Решение Алтайского краевого суда от 11 октября 2011 г.
(Извлечение)
АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Алтайский краевой суд г.Барнаул в составе председательствующего Х.Н.М.,
при секретаре Г. Л.А.,
с участием прокурора Б. М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 октября 2011г. дело по заявлению С. Т. В. о признании недействующим и не подлежащим применению, с момента вступления решения в законную силу, приложение N 1 к Постановлению Администрации Алтайского края от 28.12.2009 N 546 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Алтайского края" в части утверждения кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу;
УСТАНОВИЛ:
28 декабря 2009г. Администрацией Алтайского края принято постановление N 546 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Алтайского края".
Данное постановление опубликовано в газете "Алтайская правда" N 415, 416, 30 декабря 2009г. и с приложениями также в Сборнике законодательства Алтайского края за декабрь 2009г., включено в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации 28 января 2010г., номер государственной регистрации ru 22000200900876.
С. Т.В., являющаяся собственником земельного участка, расположенного в, обратилась в суд с заявлением о признании недействующим с момента вступления в законную силу решения суда приложение N 1 к Постановлению Администрации Алтайского края от 28 декабря 2009 года N 546 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Алтайского края" в части утверждения результатов государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером, расположенного по адресу:, принадлежащего С. Т.В.
2
В обоснование своих требований С. Т.В. сослалась на то, что 7 вид разрешенного использования, "земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии", для земельного участка с кадастровым номером, принадлежащего ей, определен неправильно.
Ранее до принятия оспариваемого Постановления, в 2008 году, ее земельный участок был отнесен к 9 виду разрешенного использования: "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок", этот вид разрешенного использования земельный участок должен иметь и в настоящее время, поскольку фактически предназначен и используется для размещения административного здания промышленности, ОГМ (отдел главного механика), является земельным участком производственного назначения.
При принятии нормативного правового акта Постановления Администрации Алтайского края N 546 были нарушены положения частей 1, 5 статьи 65 и части 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, а также не учтены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные Приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года N 39.
В связи с отнесением ее земельного участка к 7 виду разрешенного использования была произведена переоценка кадастровой стоимости с применением УПКСЗ, указанного в постановлении N 546 для 7 вида разрешенного использования рублей, что увеличило его кадастровую стоимость, которая составила рублей. Тогда как ранее, по кадастровой оценке 2008 года, удельный показатель по 9 виду разрешенного использования составлял рублей, кадастровая стоимость составляла рублей, что нарушает закон и ее права.
В судебном заседании С. Т.В., ее представители поддержали заявление, просили признать недействующим и не подлежащим применению с момента вступления решения в законную силу, приложение N 1 к Постановлению Администрации Алтайского края от 28.12.2009 N 546 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Алтайского края" в части утверждения кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером, расположенного по адресу;
Представитель администрации Алтайского края Т. Т.С. требования С. Т.В. не признала, ссылаясь на то, что оспариваемое постановление принято в пределах полномочий администрации Алтайского края, с соблюдением установленного порядка утверждения государственной кадастровой оценки земель, прав заявителя не нарушает.
3
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, допросив специалистов Р. А.Р., Ш. Л.В., свидетеля С.СВ., заслушав заключение прокурора Б. М.И., полагавшую требования заявителя не подлежащими удовлетворению, считает, что в удовлетворении требований С. Т.В. следует отказать по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
На основании п. 1 и 2 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно частям 1, 5 статьи 65 и части 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях,
4
предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) на основании и в порядке, установленном федеральным законодательством.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 8 апреля 2000 года утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
Приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания), а Приказом Минэкономразвития РФ от 28 июня 2007 года N 215 - Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Административный регламент).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10).
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость), (далее Роснедвижимость) и ее территориальных органов - Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяет Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 215 (далее - Регламент).
5
В силу положений Регламента проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков проводится Роснедвижимостью, в компетенцию которой входит проверка соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации, методических и нормативно-технических документов при определении кадастровой стоимости земельных участков, правильности расчетов и полученных результатов (пункты 9.6 - 9.12 Регламента).
Такая проверка осуществляется Роснедвижимостью в ходе проверки отчета исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации на соответствие Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли от 15 февраля 2007 года N 39.
По результатам проведенной проверки Роснедвижимость принимает одно из следующих решений, которое оформляется актом проверки:
о соответствии отчета методическим указаниям;
о выявлении нарушений методических указаний при выполнении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков.
В случае принятия решения о соответствии отчета Методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки.
После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.
Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2008 года N 1847 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, его функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), созданную в результате переименования Федеральной регистрационной службы и возложения на нее функций по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.
Таким образом, из приведенных положений действующего законодательства следует, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Федеральной службой государственной регистрации кадастра и картографии (Росреестр) была проведена соответствующая проверка и в отношении которых принято
6
решение о соответствии Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Согласно ст. 78 Устава (Основного Закона) Алтайского края высшим исполнительным органом власти Алтайского края является Администрация Алтайского края.
В силу пункта 1 статьи 82 Устава (Основного Закона) Алтайского края Губернатор Алтайского края является руководителем Администрации Алтайского края.
На основании пункта 2 статьи 83 Устава (Основного Закона) Алтайского края Губернатор Алтайского края обнародует законы Алтайского края путем их подписания.
Постановление Администрации Алтайского края N 546 подписано Губернатором Алтайского края, опубликовано в газете "Алтайская правда" N 415, 416, 30 декабря 2009 года, с приложениями также в Сборнике законодательства Алтайского края за декабрь 2009 года, включено в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации 28 января 2010 года, номер государственной регистрации ru 22000200900876.
Судом установлено, что работы по определению кадастровой стоимости земель населенных пунктов на территории Алтайского края проводились ООО "".
По результатам проведенных работ ООО "" был составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Алтайского края по состоянию на 01.01.2009 года, который был принят заказчиком 05 октября 2009 года (л.д.76-98) и 03 ноября 2009 года направлен в Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Алтайскому краю для проведения экспертизы.
Данный отчет четыре раза проверялся Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и по окончании последней проверки, проведенной в период с 23 июня 2010 года по 09 июля 2010 года, получил положительное заключение, свидетельствующее о том, что он соответствует Методическим указаниям, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года N 39, какие-либо нарушения Методических указаний отсутствуют (л.д.67).
Замечания, имевшие место при предыдущих проверках, не касались определения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка и кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по.
Из пункта 15959 приложения N 1 к отчету следует, что удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка и кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером, расположенного в определены соответственно рублей и рублей (л.д.82).
7
Из представленных Администрацией Алтайского края материалов следует, что на момент принятия оспариваемого постановления, удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером в отчете, составленном ООО "", были определены соответственно в размере рублей и рублей.
Таким образом, данным постановлением Администрации Алтайского края утверждена государственная кадастровая стоимость вышеназванного земельного участка, которая была определена отчетом об определении кадастровой стоимости земельных участков, прошедшим проверку в Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии (Росреестр).
При этом суд не принимает во внимание доводы заявителя, что при определении кадастровой стоимости указанного земельного участка был неправильно определен вид разрешенного использования земельного участка, что повлекло увеличение стоимости удельного показателя и стоимости земельного участка.
Суд проверил соблюдение порядка определения кадастровой оценки данного земельного участка и считает, что его стоимость в рублей, определенная в Отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Алтайского края с удельным показателем кадастровой стоимости земельного участка рублей/ кв.м., была произведена с соблюдением порядка, установленного вышеприведенными положениями нормативных правовых актов.
Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Алтайского края по состоянию на 01.01.2009 года проверен Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) получил положительное заключение, признан соответствующим Методическим указаниям, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года N 39.
Из пояснений специалиста Р/А.Р. следует, что управлением Росреестра по Алтайскому краю в соответствии с пунктом 9.5 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости "Организация государственной кадастровой оценки земель", утвержденного приказом Минэкономразвития России 28.06.2007 N 215, проводило предварительную проверку Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Алтайского края от 05.10.2009г., представленного исполнителем работ ООО "". По результатам проведенной 05.11.2009 проверки не было выявлено несоответствий состава представленного Отчета условиям Технического задания.
Положения п. 1.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов определяют кадастровую
8
стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов по видам разрешенного использования.
В соответствии с пунктом 1.2.9 Методических указаний к 9 виду разрешенного использования отнесены земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Согласно свидетельству о регистрации права собственности, материалов кадастрового дела на земельный участок с кадастровым номером, расположенный в городе, принадлежащий заявителю, следует, что названый земельный участок имеет разрешенное использование для размещения здания ОГМ (л. д. 12-14, 19, 199-228). На этом земельном участке находится здание, общей площадью кв. м., принадлежащее заявителю. Каких-либо данных о том, что земельный участок выделен для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, что здание является производственным, административным зданием промышленности, в кадастровом деле нет.
При этом нельзя признать состоятельной ссылку заявителя, на представленный в судебное заседание, договор аренды здания от 16 декабря 2010г., расположенного на данном земельном участке, заключенный с ООО "" с целью организации производственного участка для сельскохозяйственной продукции, поскольку в установленном Земельным кодексом Российской Федерации, порядке, такой вид разрешенного использования земельного участка ("для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок"), не устанавливался.
Согласно постановлений администрации г.Новоалтайска от земельный участок с кадастровым номером по, правообладателям предоставлялся для размещения здания.
В кадастровом паспорте земельного участка с кадастровым номером разрешенное использование значится; "для размещения здания", что также усматривается из пояснений суду специалиста Ш Л.В.
В случае изменения данного вида разрешенного использования, заявитель вправе обратиться в орган местного самоуправления, по поводу установления другого вида разрешенного использования.
Суд не принимает во внимание акт проверки соблюдения земельного законодательства от 13.02.2008г., составленный ведущим специалистом-экспертом территориального отдела N 7 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Алтайскому краю С. СВ., а также пояснения свидетеля С. СВ. в части того, что
9
земельный участок используется для размещения производственного здания, поскольку фактическое использование может не совпадать с видом разрешенного использования земельного участка.
Оспариваемым постановлением Администрации Алтайского края вид разрешенного использования земельных участков не устанавливался, были утверждены результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Алтайского края, в том числе в отношении указанного земельного участка.
Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Алтайского края содержит как средние удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков по видам разрешенного использования в пределах кадастрового квартала, так и кадастровую стоимость каждого земельного участка в составе земель населенных пунктов муниципальных образований Алтайского края по состоянию на 01.01.2009г. с учетом вида разрешенного использования, существовавшего у земельного участка на момент проведения кадастровой оценки.
Федеральной службой государственной регистрации и картографии (Росреестр) вышеуказанный отчет признан соответствующим Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 15.02. 2007 N39.
На основании изложенного следует, что оспариваемое постановление об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Алтайского края принято с соблюдением требований действующего федерального законодательства, в установленном им порядке и в пределах компетенции уполномоченного на то органа государственной власти и прав заявителя не нарушает.
А доводы заявителя о том, что при проведении работ по кадастровой оценке земель не были соблюдены требования Методических указаний и Технических рекомендаций в части сбора достоверной и достаточной информации о ее земельном участке, нарушен порядок проведения определения кадастровой стоимости земельного участка, не являются обоснованными.
Таким образом, требования заявителя о признании недействующим и не подлежащим применению, с момента вступления решения в законную силу, приложения N 1 к постановлению N 546 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Алтайского края" в части утверждения кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ., расположенного по адресу; ., не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявления С. Т. В. о признании недействующим и не подлежащим применению, с момента вступления решения в законную силу, приложение N 1 к Постановлению Администрации Алтайского края от 28.12.2009 N 546 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Алтайского края" в части утверждения кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером, расположенного по адресу; отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Алтайский краевой суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий:
Судья Алтайского краевого суда Н.М. Х.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.