Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Александровой Н. Н.
судей коллегии Кривуля Г. Г., Ковалева А. А.
при секретаре Бурковой О. А.
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску М. к Государственному учреждению "Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Мегионе о признании незаконным отказа в назначении трудовой пенсии по старости, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов,
по кассационной жалобе истца на решение Мегионского городского суда от 25 апреля 2011 года, которым М. в удовлетворении иска отказано.
Заслушав доклад судьи Кривуля Г. Г., представителя истца Т. поддержавшую доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
М. обратилась в суд к Государственному учреждению "Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Мегионе (далее по тексту - Фонд) с иском о признании незаконным отказа в назначении трудовой пенсии по старости, взыскании 5 000 рублей компенсации морального вреда, судебных расходов.
Требования мотивированы тем, что М. отказано в назначении трудовой пенсии по мотиву не предоставления документа, удостоверяющего личность. Полагает отказ незаконным, поскольку взамен паспорта в Фонд предоставлено свидетельство об удостоверении тождественности гражданина с лицом, изображённым на фотографии, которое М. считает надлежащим документом, удостоверяющим личность. Привела доводы относительно невозможности пользования паспортом установленного образца ввиду религиозных убеждений.
Дело рассмотрено в отсутствие М., её представитель С. иск поддержал.
Представитель Фонда Х. иск не признал в связи с тем, что истцом к заявлению о назначении трудовой пенсии не приложен документ, удостоверяющий личность. Представленное свидетельство не является таким документом в силу закона.
Суд постановил указанное выше решение, которое М. просит отменить, принять новое решение. Полагает, что поскольку суд первой инстанции установил её право на социальное обеспечение, то обязан был признать представленное ею в Фонд свидетельство документом удостоверяющим личность. Привела доводы, изложенные в исковом заявлении.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, поскольку оно вынесено в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
На основаниип. 1 ип. 2 ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией.
Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
В соответствии сч. 2,3 ст. 18 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, ее назначения и перерасчета размера указанной пенсии, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты этой пенсии, ведения пенсионной документации устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе требовать от физических и юридических лиц предоставления документов, необходимых для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии, а также проверять в соответствующих случаях обоснованность выдачи указанных документов.
Согласноп. 15 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденного совместным постановлением Минтруда Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27.02.2002 N 16/19па, в качестве документа подтверждающего личность, возраст, место жительства и гражданство лица, которому устанавливается пенсия, предъявляется паспорт этого лица.
Из дела видно, что истица обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ г. Мегион с заявлением о назначении пенсии, предоставив в качестве документа, удостоверяющего личность "свидетельство об удостоверении тождественности лица, изображенного на фотографической карточке".
Решением УПФР г. Мегион от 09.02.2011 года М. отказано в назначении пенсии ввиду непредставления документа, удостоверяющего личность, а именно - паспорта (л. д. 10).
Согласно справки УФМС России г. Мегион по ХМАО-Югре истица имеет паспорт гражданина РФ серии 67 01 N 450375, выданный ОВД г. Мегион 02.04.2002 года (л. д. 44).
Анализ действующего законодательства, выяснение обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, наличие представленных истцом доказательств, позволил суду первой инстанции сделать правильный вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку указанные истицей документы: свидетельство об удостоверении тождественности личности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке, справка с места жительства, свидетельство о рождении, свидетельство о расторжении брака и письмо УФМС, действующим законодательством не предусмотрены в качестве документов, на основании которых Пенсионный фонд обязан назначить истице пенсию по старости.
СогласноПоложения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08 июля 1997 г. N 828 паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.
Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации.
Выданное в соответствии сост. 84 "Основ законодательства РФ о нотариате" N 4462-1 от 11.02.1993 свидетельство об удостоверении тождественности лица, изображенного на фотографической карточке, не может служить документом, удостоверяющим личность гражданина, подтверждающим его гражданство, возраст, поскольку не названо в качестве такового законодательством и не имеет целевого назначения, в данном случае для назначения истице пенсии по старости.
Указанный документ, является удостоверением факта тождественности личности с лицом, изображенным на фотографической карточке, а не документом, удостоверяющим личность гражданина.
При таких обстоятельствах суд обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований истице.
По вышеизложенным мотивам не может быть принят во внимание довод кассационной жалобы истицы о том, что суд необоснованно пришел к выводу о том, что единственным документом, удостоверяющим личность гражданина, является паспорт, тем более, что он судом первой инстанции был учтен и ему дана надлежащая правовая оценка.
Судебная коллегия считает, что свидетельство об удостоверении тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке, в силустатьи 84 Основ законодательства о нотариате является только подтверждением факта тождественности гражданина с лицом, изображенным на этой фотокарточке, но не заменяет собой документ, удостоверяющий личность истицы для целей пенсионного обеспечения, т. е. для назначения истице пенсии по старости.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мегионского городского суда от 25 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу М. - без удовлетворения.
председательствующий: Александрова Н. Н.
судьи коллегии: Кривуля Г. Г.
Ковалев А. А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.