Кассационное определение СК по гражданским делам Суда Ханты-Мансийского автономного округа от 13 сентября 2011 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего - судьи Юрьева И.М.,
судей: Дука Е.А., Сухих Е.А.,
при секретаре Черкашиной Л.В.,
с участием прокурора Чепуренко Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Когалыма в интересах Магомедова М.З., Магомедовой С.А., несовершеннолетних Т., Н. к администрации г. Когалыма о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социальной найма,
по кассационной жалобе администрации г. Когалыма на решение Когалымского городского суда от 30 июня 2011г., которым постановлено:
"Обязать администрацию города Когалыма предоставить Магомедова М.З., Магомедовой С.А., Т., Н. вне очереди по договору социального найма жилое помещение, состоящее из двух комнат, благоустроенное применительно к условиям г. Когалыма, общей площадью не менее 32,25 квадратных метра, отвечающее установленным требованиям, находящееся в черте г. Когалыма".
Заслушав доклад судьи Сухих Е.А., прокурора Чепуренко Е.В., возражавшего на доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Когалыма обратился в суд в защиту интересов Магомедовых с иском к администрации г. Когалыма с требованием о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социальной найма, мотивируя свои требования тем что, прокуратурой города была проведена проверка по обращению Магомедова М.З. о нарушении жилищных прав, которой установлено, что 16.03.2000 года Магомедову М.З. как работнику треста " "данные изъяты"" был выдан ордер (номер обезличен) на право занятия жилой площади в семейном общежитии, расположенном по адресу: (адрес обезличен), комнаты 1,2, жилой площадью "данные изъяты" кв. метра. 23.05.2000г. заместителем главы администрации г.Когалыма утвержден список работников треста " "данные изъяты"" на заселение в указанное семейное общежитие, где значились Магомедов М.З. и члены его семьи. Согласно постановления администрации г.Когалыма от 14.12.1999 года (номер обезличен) (адрес обезличен) используются под общежитие "данные изъяты"" сроком на три года. В дальнейшем постановлениями мэра города от 23.12.2002 года (номер обезличен) и от 07.05.2007 года (номер обезличен) срок использования квартир под общежитие "данные изъяты" продлевался. После получения ордера и списка заселения состав семьи заявителя изменился, 28.04.2002 г. у них родился сын - Н.. Заключением межведомственной комиссии от 23.07.2009г. (номер обезличен) жилой дом, расположенный по адресу: (адрес обезличен), признан не пригодным для проживания. Согласно приложения (номер обезличен) к соглашению в перечень объектов жилого фонда, подлежащих передаче муниципальному образованию, под N "данные изъяты" включено семейное общежитие, расположенное по адресу: (адрес обезличен). 05.02.2010 года между ОАО "ЛУКойл-Западная Сибирь" и муниципальным образованием городской округ г. Когалым заключено соглашение о передаче объектов жилого фонда муниципальному образованию. Сторонами подписан акт приема-передачи объектов жилого фонда, в том числе и общежития по (адрес обезличен), в соответствии с п.2 которого претензий у муниципального образования к предприятию по поводу передаваемых по настоящему акту объектов жилого фонда нет. Согласно п.2.1.2 и п.2.2.2 соглашения от 05.02.2010 года стороны обязались в течение 10 дней с даты заключения соглашения снять объекты с баланса "данные изъяты"" и по акту, составленному по форме N ОС-1а, передать и поставить на баланс муниципального образования. Во исполнение принятых договорных обязательств 05.02.2010г., сторонами подписан акт (номер обезличен) о приеме-передаче здания (сооружения) общежитие по (адрес обезличен). В период существования данных отношений 19.02.2010 года в общежитии произошел пожар, в результате которого здание пришло в негодность. Жильцы общежития в экстренном порядке были переселены в жилой дом, расположенный по адресу: (адрес обезличен). Семье Магомедовых представлена комната (номер обезличен) в указанном общежитии. Распоряжением администрации г. Когалыма от 25.05.2010 года N 185-р в связи угрозой обрушения конструктивных элементов здания, (адрес обезличен) был снесен.
Таким образом, прокурор, ссылаясь на ст.86, ч.1 ст. 89 ЖК РФ п.37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", полагая, что администрацией г.Когалыма истцы фактически лишены принадлежащей им на законных основаниях жилой площади, просил суд обязать администрацию г. Когалыма предоставить истцам вне очереди, на основании договора социального найма, жилое помещение, которое должно быть благоустроенным применительно к условиям г. Когалыма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным требованиям горда Когалыма и находящееся в его границах.
В судебном заседании заместитель прокурора г. Когалыма - Бонин А.Н. исковые требования поддержал.
В судебном заседании Магомедов М.З., Магомедова С.А. исковые требования прокурора поддержали.
Представитель ответчика Фаткуллина Л.Р. иск не признала, суду пояснила, что Магомедовы состояли в списках очередников у работодателя и были заселены в общежитие по (адрес обезличен) на срок трудового договора. Истцы по месту жительства в администрации города в качестве нуждающихся в предоставлении жилья не состояли. 19.02.2010г. на момент пожара дом не принадлежал муниципальному образованию, так как согласно свидетельству о государственной регистрации права дом поступил в муниципальную собственность 18.08.2010 г. и переход права собственности произошел в день государственной регистрации права. Кроме того, истцы не представили документов о том, что у них нет иного жилья.
Представитель третьего лица ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" - Эннс М.И. исковые требования поддержала. Довод ответчика о том, что иск не подлежит удовлетворению в связи с тем, что свидетельство о праве собственности на дом было получено муниципалитетом после пожара, считает несостоятельным. Общежитие было построено на государственные средства и никогда не было собственностью ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь". Данное общежитие в план приватизации АООТ "ЛУКойл-Когалымнефтегаз" не включалось и на основании Постановления Верховного Совета РФ от (дата обезличена) (номер обезличен) "О разграничении государственной собственности Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга" было передано в муниципальную собственность. Предмет спора вытекает из отношений социального найма, сложившиеся между истцами и ответчиком и не имеет отношения к ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь".
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В кассационной жалобе администрация (адрес обезличен) просит решение суда отменить и принять новое решение. В обоснование жалобы ссылаются на те же доводы, что и в возражении на иск при рассмотрении дела по существу. Указывает, что судом не дано надлежащей оценки тому обстоятельству, что жилой (адрес обезличен) в реестре муниципальной собственности фактически никогда не состоял и на правах собственности администрации (адрес обезличен) не значился. Муниципальным образованием в лице администрации города Когалыма 18 августа 2010 года было оформлено свидетельство о государственной регистрации права на фактически не существующий объект. На момент возникновения пожара право собственности Муниципального образования город Когалым на указанный дом не возникло, дом не был включен в реестр муниципальной собственности. Передача объекта в муниципальную собственность в соответствии с требованиями действующего законодательства не была завершена, то есть муниципальному образованию не принадлежало право владения, пользования и распоряжения жилым домом. Считает ссылку суда на статью 7 Федерального закона N 189-ФЗ от 29.12.2004 "О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации", необоснованной, поскольку спорное жилое помещение изначально, с момента его ввода в эксплуатацию, принадлежало АООТ "ЛУКойл-Когалымнефтегаз", что исключает возможность применения к возникшим жилищным правоотношениям норм указанной статьи, так как государственному или муниципальному предприятию или учреждению спорное жилое помещение на праве собственности никогда не принадлежало и им в качестве общежития не использовалось.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений прокурора на жалобу, судебная коллегия находит следующее.
Исходя из существа иска, требования прокурора состоят в обязании администрации города предоставить истцам жилое помещение по договору социального найма в связи с утратой ранее занимаемого жилого помещения в результате пожара.
Судом первой инстанции установлено, следует из материалов дела и не опровергается ответчиком, что согласно направления (номер обезличен) от 17 апреля 2000 года на право занятия жилой площади в семейном общежитии Магомедову М.З., как работнику "данные изъяты" на состав семьи из трех человек были выделены две комнаты (номер обезличен) и (номер обезличен), жилой площадью "данные изъяты" кв.м., в общежитии по (адрес обезличен). (л.д. 9,15).
На основании совместного заседания администрации и профкома Треста "данные изъяты"" от 15 марта 2000 года Магомедовы были поставлены на поквартирный учет под N 431. ( л.д. 156).
С 25 мая 2000 года истцы зарегистрированы по мессу проживания по вышеназванному адресу. ( л.д. 44).
Из Постановления администрации города Когалыма от 30.11.1999 года (номер обезличен) следует, что дом по (адрес обезличен) введен в эксплуатацию 01 июня 1985 года.
На основании Постановления Администрации города от 14 декабря 1999 года квартиры с (адрес обезличен) по (адрес обезличен) использовались под общежитие треста " "данные изъяты"" сроком на три года. В дальнейшем срок использования под общежитие продлевался на 5 лет постановлением Мэра города Когалыма от 23 декабря 2002 года, постановлением главы города Когалыма от 07 мая 2007 года.(л.д. 19-21,65).
05 февраля 2010 года между ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" ( "данные изъяты"") и Администрацией г. Когалыма подписано соглашение о передаче от Предприятия объектов жилого фонда, находящихся на балансе "данные изъяты"".( л.д. 25-36).
18 августа 2010 года зарегистрировано право муниципальной собственности МО город Когалым на дом по (адрес обезличен). ( л.д.102).
Постановлением Администрации города Когалыма от 29.09.2010г. (номер обезличен) дом по (адрес обезличен) включен в реестр муниципальной собственности г. Когалыма как объект жилого фонда.
19 февраля 2010 года в вышеназванном доме произошел пожар, что следует из акта о пожаре (номер обезличен) от 19.02.2010г.(л.д.39,40).
После пожара семья истца переселена муниципалитетом в общежитие по (адрес обезличен)
Согласно Распоряжения администрации города Когалыма от 25 мая 2010года (номер обезличен)-р Администрацией города принято решение о сносе вышеназванного дома по (адрес обезличен). Снос поручен и произведен Управлением жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Когалыма. (л.д. 41,42).
Согласно отметки на свидетельстве о госрегистрации права, справки Федерального БТИ, 22.11.2010г. зарегистрировано прекращение права муниципальной собственности на вышеназванный жилой дом. ( л.д.100,102).
Суд первой инстанции, правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, исходя из правильной оценки представленных доказательств в их совокупности, пришел к верному выводу о наличии обязанности администрации города в предоставлении истцам жилого помещения в связи со сносом ранее занимаемого жилья, на условиях договора социального найма.
Так, согласно Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга в муниципальную собственность принятому во исполнение требований законов РСФСР "О собственности в РСФСР" и "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов.
ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" ( "данные изъяты"") передало муниципалитету (адрес обезличен).
Из п. 5.1 вышеназванного соглашения следует, что с даты приема-передачи объектов, Предприятие не несет обязанности по обеспечению содержания и эксплуатации объектов, а также по их управлению.
05 февраля 2010 года Муниципальное образование приняло от ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" дом по (адрес обезличен) и с этого периода фактически распоряжалось названным имуществом.
Из Постановлений Администрации города Когалыма от 14 декабря 1999 года, от 23 декабря 2002 года от 07 мая 2007 года следует, что квартиры с (адрес обезличен) по (адрес обезличен) на момент передачи дома (акта приема-передачи) муниципалитету использовались как общежитие.
В соответствии со ст. 7 Федерального Закона от 29.12.2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" к отношениям по пользованию жилымипомещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из материалов дела следует, что дом по (адрес обезличен) строился за счет государственных средств, принадлежал государственному предприятию - производственному объединению " "данные изъяты"" и использовался в качестве общежития. При этом, в силу Федерального закона дом подлежал передаче в муниципальную собственность и фактически был передан в муниципальную собственность, однако, после приватизации предприятия.
В силу ст. 86 Жилищного кодекса РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Поскольку решение о сносе дома принято муниципалитетом, учитывая, что истцы на законных основаниях были вселены в комнаты (адрес обезличен) общежития по (адрес обезличен), а затем, в силу ст. 7 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", дом утратил статус специализированного жилищного фонда, в таком случае, исходя из ч. 2 ст. 57, 86, 89 ЖК РФ у ответчика возникла обязанность по обеспечению истцов жилым помещением на условиях договора социального найма в связи со сносом дома.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции и противоречат совокупности представленных доказательств.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения.
Руководствуясь статьями 360,361, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Когалымского городского суда от 30 июня 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Когалыма - без удовлетворения.
Председательствующий Юрьев И.М.
Судьи: Дука Е.А.
Сухих Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.