Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Александровой Н. Н.,
судей: Ахметзяновой Л. Р., Ковалева А. А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костина Алексея Афанасьевича к Государственному учреждению "Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в (адрес обезличен)" о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, включении в специальный трудовой стаж периодов работы и назначении пенсии с 01 апреля 2010 года,
по кассационной жалобе истца на решение Сургутского городского суда от 14 сентября 2011 года, которым Костину А. А. в удовлетворении иска отказано.
Заслушав доклад судьи Ахметзяновой Л. Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Костин А. А. обратился в суд к Государственному учреждению "Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в (адрес обезличен)" (далее по тексту - Фонд) с иском о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, включении в специальный трудовой стаж периодов работы в Сургутском строительно-дорожном управлении объединения "Обьнефтегазгеология":
-с 20 декабря 1984 года по 25 августа 1985 года в должности плотника;
-с 26 августа 1985 года по 11 июля 1988 года в должности машиниста дизельной электростанции;
-с 12 июля 1988 года по 11 мая 1992 года в должности начальника строительства дорожного участка;
-с 12 мая 1992 года по 04 ноября 1992 года в должности заместителя управляющего по общим вопросам;
-с 05 ноября 1992 года по 12 августа 1993 года в должности начальника строительства дорожного участка;
-с 10 ноября 1993 года по 01 января 1997 года в должности начальника участка строительно-дорожной службы;
-с 01 января 1997 года по 30 сентября 1998 года в должности начальника строительно-дорожного участка;
-с 01 октября 1998 года по 31 июля 2002 года в качестве производителя дорожно-строительных работ Сургутского вышкомонтажного управления;
-с 01 августа 2002 года по 07 сентября 2006 года в должности старшего производителя работ районной инженерно-технологической службы по строительству дорог Сургутской нефтегазоразведочной экспедиции;
и назначении пенсии с 01 апреля 2010 года
Требования мотивированы тем, что Костин А. А. обратился в Фонд с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, полагая достаточное наличие у него специального стажа, подтверждённого справкой открытого акционерного общества "Обьнефтегазгеология" (далее - Общество) (номер обезличен) от 24 февраля 2010 года. Решением комиссии Фонда (номер обезличен) от 25 марта 2010 года в назначении пенсии отказано по мотиву отсутствия доказательств, подтверждающих факт работы истца в полевых условиях. Считает, что работа в полевых условиях подтверждена расчётными листами, содержащими сведения о выплате ему полевого довольствия на протяжении всего периода работы. Также сослался на заказ-наряды на выполнение работ, акты приёма выполненных работ с 1993 по 2006 годы, из которых следует, что он участвовал в работах по строительству буровых и вертолётных площадок, зимних трасс и переправ.
В судебном заседании Костин А. А., его представитель Загидуллин Р. Ф. иск поддержали.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя Фонда. В письменных возражениях на иск Фонд ссылается на отсутствие доказательств, подтверждающих специальный стаж работы истца, поскольку в спорные периоды работы истец не работал в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно в полевых условиях, что прямо следует из справки Общества (номер обезличен) от 24 февраля 2010 года и выписки из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица системы государственного пенсионного страхования.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В кассационной жалобе Костин А. А. просит его отменить и принять новое решение. Не согласен с выводом суда об отсутствии доказательств, подтверждающих круглогодичную работу истца непосредственно в полевых условиях. Считает, что суд неправомерно отклонил доказательства о выплате полевого довольствия, поскольку убеждён, что получение такового, предусмотренное Положением о выплате полевого довольствия работникам геологоразведочных и топографо-геодезических предприятий и организаций и учреждений Российской Федерации, являлось возможным исключительно для работников занятых на работах в полевых условиях. Подверг критике выводы суда о том, что истец не принимал непосредственного участия в технологическом процессе геологоразведочных работ, так как его работа была связана лишь с облуживанием основного производства. Ссылаясь на справку Общества (номер обезличен) от 24 февраля 2010 года, претендует на досрочное назначение трудовой пенсии, поскольку в справке прямо указано, что Костин А. А. работал в спорные периоды именно в полевых условиях. Суд неправильно определил обстоятельства дела и пришёл к неправильному выводу о строительной специфики деятельности истца, а не геологоразведочной. Полагает в данном случае следует учитывать, что Костин А. А. работал в Сургутской нефтегазоразведочной экспедиции, где работы осуществлялись без отрыва от геологоразведочных работ и были направлены на непрерывное обеспечение о поддержание непосредственно геологоразведочных работ.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.
В соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ) провозглашено, что трудовая пенсия по старости может быть назначена досрочно мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Закона N 173-ФЗ, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 516, установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с полевыми геолого-разведочными, поисковыми, топографо-геодезическими, геофизическими, гидрографическими, гидрологическими, лесоустроительными и изыскательскими работами в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах периоды указанных работ непосредственно в полевых условиях учитываются в следующем порядке:
- работа от 6 месяцев до одного года - как один год;
- работа менее 6 месяцев - по фактической продолжительности.
В соответствии с указанной нормой право на пенсию предоставляется работникам независимо от того, в какой профессии или должности они заняты на выполнении соответствующих работ, в штате какой организации они значатся. Главным является подтверждение условий, определённых законодательством:
-занятость на выполнении геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работ;
-непосредственное выполнение этих работ в полевых условиях;
-выполнение предусмотренных работ в составе экспедиции, партии, отряда, бригады или участка.
Понятие "полевые условия" содержится в Положении о выплате полевого довольствия работникам геолого-разведочных и топографо-геодезических предприятий и организаций Российской Федерации, занятым на геолого-разведочных и топографо-геодезических работах, которое утверждено Постановлением Минтруда России от 15 июля 1994 года N 56.
Под полевыми условиями понимаются особые условия производства геолого-разведочных и топографо-геодезических работ, связанных с необустроенностью труда и быта работающих и размещением производственных объектов за пределами населённых пунктов городского типа. Работникам, занятым в полевых условиях, выплачивается полевое довольствие. Порядок учёта работы в полевых условиях устанавливается организацией и оформляется приказом.
Кроме того, следует иметь в виду, что выплата полевого довольствия (если это единственные данные) не может служить подтверждением занятости работника непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических и других определённых законодательством работах. Это связано с тем, что полевое довольствие выплачивается также и тем работникам, которые не заняты на упомянутых работах, а обслуживают экспедиции.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что истец не принимал непосредственного участия в технологическом процессе геолого-разведочных работ.
Действительно, из справки Общества N 118 следует, что истец работал полный рабочий день, при полной рабочей неделе, в полевых условиях, но при этом принимал непосредственное участие в организации работ, связанных со строительством зимних дорог, дорог круглогодичного действия на буровые точки, строительством вертолётных площадок и площадок под буровые, строительством ледовых переправ через реки и обустройством разведочных месторождений для экспедиций.
Иных доказательств, кроме указанной справки, свидетельствующих о работе истца в полевых условиях именно на геолого-разведочных работах, им в силу ст. 56 ГПК РФ ни суду первой инстанции, ни суду кассационной инстанции не представлено.
При таких обстоятельствах, суд пришёл к правильному выводу об отсутствии законных оснований для назначения истцу досрочной трудовой пенсии, поскольку к моменту обращения к ответчику у Костина А. А. отсутствовало 12 лет 6 месяцев специального стажа, требуемого для определения права на досрочную трудовую пенсию.
Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сургутского городского суда от 14 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Костина А. А. - без удовлетворения.
Председательствующий: Александрова Н. Н.
Судьи: Ахметзянова Л. Р.
Ковалев А. А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.