Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
Председательствующего Агеева А.В.
судей коллегии Зотиной Е.Г. и Ощепкова Н.Г.
при секретаре Минаковой В.В.
с участием прокурора Губайдулиной Г.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Департамента по труду и социальной защите населения Ямало-Ненецкого автономного округа на решение Лабытнангского городского суда от 17 ноября 2011 года, которым постановлено:
Обязать Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по ЯНАО приобрести для инвалида 1 группы Кутиной Н.П. трости тактильные с последующим ремонтом и заменой, для слепых и слабовидящих; специальное устройство для оптической коррекции слабовидения; медицинский термометр с речевым выходом; медицинский тонометр с речевым выходом, как установлено индивидуальной программой реабилитации.
Обязать Департамент по труду и социальной защиты населения ЯНАО приобрести для инвалида 1 группы Кутиной Н.П. часы-будильник с речевым выходом, как установлено индивидуальной программой реабилитации, в порядке очередности в срок до 01 июля 2012 года.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Зотиной Е.Г., объяснения представителя заявителя Меньшиковой Т.С. по доводам кассационной жалобы, прокурора Губайдулиной Г.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Лабытнанги, действуя в интересах Кутиной Н.П. обратился в суд с иском к Региональному отделению фонда социального страхования РФ по ЯНАО, Департаменту по труду и социальной защите населения ЯНАО, МУ "Управлению социальной защиты населения Администрации г. Лабытнанги" о признании бездействия должностных лиц незаконными в части реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида - Кутиной Н.П., выданной Федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы по ЯНАО. Просил обязать Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по ЯНАО устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод инвалида 1 группы Кутиной Н.П. и приобрести для неё трости тактильные с последующим ремонтом и заменой, для слепых и слабовидящих; специальное устройство для оптической коррекции слабовидения; медицинский термометр с речевым выходом; медицинский тонометр с речевым выходом, как установлено индивидуальной программой реабилитации.
В рамках рассмотрения дела прокурор также просил возложить на Департамент по труду и социальной защиты населения ЯНАО обязанность приобрести для инвалида 1 группы Кутиной Н.П. часы-будильник с речевым выходом, как установлено индивидуальной программой реабилитации, в порядке очередности в срок до 01 июля 2012 года.
В судебном заседании старший помощник прокурора г. Лабытнанги Петрова О.А. отказалась от требований, заявленных прокурором г. Лабытнанги в интересах Кутиной Н.П. к Региональному отделению фонда социального страхования РФ по ЯНАО, Департаменту по труду и социальной защите населения ЯНАО, МУ "Управление социальной защиты населения Администрации г. Лабытнанги", в части признания действий (бездействий) должностных лиц указанных учреждений по реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной Кутиной Н.П. Федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы по ЯНАО, незаконными. В остальной части исковые требования поддержала.
Кутина Н.П. в судебном заседании участия не принимала, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом.
Представитель истца - Кутина Л.В. суду пояснила, что Кутина Н.П. отказывается от заявленного прокурором иска, не возражает о получении технических средств в порядке очередности.
Представитель Регионального отделения фонда социального страхования РФ по ЯНАО в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представители МУ "Управление социальной защиты населения Администрации г. Лабытнанги" Левитина М.А., Михайлова М.Е., Долгих В.Н. иск не признали, указав, что обеспечение инвалида специальными средствами реабилитации, не входящими в базовый перечень, осуществляется согласно установленному законом порядку.
Представители Департамента по труду и социальной защите населения ЯНАО Меньшикова Т.С. и Мажорова Л.Н. аналогично иск не признали. Суду пояснили, что финансирование мероприятий по обеспечению инвалидов техническими средствами, не входящими в перечень средств, обеспечение которыми производится за счет средств федерального бюджета, не является обязанностью субъекта РФ и осуществляется при наличии финансовой возможности.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.
С решением не согласен представитель ответчика Департамента по труду и социальной защите населения Ямало-Ненецкого автономного округа Карпова Е.В.
В кассационной жалобе просит решение суда отменить в части возложения на Департамент по труду и социальной защите населения ЯНАО обязанности по приобретению технических средств реабилитации и принять новое об отказе в удовлетворении иска. Приводит доводы о том, что социальная защита инвалида, гарантированная федеральным законодательством, должная быть осуществлена в порядке очередности и пределах выделенных ассигнований.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, Кутина Н.П. является инвалидом первой группы по зрению с третьей степенью ограничения. Индивидуальной программой реабилитации Кутиной Н.П. рекомендовано использование в качестве технического средства реабилитации часов-будильника с речевым выходом.
29 сентября 2010 года Кутина Н.П. обратилась в МУ "Управление по труду и социальной защите населения Администрации г. Лабытнанги" с заявлением об обеспечении специальным устройством (часы-будильник с речевым выходом), не входящим в федеральный базовый перечень технических средств реабилитации. Между тем, до настоящего времени истец указанным техническим средством не обеспечена.
Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Нормы Федерального закона "О социальной защите инвалидов", регламентирующие отношения в области создания условий в сфере реабилитации инвалидов, корреспондируют с положениями Конституции Российской Федерации, закрепляющими политику социального государства, обеспечивающую достойную жизнь человека, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Приведенный комплекс мероприятий определяется индивидуальной программой реабилитации, которая является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от оплаты в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (ст. 11 Федерального закона N 181-ФЗ).
Порядок обеспечения инвалидов техническими средствам реабилитации, не входящими в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа утвержден Постановлением Администрации автономного округа от 05 июня 2008 года N 273-А "О реализации окружной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2008 - 2010 годы".
Исходя из положений названного Порядка, а также полномочий Департамента по труду и социальной защите населения Ямало-Ненецкого автономного округа, судом первой инстанции применительно к данному спору верно определен субъект гражданско-правовой ответственности с возложением обязанности по созданию условий инвалиду для реализации комплекса реабилитационных мероприятий.
Таким образом, решение суда отвечает требованиям законности и обоснованности, по доводам кассационной жалобы отмене или изменению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 360 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого атомного округа
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Копия верна: судья суда
Ямало-Ненецкого автономного округа Е.Г. Зотина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.