся в необоснованном установлении платы за негативное воздействие на окружающую среду за отходы от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с М ДЭП, не являющегося собственником полученных отходов, а также не предусмотренной законодательством Российской Федерации. Место совершения правонарушения - г. Ханты-Мансийск. Время совершения - 14 февраля 2011 года.
Согласно п.2 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-Фз "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: п.2 необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Не соглашаясь с указанным постановлением, судья районного суда указала, что на основании Положения об Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре" утвержденного приказом Росприроднадзора от 27.11.2008 N 496 Управление в соответствие с п. 4.6. осуществляет администрирование поступлений в бюджеты бюджетной системы РФ в установленной сфере деятельности, в силу чего вправе давать разъяснения по порядку взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду. Нахожу данные выводы обоснованными по следующим основаниям.
В силу статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления, Закон) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Исходя из статьи 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, предусмотренные Законом об охране окружающей среды.
Закон определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона об отходах производства и потребления устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Государственный реестр объектов размещения отходов ведется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах, следовательно, в силу указанных норм плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду в результате размещения отходов являются организации, непосредственно осуществляющие специализированную деятельность по размещению отходов в специально оборудованных местах.
Согласно п. 4.1.6. Положения, Управление осуществляет соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов);
На основании п. 5.3. Положения, Управление вправе давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Управления;
Из договора на оказание услуг по захоронению ТБО следует, что М ДЭП оказывает услуги по захоронению на полигоне М ДЭП твердых бытовых отходов 4-5 класса опасности ( л.д.64-66).
Следовательно, письмо (номер обезличен) от 14.02.2011г. подписанное руководителем Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре В.В. Антиповым направленное в адрес М ДЭП с разъяснением предприятию порядка заполнения отчетности при сдаче расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду со ссылкой на нормативное законодательство не могут быть квалифицированы как нарушение п.2 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-Фз "О защите конкуренции".
Поскольку при рассмотрении жалобы на постановление по делу не было установлено событие административного правонарушения, производство по делу об административном правонарушении обоснованно прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием события административного правонарушения.
Процессуальных нарушений, являющихся правовыми основаниями к отмене или изменению решения по делу об административном правонарушении, по делу не допущено.
Руководствуясь ст. 29.10, ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Решение судьи Ханты-Мансийского районного суда от 01 февраля 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ в отношении Антипова "данные изъяты" оставить без изменения, жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре Иванова В.П. без удовлетворения.
Судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры О.В. Григорчук
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.