Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:
председательствующего судьи Ивановой И.Е.
судей Дука Е.А., Цыганкова С.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Данилюк Анны Филимоновны к администрации города Сургута о незаконном отказе в принятии на учет и включении в список ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета,
по кассационной жалобе истца Данилюк А.Ф. на решение Сургутского городского суда от 24 августа 2011 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Дука Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Данилюк А.Ф. обратилась в суд с вышеуказанным иском к администрации города Сургута, ссылаясь на то, что имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом "О ветеранах", однако ей отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения ввиду наличия в собственности супруги ее внука Азимовой (Тереховой) Г.И., не являющейся членом ее семьи, доли в праве собственности на (адрес обезличен) в (адрес обезличен). Однако внук Азимов А.М. и его жена Азимова (Терехова) Г.И. являются отдельной семьей, в связи с чем отказ администрации города считает незаконным.
Дело рассмотрено в отсутствие истца Данилюк А.Ф. Ее представитель Азимова Н.Т. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчика администрации г.Сургута просит рассмотреть дело в свое отсутствие, представил отзыв на исковое заявление, в котором иск не признает.
Суд постановил изложенное выше решение.
В кассационной жалобе истец Данилюк А.Ф. просит решение суда отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на незаконность и необоснованность, нарушение норм материального права. В обоснование доводов кассационной жалобы ссылается на доводы, изложенные в исковом заявлении, в судебном заседании. Указала на то, что решение об отказе в постановке на учет принято с нарушением установленного законом срока, с документами, на основании которых производится постановка на учет, ее никто не знакомил. Она не является членом семьи внука Азимова А.М. и его супруги Азимовой Г.И., совместно с ними не проживает и общее хозяйство не ведет.
Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в нем, извещенных о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции (ч.2 ст.354 ГПК РФ).
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы (ч.1 ст.347 ГПК РФ), обсудив их, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене ввиду нарушения норм материального права.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5 - ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон о ветеранах) членам семьи погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны, участников войны, ветеранов боевых действий предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до I января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В силу ч. 1 ст. 23.2 Закона о ветеранах Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с постановлением Правительства ХМАО-Югры от 26.10.2010 года N 90-п "Об утверждении Положения о порядке предоставления или приобретение жилого помещения за счет субвенции из федерального бюджета отдельным категориям граждан на территории Ханты-Мансийского автономного округа Югры" полномочия по приему документов и постановке на учет или отказу в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий возложены на органы местного самоуправления.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Данилюк А.Ф. является инвалидом второй группы, вдовой ветерана Великой Отечественной войны и в силу Закона о ветеранах относится к категории граждан, которые, не являясь малоимущими, имеют право встать на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Истцу отказано в принятии на учет и включении в список ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по мотиву обеспеченности общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи более учетной нормы ( л.д.4).
Разрешая вопрос о правомерности отказа, суд руководствовалсяст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями которой предусмотрены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии с данной нормой права гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения но договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Отказывая в удовлетворении иска, суд ошибочно исходил из обеспеченности семьи истца общей площадью жилого помещения более учетной нормы, установленной в (адрес обезличен), то есть свыше 14 кв.м на одного человека.
Данный вывод суда основан на неправильном применении ч.1 ст.31 ЖК РФ, в силу которой к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Как видно из материалов дела, дочь истца Азимова Н.Т., зять Азимов М.Б., внук Азимов А.М. являются собственниками по 1/3 доли в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: (адрес обезличен) (л.д.16-18), где, кроме вышеуказанных лиц, зарегистрированы: истец Данилюк А.Ф., правнук Азимов А.А. ( л.д.14).
Таким образом, на каждого приходится по 13,62 кв.м, что менее 14 кв.м, установленных в (адрес обезличен) для целей признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий (68,1 кв.м : 5).
Площадь жилого помещения, принадлежащего супруге внука Азимовой Г.И., в данном случае значения не имеет, поскольку последняя вселена в жилое помещение по (адрес обезличен) в качестве члена семьи сособственника Азимова А.М., а не истца Данилюк А.Ф., с которой не ведут общего хозяйства, не проживают совместно.
Таким образом, истцу необоснованно отказано в принятии на учет и включении в список ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета, по мотиву обеспеченности общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи более учетной нормы.
Отменяя решение суда, судебная коллегия считает возможным принять новое решение, поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены.
Руководствуясь статьями 361, 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сургутского городского суда от 24 августа 2011 года отменить, принять новое решение.
Признать постановление администрации г.Сургута N2950 от 23 мая 2011 года об отказе Данилюк Анне Филимоновне в принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения незаконным.
Обязать администрацию г.Сургута поставить Данилюк Анну Филимоновну на учет и включить в список ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета.
Председательствующий Иванова И.Е.
Судьи: Цыганков С.Л.
Дука Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.