Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Агеева А.В.,
судей коллегии Домрачева И.Г. и Ощепкова Н.Г.,
при секретаре Васильевой В.Ч.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе начальника ОМВД России по г. Лабытнанги на решение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого АО от 17 февраля 2012 года, которым заявителю отказано в установлении административного надзора в отношении Ефремова А.А..
Заслушав судью Домрачева И.Г., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Начальник ОМВД России по г. Лабытнанги обратился в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении Ефремова А.А., осужденного 30 октября 2007 года по п. "г" ч. 2 ст. 161 УК РФ к 2 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, освобожденного из мест лишения свободы 18 сентября 2009 года по отбытию срока. Просил установить административный надзор на срок 1 год с установлением административных ограничений. Мотивировал заявление тем, что Ефремов А.А. осужден за совершение тяжкого преступления, после отбытия наказания дважды привлекался к административной ответственности: 25.06.2011 года по ст. 20.21 КоАП РФ к штрафу в размере "данные изъяты" рублей; 08.07.2011 года по ч. 1 ст. 2.3. Закона ЯНАО от 16.12.2004 N 81-ЗАО "Об административных правонарушениях" к штрафу в размере "данные изъяты" рублей.
В суде представитель ОМВД России по г. Лабытнанги просил заявление удовлетворить.
Ефремов возражений относительно заявления ОМВД суду не представил.
Участвующих в деле прокурор Тютина М.И. просила в удовлетворении заявления отказать, обосновав свою позицию тем, после вступления в силу Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" Ефремов А.А. совершил лишь одно правонарушение, тогда как указанным законом одним из оснований установления административного надзора является совершение лицом, отбывшим уголовное наказание в виде лишения свободы в течение одного года двух и более административных правонарушений.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе начальник ОМВД России по г. Лабытнанги поставил вопрос отмене решения суда с принятием нового решения об удовлетворении заявления, полагая, что суд нарушил нормы материального права, отказав в удовлетворении заявления при наличии оснований для установления в отношении Ефремова А.А. административного надзора.
Заслушав в суде апелляционной инстанции представителя заявителя Старых Г.А. по доводам жалобы, прокурора Губайдуллину Г.А., полагавшей отказ суда незаконным, осужденного Ефремова А.А., который своего суждения по спору не имел, проверив материалы дела, обсудив доводы участников, судебная коллегия находит апелляционную жалобу обоснованной, а решение подлежащим отмене.
В соответствии с п.4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное применение норм материального права - неправильное истолкование закона (п.3 ч.2 ст. 330 ГПК РФ).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее ФЗ N 64) административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого преступления.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 3 ФЗ N 64 административный надзор устанавливается, если лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
По делу установлено, что Ефремов А.А. приговором Салехардского городского суда от 30 октября 2007 года осужден за совершение преступления, предусмотренного п. "г" ч. 2 ст. 161 УК РФ к 2 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, освобожден из мест лишения свободы 18 сентября 2009 года по отбытию срока.
После освобождения из мест лишения свободы совершил два административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, которые имели место 25.06.2011 года и 08.07.2011 года.
Отказывая в установлении административного надзора в отношении Ефремова, суд исходил из того, что осужденный после вступления ФЗ N 64 в законную силу 01.06. 2011 года привлечен к административной ответственности в виде штрафа один раз - 08.07. 2011 года, за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 2.3 Закона ЯНАО от 16.12.2004 года N 81-ЗАО "Об административных правонарушениях", без приведения в решении норм закона либо иных оснований.
С таким выводом судебная коллегия согласиться не может.
Согласно ст. 2 ФЗ N 64 административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Лица, в отношении которых устанавливается административный надзор, определены частями 1 и 2 названной статьи.
Ефремов является лицом, на которых указывает п.1 ч.1 ст. 3 - освобожденным из мест лишения свободы и имеющего непогашенную и не снятую судимость за совершение тяжкого преступления.
Согласно ч.3 ст. 3 закона в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если:
1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;
2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
В силу ч. 1 ст. 13 ФЗ N 64 настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2011 года.
Согласно ч.2 этой же статьи в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, освобожденного из мест лишения свободы до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и имеющего непогашенную либо неснятую судимость на день вступления в силу настоящего Федерального закона, административный надзор устанавливается судом по заявлению органа внутренних дел при наличии основания, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона.
Системное толкование приведённых норм позволяет прийти к выводу о том, что установление административного надзора применительно к п.2 ч.3 ст. 3 ФЗ N 64 лицам, освобождённым из мест лишения свободы до дня вступления в силу ФЗ N 64, законодатель связывает с наличием совершения такими лицами в течение года 2 и более административных правонарушений, в том числе и до вступления закона в силу.
Следовательно, суд не имел оснований к отказу в удовлетворении заявления в отношении Ефремова.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции в соответствии с п.2 ст. 328 ГПК РФ отменяет решение и принимает по делу новое решение - об удовлетворении заявления.
Устанавливая административные ограничения Ефремову, судебная коллегия исходит из данных о его личности в материалах дела, его пояснений в суде апелляционной инстанции, а также задач административного надзора, определённых статьёй 2 ФЗ N 64.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого АО от 17 февраля 2012 года отменить и принять новое, которым заявление начальника ОМВД по г. Лабытнанги Баранова В.Л. удовлетворить.
Установить в отношении Ефремова А.А. административный надзор сроком на 1 год со следующими ограничениями:
запрет пребывания вне жилого и иного помещения, являющегося местом его жительства с 23 по 6 часов следующего дня;
запрет выезда за пределы территориального деления города Лабытнанги Ямало-Ненецкого АО, за исключением выезда в г. Салехард Ямало-Ненецкого АО;
возложение обязанности явки на регистрацию в ОМВД России по г. Лабытнанги дважды в месяц в установленные для него дни.
Председательствующий Агеев А.В.
Судьи: Ощепков Н.Г.
Домрачев И.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.