Постановление Президиума Суда Ханты-Мансийского автономного округа от 20 мая 2011 г.
(Извлечение)
Президиум суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе
Председательствующего Юрьева И.М.
членов президиума: Ульянова Р.Л., Кабановой М.В., Полуяна А.Л., Бушуева Д.Г., Остапенко В.В.
при секретаре Кузнецовой С.С.
по докладу судьи Ульянова Р.Л.
рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по иску Пестова А.Т. к Управлению социальной защиты населения по г. Нягани о признании права на получение звания "Ветеран труда",
по надзорной жалобе Пестова А.Т. на решение Няганского городского суда от 12.07.2010 г., определение судебной коллегии по гражданским делам суда ХМАО-Югры от 07.12.2010 г.,
УСТАНОВИЛ:
Пестов А.Т. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения по г. Нягани о признании права на получение звания "Ветеран труда", ссылаясь на то, что (дата обезличена) г. от имени Министерства авиационной промышленности и ЦК профсоюзов за высокие показатели в труде ему было присвоено звание "Победитель социалистического соревнования 1980 г.", о чем свидетельствует запись в трудовой книжке, удостоверение и нагрудный знак. Истец обратился в Управление социальной защиты населения с просьбой присвоить ему звание "Ветеран труда", в чем ему было отказано на том, основании, что нагрудный знак "Победитель социалистического соревнования 1980 г." не включен в перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденного Правительством ХМАО-Югры 06.06.2005 г..
Ответчик иск не признал.
Решением Няганского городского суда от 12.07.2010 г., в иске отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа от 07.12.2010 г., решение оставлено без изменения.
В надзорной жалобе Пестовым А.Т. ставится вопрос о ее передаче с делом для рассмотрения в судебном заседании президиума суда Ханты-Мансийского автономного округа-Юггры.
По запросу судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 22.03.2011 года дело истребовано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Установлено, что Пестов А.Т. просил обязать ответчика учесть нагрудный знак "Победитель социалистического соревнования" как ведомственный знак отличия в труде и признать за ним право на получение звания "Ветеран труда". В обоснование своих требований указывал на то, что он с (дата обезличена) г. работал в ОАО "Уфимское моторостроительное производственное объединение". С (дата обезличена) года трудится на предприятиях нефтяной промышленности ХМАО, с (дата обезличена) г. назначена пенсия по старости. (дата обезличена) г. от имени Министерства авиационной промышленности и ЦК профсоюзов за высокие показатели в труде ему было присвоено звание "Победитель социалистического соревнования 1980 г.", о чем свидетельствует запись в трудовой книжке, удостоверение и нагрудный знак. Истец обратился в Управление социальной защиты населения с просьбой присвоить ему звание "Ветеран труда", в чем ему было отказано на том, основании, что нагрудный знак "Победитель социалистического соревнования 1980 г." не включен в перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденного Правительством ХМАО-Югры 06.06.2005 г.
Разрешая спор, судебные инстанции пришли к выводу, что в рамках представленных полномочий и в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", нагрудный знак "Победитель социалистического соревнования 1980 г." не включен в перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденного Правительством ХМАО-Югры 06.06.2005 г.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, президиум суда ХМАО находит состоявшиеся по делу судебные решения подлежащими отмене в связи с неправильным толкованием и применением судом норм материального права.
В соответствии счастью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласнопункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагаетсяКонституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.
Таким образом, участие субъектов Российской Федерации в реализации социальной функции государства путем принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан, должно быть основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и конституционной иерархии нормативных правовых актов, а также соответствовать вытекающим изКонституции Российской Федерации принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав.
Согласност. 7 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федеральногозакона от 29.06.2004 N 58-ФЗ, действующей до внесения изменений в соответствии с Федеральнымзаконом от 22.08.2004 N 122-ФЗ) ветеранами труда являлись лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определялся Президентом Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 25.09.1999 N 1270 (утратил силу с 12.06.2006 в связи с изданиемУказа Президента Российской Федерации от 12.06.2006 N 603) было утвержденоПоложение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", которое также не устанавливало каких-либо ограничений в правовом статусе лиц, отнесенных к данной категории.
Федеральнымзаконом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон "О ветеранах", в соответствии сост. 22 которого меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Нормыст. 7 Федерального закона "О ветеранах" ограничиваются лишь базисными требованиями в определении оснований приобретения статуса ветерана труда, формируя, таким образом, направления законотворческого процесса регионов в данной области.
Однако, по смыслу этой федеральнойнормы под порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда", понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания "Ветеран труда", перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями, предъявляемымичастью 1 этой статьи, перечень которых является исчерпывающим.
Выступая в качестве нормативного акта прямого действия,Закон N 122-ФЗ предусматривает, что в целях защиты прав и законных интересов граждан, претендующих на получение звания "Ветеран труда", законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ не могут быть установлены основания и условия присвоения этого звания, существенным образом ухудшающие права и интересы граждан в сравнении сЗаконом N 5-ФЗ.
Ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" предусмотрены три группы оснований признания гражданина ветераном труда:
1) соответствующее удостоверение, выданное и оформленное в установленном порядке;
2) награждение орденами или медалями, почетными званиями СССР или РФ, ведомственными знаками отличия в труде при трудовом стаже, необходимом для назначения пенсии по старости или за выслугу лет;
3) трудовая деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Перечень орденов, медалей, почетных званий, награждение которыми выступает в качестве условия приобретения статуса ветерана труда, а равно условия и порядок награждения определеныПоложением о государственных наградах РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 2 марта 1994 г. N 442( с изм.).
Наряду с орденами и медалями, почетными званиями СССР и РФ при присвоении звания "Ветеран труда" подлежат учету и ведомственные знаки отличия в труде.
Согласно пункту 2 Положения о едином общесоюзном знаке "Победитель социалистического соревнования" 1977 года и последующих годов десятой пятилетки, утвержденного постановлением Президиума ВЦСПС от 8 апреля 1977 г., награждение знаком "Победитель социалистического соревнования" от имени министерства (ведомства) и Центрального комитета профсоюза производится совместным решением администрации или правления колхоза и профсоюзного комитета объединения, предприятия, стройки, колхоза, совхоза, организации, учреждения как по результатам работы за соответствующий год, так и в течение этого года - за досрочное выполнение годового задания и социалистических обязательств.
Таким образом, в вышеуказанный период времени награждение знаком "Победитель социалистического соревнования" от имени министерства (ведомства) было предоставлено, в том числе администрации предприятия и профсоюзного комитета предприятия, и соответствовало действовавшему на тот период законодательству.
Правовой смыслподпункта 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" N 5-ФЗ от 12 января 1995 года подразумевает, что к числу лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, относятся все лица, решение о награждении которых такими знаками принималось в соответствии с нормами действовавшего (действующего) законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке.
Установлено, что 03.03.1981 г. совместным решением дирекции и профсоюзного комитета Уфимского моторостроительного завода от имени Министерства авиационной промышленности и ЦК профсоюзов за высокие показатели в труде Пестову А.Т. присвоено звание "Победитель социалистического соревнования 1980 г.", о чем свидетельствует запись в трудовой книжке, удостоверение и нагрудный знак/л.д.15-16/.
Наличие государственных наград и ведомственных знаков отличия, указанных вп. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", является одним из условий присвоения звания "Ветеран труда", при этом в рамках предоставленныхп. 4 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" полномочий, законом субъекта РФ может быть самостоятельно расширен перечень знаков отличия в труде и негосударственных наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте РФ.
Из дела следует, что Перечень наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда", утвержден Постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО -Югры от 6 июня 2005 г. N 103-п. Указанный перечень не содержит в качестве основания присвоения звания "Ветеран труда" наличие знака "победитель социалистического соревнования. .. года", в связи с чем, истцу было отказано в удовлетворении его требований.
Таким образом, утверждая порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", законодатель субъекта Российской Федерации незаконно сузил перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии состатьей 7 Федерального закона "О ветеранах", в результате чего, лица, награжденные такими знаками отличия в труде, неправомерно лишены права на присвоение им звания "Ветеран труда", гарантированногостатьей 7 Федерального закона "О ветеранах", что недопустимо.
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов субъектов Российской Федерации.
Такие законы, согласностатье 76 (часть 5) Конституции Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. / разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся вп. 4 Постановления от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия"/.
С учетом изложенного, президиум находит отказ Пестову А.Т. по тем основаниям, что он не имеет ведомственного знака отличия в труде, учитываемого при присвоении звания "Ветеран труда" является неправомерным.
Указанные нарушения норм права являются существенными, поскольку они привели к неправильному разрешению дела.
В силу ст. 387 ГПК РФ существенные нарушения норм материального права являются основанием для отмены судебных постановлений нижестоящих судов в порядке надзора.
Учитывая, что существенные обстоятельства дела судом установлены, необходимые и достаточные доказательства собраны, президиум находит возможным разрешить спор по существу не передавая дело на новое рассмотрение.
Руководствуясь ст.ст.388-391 ГПК РФ президиум,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Няганского городского суда от 12.07.2010 г., и определение судебной коллегии по гражданским делам суда ХМАО-Югры от 07.12.2010 г., отменить и вынести новое решение.
Исковые требования Пестова А.Т. к Управлению социальной защиты населения по г.Нягань удовлетворить.
Обязать Управление социальной защиты населения по г.Нягань учесть нагрудный знак "Победитель социалистического соревнования 1980 г." как ведомственный знак отличия в труде и признать за Пестовым Александром Тимофеевичем право на получение звания "Ветеран" труда.
Председательствующий /И.М. Юрьев/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.