Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего КИСИЛЕВСКОЙ Т.В.
судей коллегии МАРЧУК Е.Г., ШОШИНОЙ А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Администрации МО город Ноябрьск на решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 декабря 2011 года, которым постановлено:
Признать бездействие Администрации муниципального образования города Ноябрьск незаконным.
Обязать Администрацию муниципального образования города Ноябрьск устранить нарушение прав Верниковской Д.В., Верниковского Ю.С. путем принятия решения (издания распоряжения) с указанием о дальнейшем использовании жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", и сроках его использования.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа - МАРЧУК Е.Г., судебная коллегия, -
УСТАНОВИЛА:
Верниковская Д.В., Верниковский Ю.С. обратились в суд с заявлением об оспаривании бездействия органа местного самоуправления. В обоснование заявления указали, что проживают на основании ордера в комнате N в поселке УТДС г.Ноябрьска. Заключением межведомственной комиссии от 03 апреля 2009 года жилое помещение по указанному адресу признано не соответствующим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и непригодным для проживания. На основании настоящего заключения, 13 апреля 2009 года издано распоряжение Администрации МО г.Ноябрьск N П-623 о включении комнаты N в поселке УТДС г.Ноябрьск в Перечень жилых помещений, непригодных для проживания; Ноябрьскому городскому Департаменту по имуществу предписано осуществить отселение проживающих в ней граждан в течение шести месяцев со дня принятия в установленном порядке решения о выделении бюджетных средств на указанные цели путем предоставления жилищной субсидии либо путем предоставления другого благоустроенного жилого помещения на условиях договора социального найма. Поскольку Администрацией города не был разрешен вопрос о сносе дома, в котором расположено занимаемое жилое помещение, и о сроках отселения из него граждан, заявители обратились в орган местного самоуправления с заявлением о принятии решения по данному вопросу. Однако в принятии соответствующего решения было отказано по тем основаниям, что обследование многоквартирного дома не проводилось, а факта признания одной квартиры в нем непригодной для проживания недостаточно для сноса всего дома и внеочередного предоставления заявителям другого жилого помещения. Рекомендовано самостоятельно обратиться в отдел жилищно-коммунального хозяйства Администрации города по вопросу о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Между тем, Администрация г.Ноябрьск, как собственник муниципального жилищного фонда, наделена полномочиями по обращению в межведомственную комиссию на предмет оценки соответствия жилого дома установленным в законе требованиям, не возлагая при этом дополнительных расходов по проведению процедуры оценки на граждан. Заявители, как малоимущие граждане, не имеют возможности нести дополнительные затраты, связанные с обращением в межведомственную комиссию для проведения процедуры оценки. С учетом того, что проживание семьи в условиях, непригодных для проживания, негативно сказывается на состоянии здоровья, не позволяет обеспечить безопасность жизни проживающих, а также нарушает их права на благоприятные условия проживания, просили признать бездействие органа местного самоуправления, выразившееся в непринятии решения о сносе дома "адрес" в пос.УТДС г.Ноябрьск и сроках отселения граждан, незаконным; обязать Администрацию г.Ноябрьск устранить допущенные нарушения путем принятия решения о сносе дома и сроках отселения проживающих в нем граждан.
В судебном заседании Верниковская Д.В. на удовлетворении заявленных требований настаивала.
Верниковский Ю.С. в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Просил заявленные требования удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица - Администрации г.Ноябрьск Кульгова Н.А., действующая на основании доверенности, с требованиями заявителей не согласилась.
Представитель заинтересованного лица - межведомственной комиссии по оценке жилых помещений муниципального образования г.Ноябрьск Кравченко С.В., действующая на основании доверенности, требования Верниковской Д.В. и Верниковского Ю.С. не признала.
Судом принято вышеуказанное решение, с которым не согласна Администрация города Ноябрьска.
В кассационной жалобе Администрация МО город Ноябрьск просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права. В жалобе указывает на то, что обязанность по принятию решения о сносе дома и сроках отселения проживающих в нем граждан возникает у органа местного самоуправления лишь в случае признания межведомственной комиссией жилого дома аварийным и подлежащим сносу, но не в случае признания жилого помещения непригодным для проживания, поскольку судьба отдельного жилого помещения полностью зависит от судьбы всего строения, в котором оно расположено. Соответственно, разрешение вопроса об отселении граждан из данного жилого помещения возможно лишь в случае признания всего дома аварийным и подлежащим сносу, либо в случае принятия решения о его реконструкции или проведения ремонтно-восстановительных работ. Указывает на отсутствие в законе указания на конкретную обязанность органа местного самоуправления по принятию решения о дальнейшем использовании жилого помещения в случае признания его непригодным для проживания. Ссылается на то, что Администрация города является не единственным собственником жилых помещение в многоквартирном доме N в п.УТДС, которые вправе обратиться с заявлением в комиссию об оценке соответствия жилого помещения установленным требованиям. Приводит иные доводы, оспаривая постановленные в решении суда выводы и полагая об отсутствии законных оснований для признания действий (бездействия) Администрации МО город Ноябрьск, незаконными, просит принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
В возражениях на кассационную жалобу Верниковская Д.В. полагает решение суда законным и обоснованным, а доводы жалобы не подлежащими удовлетворению.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на неё, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда в силу следующего.
В соответствии со статьей 15 Жилищного кодекса РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения, а именно - изолированные помещения, пригодные для постоянного проживания граждан и отвечающие установленным санитарным и техническим правилам и нормам, а также иным требованиям законодательства.
Из материалов дела следует, что Верниковская Д.В. и Верниковский Ю.С. проживают в комнате N поселка УТДС в г.Ноябрьск, на основании ордера N 270 от 26 ноября 2004 года (л.д. 17, 21).
Собственником жилого помещения по указанному адресу является муниципальное образование город Ноябрьск (л.д. 51).
Заключением межведомственной комиссии N 67 (500) от 03 апреля 2009 года установлено, что комната N в пос. УТДС не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и является непригодной для проживания ввиду выявления вредных факторов среды обитания человека, не позволяющих обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований (л.д. 25, 26).
На основании настоящего заключения, распоряжением Администрации МО г.Ноябрьск N П-623 от 13 апреля 2009 года принято решение: включить жилое помещение многоквартирного дома в Перечень жилых помещений, непригодных для проживания; осуществить отселение граждан, проживающих в указанном жилом помещении на условиях договора социального найма, в течение шести месяцев со дня принятия в установленном порядке решения о выделении бюджетных средств на указанные цели, путем предоставления жилищной субсидии либо путем предоставления другого благоустроенного жилого помещения на условиях договора социального найма (л.д. 24).
Согласно Акту обследования технического состояния жилого строения от 26 октября 2011 года, здание N в пос.УТДС г.Ноябрьск требует проведения комплексного капитального ремонта основных несущих конструкций: цоколя, отмостки, деревянных фундаментов, обвязки, цокольного и чердачных перекрытий, кровли с наращиванием карнизного свеса, фасада с оштукатуриванием, оконных блоков, пола, в комнатах и местах общего пользования, инженерных сетей и электропроводки. Однако в виду необходимости замены большого количества конструкций и значительных финансовых затрат, проведение капитального ремонта здания является нецелесообразным (л.д. 16-18).
Таким образом, из изложенного следует, что заявители на протяжении длительного времени проживают в непригодном жилом помещении, которое не отвечает требованиям ст. 15 Жилищного кодекса РФ.
Данное обстоятельство, безусловно, свидетельствует о нарушениях жилищных прав Верниковской Д.В. и Верниковского Ю.С., однако Администрацией г.Ноябрьск, как собственником и наймодателем жилого помещения, не предпринимается никаких мер для их устранения.
В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; контроль за его использованием и сохранностью, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Согласно части 2 статьи 15 ЖК РФ жилое помещение признается непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
28 января 2006 года постановлением Правительства РФ N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно пункту 7 настоящего Положения, признание помещения жилым помещением, пригодным или непригодным для проживания, а также признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным требованиям.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).
На основании заключения межведомственной комиссии орган местного самоуправления должен принять решение и издать распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49 Положения).
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, решение межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для проживания является по своей природе юридическим фактом, при наступлении которого прекращаются жилищные правоотношения пользования жилым помещением и, как следствие, у органа местного самоуправления возникает обязанность по принятию решения о дальнейшей судьбе жилого помещения и проживающих в нем граждан.
Между тем, несмотря на наличие заключения межведомственной комиссии от 03 апреля 2009 года о признании комнаты N поселка УТДС непригодной для проживания, обязанность по принятию решения и изданию распорядительного акта с указанием о дальнейшем использовании данного жилого помещения Администрацией города Ноябрьска до настоящего времени не выполнена.
Наличия каких-либо объективных препятствий для издания соответствующего распоряжения из доводов кассационной жалобы, не усматривается.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования заявителей, обоснованно признав незаконным бездействие Администрации г.Ноябрьск и возложив на орган местного самоуправления обязанность по устранению допущенных нарушений прав Верниковской Д.В. и Верниковского Ю.С.
При этом, как правильно указал суд, орган местного самоуправления вправе самостоятельно определить способы, которыми будут устранены нарушения, что в данном случае может заключаться в принятии мер к признанию аварийным и подлежащим сносу дома, в котором расположено жилое помещение; в предоставлении Верниковской Д.В. другого жилого помещения в порядке п. 3 ст. 85 ЖК РФ.
Изложенные в решении суда выводы достаточно мотивированы, постановлены на правильном толковании норм права и оснований для признания их неверными, судебная коллегия не усматривает.
Доводы кассационной жалобы фактически не опровергают выводы суда, сводятся к собственной оценке обстоятельств дела и норм права применительно к ним, и не могут служить поводом к отмене или изменению обжалуемого судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 декабря 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ
СУДЬИ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.