Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Ивановой И.Е.
судей Кривуля Г.Г., Дука Е.А.
при секретаре Пачгановой И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Шунейко Владимира Владимировича к администрации Ханты-Мансийского района о признании права на внеочередное получение жилого помещения,
по кассационной жалобе администрации Ханты-Мансийского района на решение Ханты-Мансийского районного суда от 24 марта 2011 года, которым постановлено:
"Исковые требования Шунейко Владимира Владимировича к Администрации Ханты-Мансийского района о признании права на внеочередное получение жилого помещения удовлетворить.
Признать право Шунейко Владимира Владимировича 16.11.1987 года рождения на получение вне очереди жилого помещения не ниже установленных социальных норм.
Обязать Администрацию Ханты-Мансийского района включить Шунейко Владимира Владимировича (дата обезличена) года рождения на регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм".
Заслушав доклад судьи Дука Е.А., представителей администрации Ханты-Мансийского район Решетникову О.В., Дьяченко С.Г., поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шунейко В.В. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что является ребенком, оставшимся без попечения родителей, был помещен в детский дом " (адрес обезличен) (адрес обезличен) вместе со своим братом Алайбой С.И. В период пребывания в детском доме ответчиком приобретено жилое помещение, расположенное по адресу: (адрес обезличен). 6 июня 2006 года истец отчислен из детского дома. В приказе о его отчислении указано, что он обеспечен жилой площадью в вышеуказанной квартире. 30 июня 2006 года данная квартира признана непригодной для проживания. Просит суд признать за ним право на внеочередное получение благоустроенного жилого помещения не ниже социальной нормы, включить его в реестр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение вне очереди жилого помещения не ниже установленных социальных норм.
Дело рассмотрено в отсутствие истца.
Представитель ответчика Лазарева Н.Д. исковые требования не признала.
Представитель органа опеки и попечительства Дьяченко С.Г. исковые требования считает необоснованными.
Суд постановил изложенное выше решение.
В кассационной жалобе представитель ответчика администрации Ханты-Мансийского района просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов кассационной жалобы ссылается на доводы, изложенные в судебном заседании. Указала, что факт получения жилья в (адрес обезличен) не отрицает и сам истец. Жилье приобретено общей площадью 40, 6 кв.м., что соответствует установленным социальным нормам предоставления жилья для 2 человек. Полагает, что Шунейко В.В. имеет одинаковые права на занимаемое жилье наравне с Алайба С.И. В законодательстве отсутствуют нормы, обязывающие органы исполнительной власти предоставлять жилье каждому в отдельности лицу, оставшемуся без попечения родителей, из числа связанных между собой родственными узами.
Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, извещенного о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции (ч.2 ст.354 ГПК РФ).
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы (ч.1 ст.347 ГПК РФ), обсудив их, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12 1998 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Исходя из смысла указанной статьи на органы местного самоуправления возложена обязанность обеспечить указанных лиц жильем сразу после достижения ими совершеннолетия.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Жилищным законодательством предусмотрен заявительный порядок постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации), в то время как для лиц, указанных в ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", достаточным является сам факт наличия соответствующего статуса и совершение дополнительных действий, в частности, обращение с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не требуется.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд обоснованно исходил из того, что на период пребывания истца в детском доме ранее занимаемое жилое помещение за ним не закреплялось, а по окончании пребывания в детском доме решения о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке не принималось.
Как установлено судом и видно из материалов дела, Шунейко В.В., (дата обезличена) года рождения, на основании постановления Главы МО Ханты-Мансийский район от 19.12.2002 года N 425 в связи со смертью матери и лишением отца родительских прав определен для дальнейшего проживания на полном государственном обеспечении в детский дом " (адрес обезличен) (адрес обезличен) ( л.д.24,25).
До помещения в детский дом Алайба С.И. и Шунейко В.В. проживали совместно с матерью в старом ветхом доме совхоза "Елизаровский" ( л.д.15).
Приказом Управления образования администрации МО Ханты-Мансийский район N 267-о от 26.07.2002 года решено приобрести в (адрес обезличен) двухкомнатную квартиру, общей площадью 40,6 кв. м, сиротам: Алайбе С.И. и Шунейко В.В. ( л.д. 14).
Приказом директора детского дома (адрес обезличен)" от 06.06.2006 года N4 Шунейко В.В. отчислен из детского дома и снят с полного государственного обеспечения, со ссылкой на то, что Шунейко В.В. имеет жилое помещение в (адрес обезличен) ( л.д.29).
Доводы представителя ответчика о том, что вышеуказанное жилое помещение приобретено с расчетом на истца, несостоятельны и обоснованно отклонены судом ввиду недоказанности факта предоставления Шунейко В.В. данного жилого помещения и приобретения им права пользования жилым помещением до его отчисления из детского дома.
Как следует из договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: (адрес обезличен), его нанимателем является Алайба С.И. ( л.д.18 -20).
Шунейко В.В. вселен в вышеуказанное жилое помещение после отчисления из детского дома как член семьи (брат) нанимателя, то есть приобрел право пользования данным жилым помещением в порядке п.1 ч.1 ст.67, ст.69 ЖК РФ, а не в связи с предоставлением ему жилого помещения органами местного самоуправления.
Кроме того, вышеуказанное жилое помещение не могло отвечать установленным законом требованиям, поскольку на момент снятия истца с полного государственного обеспечения было непригодным для постоянного проживания ( л.д.11).
Занимаемое ранее жилое помещение за истцом не закреплялось, решение о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, как это установлено п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, по окончании его пребывания в детском доме не принималось.
Таким образом, право, гарантированное ст.8 Федерального закона от 21.12 1998 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст.57 ЖК РФ, истцом не реализовано.
Факт достижения истцом возраста 23 лет правового значения не имеет, так как вышеуказанные нормы права не связывают достижение лицами, оставшимися без попечения родителей, возраста 23 лет с прекращением их прав на внеочередное обеспечение жильем, если указанное право не было реализовано по независящим от них причинам.
Отсутствие нормы, обязывающей органы исполнительной власти предоставлять жилье каждому в отдельности лицу, оставшемуся без попечения родителей, правильные выводы суда об удовлетворении иска не опровергает, поскольку, как указано выше, установленная законом обязанность по внеочередному предоставлению жилого помещения истцу органом местного самоуправления не выполнена.
Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств и не содержат оснований для отмены решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли бы привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ханты-Мансийского районного суда от 23 марта 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Ханты-Мансийского района - без удовлетворения.
Председательствующий судья Иванова И.Е.
Судьи: Кривуля Г.Г.
Дука Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.