Апелляционное определение СК по гражданским делам Суда Ханты-Мансийского автономного округа от 05 июня 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Ульянова Р.Л.
судей: Начарова Д.В., Романовой И.Е.
при секретаре Кривошеевой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бамматова А.Б. к Администрации г.Пыть-Яха о признании незаконным решения Администрации города Пыть-Яха от 27.09.2011 года (номер обезличен) об отказе в восстановлении его в списке очередников на получение им и членам его семьи жилого помещения в собственность, и обязании Администрацию города Пыть-Яха восстановить в списках очередности на получение жилья согласно действующего законодательства РФ и ХМАО-Югры,
по апелляционной жалобе администрации города Пыть-Яха на решение Пыть-Яхского городского суда от 22 марта 2012 года, которым постановлено:
"Исковые требования Бамматова А.Б. удовлетворить частично.
Обязать Администрацию г.Пыть-Яха признать незаконным решение Администрации города Пыть-Яха от 27.09.2011 года (номер обезличен) об отказе Бамматову А.Б. в восстановлении его в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и обязать Администрацию города Пыть-Яха восстановить Бамматова А.Б в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий согласно действующего законодательства РФ и ХМАО- Югры.
Взыскать с Администрации города Пыть-Яха расходы по оплате государственной пошлины в пользу Бамматова А.Б. в сумме () рублей".
Заслушав доклад судьи Романовой И.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бамматов А.Б. обратился в суд с иском к Администрации города Пыть-Яха с заявлением о восстановлении его в списках очередности на получение жилья, обосновав его тем, что он является ветераном боевых действий в Чеченской Республике и на него распространяется действие ст.16 Федерального закона "О ветеранах", в том числе и право на обеспечение жильем за счет средств Федерального бюджета. Эта мера социальной поддержки предоставляется ветеранам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005 года. Поскольку он состоял на учете в Администрации города Пыть-Яха, как ветеран боевых действий, нуждающийся в улучшении жилищных условий, желая улучшить свои жилищные условия, обратился в Администрацию города Пыть-Ях с просьбой предоставить ему целевую субсидию для приобретения жилья в собственность. 02.07.2007 года администрация города Пыть-Ях предложила ему субсидию на строительство или приобретение жилья, которая носила бы целевой характер и могла быть использована на погашение ссудной задолженности по полученным банковским (иным) кредитам, направленным на приобретение (строительство) жилого помещения по заключенным после 1 января 2005 года договорам при наличии собственности гражданина в приобретаемом (строящемся) жилом помещении. Получив от Администрации города Пыть-Ях гарантию на предоставление ему указанной целевой субсидии, он приобрел в свою собственность 24.12.2007 года однокомнатную квартиру, площадью 30,4 кв.метров, в том числе жилой 16,5 кв.метров с использованием жилищного займа в сумме () руб., который был предоставлен ипотечным агентством по договору жилищного займа, после чего, он в 2009 году обратился в Администрацию города Пыть-Ях с заявлением о выплате причитающейся ему по закону жилищной субсидии, на что ему был дан ответ об исключении его из списков ветеранов, инвалидов и семей имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, полагающаяся субсидия на частичное погашение жилищного займа ему не выплачена. В августе 2011 года он повторно обратился с заявлением в Администрацию г.Пыть-Ях за разъяснением отказа в предоставлении ему жилищной субсидии, получил ответ, где разъяснено, что ни предоставление ему жилищной субсидии, ни восстановление его в льготном списке очередников на приобретение жилья действующим законодательством не предусмотрено. Истец просил суд признать отказ Администрации города Пыть-Яха от 27.09.2011 года в восстановлении его в списке очередников на получение жилого помещения в собственность незаконным, а также обязать Администрацию г.Пыть-Ях восстановить его в списках очередников на получение жилья, согласно действующему законодательству РФ и ХМАО-Югры.
Ответчик представил письменные возражения, где указал, что 14.01.2009 года истец исключен из списков ветеранов, инвалидов и семей имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий вставших на учет до 01.01.2005 года на основании п.3.9. раздела 3 Постановления Правительства ХМАО-Югры от 10.10.2006 года N 237-п. "Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления субсидий за счет субвенций из федерального бюджета отдельным категориям граждан на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для приобретения жилых помещений в собственность", в связи с приобретением ранее жилое помещение в собственность, обшей площадью 30,4 кв.метра. Письмом от 16.01.2011 года исх. (номер обезличен) Баматов А.Б. извещен администрацией г.Пыть-Яха об исключении его из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании ст.52, 56 ЖК РФ распоряжением главы администрации.
Департамент жилищной политики ХМАО-Югры согласно письменным возражениям с исковыми требованиями не согласен, поскольку истцом пропущен трехмесячный срок обжалования решения администрации от 27.09.2011 года.
Истец Бамматов А.Б. в судебном заседании настаивал на исковых требованиях и доводах, изложенных в его обоснование.
Представитель ответчика Администрации города Пыть-Яха Ачкасова А.И. возражала против исковых требований, настаивала на доводах, изложенных в письменных возражениях, в удовлетворении иска просит отказать.
Дело рассмотрено в отсутствие третьего лица Департамента жилищной политики ХМАО-Югры, в порядке ч.5 ст.167 ГПК на основании заявления.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе администрация города Пыть-Яха просит решение суда отменить в удовлетворении иска отказать. В обоснование жалобы указала, что основанием для принятия решения о снятии истца с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении послужило то, что в 2007 году истец купил квартиру и тем самым улучшил свои жилищные условия. Также указала, что в установленном ст.251 ГПК РФ порядке, истец Бамматов А.Б. распоряжение об утверждении списков от 14.01.2009 года не обжаловал и не признал недействительным решение об исключении Бамматова А.Б. из списка ветеранов, в соответствии с чем, оснований для удовлетворения требования истца не имелось. Также сослалась на истечение срока исковой давности на обращение в суд.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Бамматов А.Б. участвовал в боевых действиях в Чеченкой республике, имеет удостоверение ветерана боевых действий и вправе воспользоваться льготами, установленными ст.16 ФЗ от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах" (л.д.26), в силу которой, ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета, в соответствии с положениями ст.23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ. При этом Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем настоящей категории граждан.
Из письма управления по жилищным вопросам от 02.07.2007 года за (номер обезличен) усматривается, что 20 августа 2001 года по (адрес обезличен) Бамматов А.Б. состоял в очереди на улучшение жилищных условий и ему была предложена субсидия на строительство или приобретение жилья, которая носила целевой характер и могла быть использована на погашение ссудной задолженности по полученным банковским (иным) кредитам, направленные на приобретение (строительство) жилого помещения по заключенным после 01 января 2005 года договорам при наличии собственности гражданина в приобретаемом (строящемся) жилом помещении (л.д.19-20).
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 27 декабря 2007 года Бамматов А.Б., с использованием кредитных средств, приобрел 1-комнатную квартиру по адресу: г. Пыть-Ях, (адрес обезличен) общая площадь квартиры составляет 30,4 кв.метра (л.д.7-9, 24).
В соответствии с распоряжением Главы города Пыть-Яха от 14.01.2009 года (номер обезличен) истец был исключен с учета граждан, нуждающихся в жилом помещении, так как утратил основания и обеспечен жилой площадью и не является нуждающимся в жилом помещении (л.д.21).
В соответствии с п.4 ч.1 ст.56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в случае получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения.
Согласно ст.23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, установленных статьями 14, 15, 16, 17, 18, 19 и 21 указанного Закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Законом ХМАО - Югры от 6 июля 2005 года N 57-оз "О регулировании отдельных жилищных отношений в ХМАО - Югре" обеспечение жилыми помещениями за счет субвенций из федерального бюджета определенных Законом "О ветеранах" категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет по месту жительства на территории округа до 01 января 2005 года, осуществляется в форме субсидий на приобретение жилья в собственность на территории округа.
Порядок предоставления субсидий за счет субвенций из федерального бюджета определен Правительством ХМАО - Югры в постановлении от 10 октября 2006 года N 237-п "Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления субсидий за счет субвенций из федерального бюджета отдельным категориям граждан на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для приобретения жилых помещений в собственность", субсидии предоставляются гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
В соответствии с п.2.1 Постановления Правительства ХМАО-Югры N 237-п полномочия по формированию списка граждан, относящихся к категории ветеранов боевых действий, принадлежат органу местного самоуправления.
На основании п.2.8 указанного Постановления, граждане исключаются из Единого списка, федерального реестра ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, в случаях: 1) получения гражданином субсидии; 2) принятия решения о снятии гражданина с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) истечения срока действия документа, подтверждающего отнесение гражданина к категории лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки; 4) смерти гражданина либо вступления в силу решения об объявлении гражданина умершим или вступления в силу решения о признании его безвестно отсутствующим.
В соответствии с п.п.3 статьи 13 Закона "О ветеранах" при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Аналогичное условие предусмотрено п.4.2 Положения, в соответствии с которым, если гражданин имеет право на получение субсидии по настоящему Положению и одновременно по другому нормативному правовому акту, субсидия предоставляется либо по настоящему Положению, либо по другому нормативному правовому акту по выбору гражданина, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Из материалов дела следует, что истец по настоящему Положению субсидии не получал, предоставление субсидии по программе ХМАО - Югры "Улучшение жилищных условий населения ХМАО - Югры на 2005-2015 годы" и предоставление субсидии по вышеуказанному Положению являются разными формами социальной поддержки, участниками программы могут являться, в том числе, граждане - участники федеральных целевых программ, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, и граждане, получающие меры государственной поддержки из федерального бюджета на улучшение жилищных условий. Следовательно, законодательство допускает в данном случае возможность предоставления социальной поддержки ветеранам по нескольким основаниям, такая возможность предусмотрена и п.3 ст.13 Закона РФ "О ветеранах".
Таким образом, вывод суда о том, что истец был незаконно снят с учета нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма, является правильным.
Кроме того, истец обеспечен жилой площадью размером менее 13 кв.метров, тогда как п.п.3 п.3 ст.23.2 Закона РФ "О ветеранах" норма обеспечения жилой площадью ветеранов боевых действий составляет 18 кв.метров.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не установлено.
Довод о том, что Бамматовым А.Б. пропущен срок исковой давности ошибочен, поскольку к спорным правоотношениям оспаривание решения органа местного самоуправления применены быть не могут, так как срок исковой давности в 3 года устанавливается именно для защиты нарушенного права, в силу ст.196 ГК РФ, в связи с чем на данные спорные правоотношения распространяется общий срок исковой давности, установленный указанной статьей - три года, течение которого начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п.1 ст.200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как усматривается из материалов дела Бамматов А.Б. об исключении из списков очередности был уведомлен администрацией города Пыть-Яха 16.01.2009 года (л.д.21). Кроме того, 24.08.2011 года истец обращался в администрацию города Пыть-Яха с восстановлением его в списках очередности, на что 27.09.2011 года получил повторный ответ об отказе в восстановлении в списках очередности нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.23), то есть трехлетний срок исковой давности истцом не пропущен.
Исходя из изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Таким образом, решение суда постановлено в соответствии с нормами материального права и с соблюдением норм процессуального права.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы не опровергаю выводы суда, и сводятся к переоценке доказательств уже исследованных и оцененных судом обстоятельств и материалов дела, оснований для которой у судебной коллегии считать их неправильными не имеется.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пыть-Яхского городского суда от 22 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Пыть-Яха - без удовлетворения.
Председательствующий: Ульянов Р.Л.
Судьи: Начаров Д.В.
Романова И.Е.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.