Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Н.П.
судей Гореловой Т.В., Медведева А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу истца Кузеванова Е.Е. на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 22 ноября 2011г. по гражданскому делу
по иску Кузеванова Евгения Егоровича, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Кузеванова Евгения Евгеньевича к Войсковой части 6720 ВВ МВД РФ, Министерству Внутренних дел РФ, Военному комиссариату Алтайского края, Министерству обороны РФ, Администрации г.Рубцовска Алтайского края, Главному управлению Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне об установлении факта нуждаемости в жилом помещении и о предоставлении безвозмездной субсидии,
заслушав доклад судьи Медведева А.А.
УСТАНОВИЛА:
Кузеванов Е.Е. обратившись в суд с иском (после неоднократного уточнения иска в суде) указывает следующие обстоятельства.
В период с 1986 г. по 1991 г. он проходил учебу в ОВТИУ г. Омска, где, получив офицерское звание, был направлен по распределению в Приморский край. С 1991 г. по 1999 г. истец проходил военную службу в Приморском крае, где получал (сдавал) только служебное жилье. Он и члены его семьи (сын, супруга), были зарегистрированы по месту нахождения воинской части в/ч 71289. Истцу предоставлялось служебное жилое помещение - квартира (адрес), которое принадлежало Министерству Обороны РФ.
С 2000г. по 6.02.2003 г. он проходил службу в в/ч 6720 ВВ МВД РФ. Истец и члены его семьи - супруга и несовершеннолетний Кузеванов Евгений Евгеньевич 15.03.1994 г. р., также были зарегистрированы по месту расположения воинской части. В 2004 г., после расторжения брака, бывшая супруга снялась с регистрационного учета по месту части. На момент увольнения, выслуга истца составляла 20 лет, 04 месяца, 04 дня. При этом, весь период службы, ни истец, ни его сын, не имели жилья в собственности, либо по договору социального найма. С 10.10.2000 г. и до настоящего времени, истец и его сын зарегистрированы по месту нахождения в/ч 6720. Регистрация по месту воинской части была произведена на основании рапорта, с представленными к нему документами, подтверждающими отсутствие жилья и нуждаемость в нем, в том числе, справки с предыдущего места службы о необеспеченности жильем, которая впоследствии была сдана истцом в КЭЧ, по месту службы.
При этом, истец указал, что на момент его увольнения с воинской службы, каких-либо специальных положений, регулирующих порядок обеспечения жильем военнослужащих во внутренних войсках, не принималось и только приказом N 75 от 12.02. 2010г. министр внутренних дел РФ в пределах своей компетенции утвердил Инструкцию об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России.
Кузеванов Е.Е. считает, что, принимая во внимание, отсутствие какого-либо жилья в собственности либо по договору социального найма у него и его сына - несовершеннолетнего члена семьи, с момента начала службы и до увольнения он и его сын являлись нуждающимися в жилом помещении и должны были быть поставлены на соответствующий учет.
Исключение истца из списков личного состава воинской части в связи с увольнением в запас без обеспечения жильем для постоянного проживания противоречит положениям ФЗ "О статусе военнослужащих", действующим на момент увольнения истца.
С 01.01.2005 г. военнослужащим, нуждающимся в получении жилых помещений по договору социального найма, не гарантировано предоставление жилья в течение трех месяцев в отличие от того, как до указанной даты это следовало из п. 1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" (в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ), который до этого военнослужащим, в том числе и истцу, гарантировал предоставление жилых помещений в льготном порядке, т.е. в трехмесячный срок.
При этом, истец, в обоснование требований ссылался на ст. ст. 6, 7 в ред. ФЗ от 11.11.2003 N 141-ФЗ, Положение о порядке оказания безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 604, а также Приказ Министра обороны РФ от 21 апреля 1997 г. N 150 "О порядке оказания безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим Вооруженных Сил РФ", распоряжение Правительства РФ от 11.10. 2001 г. N 1337 - р, распоряжение Правительства РФ от 16 марта 2000 г. N 394-р., определение Конституционного Суда РФ от 16.10. 2007 г. N 652-О-О.
С учетом вышеизложенного, истец, после уточнения исковых требований в ходе судебного разбирательства, просил установить факт, что в период воинской службы и на момент увольнения с воинской службы, он и его несовершеннолетний сын Кузеванов Евгений Евгеньевич (член семьи военнослужащего) являлись нуждающимися в жилом помещении.
Установить факт приобретения истцом, начиная со дня 10 лет воинской службы, права на получение субсидии в виде оказания безвозмездной финансовой помощи на приобретение жилья, с учетом несовершеннолетнего члена семьи Кузеванова Евгения Евгеньевича, в размере не менее 75% от средней рыночной стоимости жилья по месту службы.
Возложить на надлежащего ответчика обязанность по предоставлению истцу и его несовершеннолетнему сыну Кузеванову Евгению Евгеньевичу безвозмездной субсидии для приобретения в общую долевую собственность благоустроенного жилого помещения, в размере не менее 75% от средней рыночной стоимости жилья в г.Рубцовске Алтайского края по установленным социальным нормам.
Решением Рубцовского городского суда от 22 ноября 2011г. в иске отказано.
Истец Кузеванов Е.Е. принес кассационную жалобу, в которой просит указанное решение отменить ввиду допущенных судом нарушений норм материального и процессуального права, и направить дело на новое рассмотрение. В обоснование жалобы приводит следующие доводы. При рассмотрении дела 22 ноября 2011г. истец уточнил свои исковые требования, однако суд не уведомил об этом не участвовавших в судебном заседании ответчиков и третьих лиц, ввиду чего они свое мнение по уточненным требованиям выразить не имели возможности. Суд необоснованно принял решение о пропуске истцом сроков исковой давности, поскольку требования Кузеванова Е.Е. заключались в установлении факта нуждаемости истца и его несовершеннолетнего сына в жилом помещении, и факта приобретения им права на субсидию тогда как к требованиям об установлении факта, имеющего юридическое значение срок исковой давности применяться не может. Кроме того, анализируя жилищное законодательство, положения Федерального закона "О статусе военнослужащих", ведомственные директивы, автор кассационной жалобы указывает, что нуждаемость военнослужащих в улучшении жилищных условий определялась в силу закона, а не на основании рапорта военнослужащего или решения жилищно-бытовой комиссии. Исходя из этого, поскольку истец был убежден, что он по закону является нуждающимся в жилом помещении, вне зависимости от времени увольнения с военной службы срок исковой давности им не пропущен. Кроме того, автор кассационной жалобы настаивает, что в силу пункта 7 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" по достижении десятилетнего срока военной службы он приобрел право на субсидию для покупки (строительства) жилья в размере 75% от стоимости жилья.
В письменных возражениях, направленных в суд второй инстанции, командир войсковой части 6720 просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав ответчиков: представителя войсковой части 6720 Коршунову А.Б., представителя Военного комиссариата Алтайского края Малышеву Н.В., представителя Сибирского регионального командования внутренних войск МВД РФ Воротникова С.В., судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что Кузеванов Е.Е. проходил службу в Вооруженных Силах СССР и РФ в период с 01 августа 1986 года по 28 сентября 1999 года. Согласно выписки из приказа командира войсковой части 6720 ВВ МВД РФ N 43 с/ч от 02 марта 2000 года Кузеванов Е.Е. зачислен в списки личного состава части и поставлен на все виды довольствия. Приказом командира войсковой части 6720 Сибирского округа внутренних войск МВД России от 05.02.2003г. Кузеванов Е.Е. исключен из списков личного состава части и со всех видов довольствия, уволен в запас по статье 51 пункту 2 подпункту "В" Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе" (в связи с невыполнением им условий контракта) и направлен на воинский учет в ОВК города Рубцовска Алтайского края с 6 февраля 2003 года.
Согласно пункту 7 ст.15 Федерального закона РФ "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ (в ред. Федерального закона от 24.12.2002 г. N 176 - ФЗ), действовавшему на момент увольнения истца, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания или нуждающимся в улучшении жилищных условий, вступившим в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо осуществляющим строительство (покупку) индивидуальных жилых домов (квартир) в пределах социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, с учетом дополнительной общей площади жилого помещения, предоставляемой в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации отдельным категориям военнослужащих и совместно проживающим с ними членам их семей, по месту военной службы на территории Российской Федерации предоставляются субсидии в виде безвозмездной финансовой помощи при общей продолжительности военной службы в размере:
от 10 до 25 лет - не менее 75 процентов;
25 лет и более - 100 процентов стоимости жилых помещений, принадлежащих жилищно-строительным (жилищным) кооперативам, или строительства (покупки) индивидуальных жилых домов (квартир).
В таких же размерах оказывается безвозмездная финансовая помощь в соответствии с указанной в настоящем пункте общей продолжительностью военной службы гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания или нуждающимся в улучшении жилищных условий и осуществляющим строительство (покупку) индивидуальных жилых домов (квартир).
Указанная безвозмездная финансовая помощь оказывается:
военнослужащим - по месту военной службы Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) за счет средств, выделяемых из федерального бюджета;
гражданам, уволенным с военной службы, - по избранному постоянному месту жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления за счет средств, выделяемых из федерального бюджета целевым назначением на жилищное строительство для указанной категории граждан, либо за счет средств, выделяемых для этих целей Правительством Российской Федерации.
Действиепункта 7 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в 2004 году было приостановлено (в части федерального бюджета), а с 1 января 2005 года данныйпункт из Федерального закона исключен.
Однако частью 3 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ предусмотрено, что военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания или нуждающимся в улучшении жилищных условий, вступившим в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо начавшим строительство (покупку) индивидуальных жилых домов (квартир) до 1 января 2004 года, в пределах установленной социальной нормы общей площади жилого помещения, предоставляемой в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляются субсидии в виде безвозмездной финансовой помощи.
Пунктом 1 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в редакции, действовавшей на момент увольнения истца, так же предусматривалось, что военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Судом обозревались списки личного состава военнослужащих войсковой части 6720, нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющих право на первоочередное получение жилых помещений и список военнослужащих - кандидатов для оказания безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья в период службы истца, в указанных списках Кузеванов Е.Е. не значился.
Доказательств того, что Кузеванов Е.Е. вступил в жилищно-строительный (жилищный) кооператив, либо того, что он начал строительство (покупку) жилья, истцом суду представлено так же не было. Кроме того, как правильно отметил суд, истец был уволен с военной службы не по тем основаниям, с которыми Закон связывал возникновение у него права на предоставление жилья в собственность.
Довод автора кассационной жалобы о том, что он не мог быть уволен с военной службы без обеспечения его жильем, несостоятелен.
В силу ст.23 Федерального Закона "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998г. N 76-ФЗ (в редакции от 24.12. 2002N 176-ФЗ) военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленными федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации, без их согласия не могли быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без представления им жилых помещений.
Вышеупомянутые положения пункта 1 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" так же распространялись только на лиц, имевших продолжительность военной службы более 10 лет, но уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями. Тогда как истец, хотя и имел продолжительность военной службы более 10 лет, но был уволен в связи с нарушением условий контракта.
В ходе рассмотрения дела в суде ответчиком - представителем ВЧ 6720 ВВ МВД РФ заявлено о пропуске Кузевановым Е.Е. срока исковой давности.
Согласно ст. 196 Гражданского кодекса РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Согласно ч. 3 ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Принимая решение, суд начало течения срока исковой давности исчислял с 6 февраля 2003г., поскольку о нарушении своего права, вытекающего из нуждаемости его - как военнослужащего - в жилом помещении, истец мог и должен был узнать при увольнении с военной службы.
В соответствии со ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
При этом истец не представил суду доказательств наличия у него уважительных причин пропуска срока исковой давности.
Как разъяснено вПостановлении Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" (пункт 9) если в Жилищномкодексе Российской Федерации не установлены сроки исковой давности для защиты нарушенных жилищных прав, то к спорным жилищным отношениям применяются сроки исковой давности, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (статьи 196 ,197 ГК РФ), и иные положенияглавы 12 Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности (часть 1 статьи 7 ЖК РФ).
Несостоятельными являются и позиция автора кассационной жалобы основанная на том, что срок исковой давности в данном случае вообще быть применен не мог, поскольку истец не обращался в суд с иском, а просил об установлении фактов, имеющих юридическое значение, является несостоятельной. Вне зависимости от избранных истцом формулировок своих требований, суд, определяя порядок разрешения настоящего спора, правильно исходил из того, что фактически истцом заявлен спор о праве, подведомственный суду. Смыл требований истца сводится к признанию за ним права на улучшение жилищных условий и права на предоставление субсидии для приобретения жилья. Спор о праве рассматривается судом в порядке искового производства, и вопреки мнению истца, на требования о признании права вышеприведенные положения ГК РФ о сроках исковой давности распространяются.
Изложенные в кассационной жалобе доводы о том, что право Кузеванова Е.Е. на получение субсидии на приобретение (строительство) жилья, включение в списки лиц, нуждающихся жилом помещении, принадлежало истцу вне зависимости от административных решений, так же несостоятельны.
Право на жилище, гарантированное Федеральным законом "О статусе военнослужащих", носит не абсолютный, а заявительный характер и для его реализации необходимо выполнение определенных действий.
В частности, общим условием ко всем гражданам Российской Федерации, претендующим на получение жилья от государства, является установление их нуждаемости в жилье. И Жилищный Кодекс РСФСР(ст. 28) , и Жилищный Кодекс РФ (ч. ч. 2 и3 ст. 49 ,ч. 1 ст. 52 ) в качестве обязательного условия для обеспечения жильем устанавливают признание гражданина по установленным законодательством основаниям нуждающимся в жилом помещении.
Наделение военнослужащего и членов его семьи статусом нуждающихся в жилых помещениях осуществлялось жилищными комиссиями органов военного управления, квартирно-эксплуатационными частями (и.т.п.) Министерства обороны Российской Федерации
В частности пунктом 27 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000г. N80 предусмотрено, что для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими подается в порядке подчиненности рапорт. К рапорту прилагается копия справки о сдаче жилого помещения в КЭЧ района. Военнослужащие, удерживающие жилые помещения по предыдущему месту военной службы, представляют копии финансового лицевого счета и домовой книги (поквартирной карточки), справки бюро технической инвентаризации о наличии жилья на праве личной собственности по прежнему месту жительства.
При рассмотрении вопроса об улучшении жилищных условий лиц, имеющих в данном гарнизоне жилое помещение, к рапорту прилагаются: копии финансового лицевого счета и домовой книги (поквартирной карточки), справка о проверке жилищных условий и, при необходимости, справки (заключения) учреждений здравоохранения, санэпидстанций, бюро технической инвентаризации или КЭЧ района и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса.
В силу пункта 28 этой же Инструкции, устанавливалось, что военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.
Частью 3 ст. 28 ЖК РСФСР (действовавшего на момент увольнения истца с военной службы) предусматривалось, что Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
В настоящее время в силу ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.
Тогда как Кузеванов Е.Е., на котором в силу ст. 56 ГПК РФ лежала обязанность доказать обоснованность своих требований, не представил суду каких-либо доказательств, подтверждающих факт его обращения для постановки на соответствующий учет и нахождения в списках граждан (военнослужащих), нуждающихся в улучшении жилищных условий как в период военной службы, так и после ее окончания.
При таких обстоятельствах суд к обоснованно признал отсутствие правовых оснований для вывода о том, что по смыслу Федерального закона "О статусе военнослужащих" Кузеванов Е.Е. являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий и имел право на получение субсидии на приобретение (строительство) жилья.
Что касается изложенного в кассационной жалобе довода истца, о том, что суд не направил сторонам, не участвующим в судебном заседании 22 ноября 2011г. уточненное исковое заявление, судебная коллегия находит этот довод несостоятельным.
Из материалов дела видно, что 22 ноября 2011г. от истца поступили в суд письменные обоснования иска. Однако расценить их как измененное исковое заявление оснований не усматривается, поскольку содержание данного письменного объяснения не содержит каких-либо новых требований, отличных от изложенных истцом в последнем по времени уточненном исковом заявлении от 11 октября 2011г. Основания и предмет иска Кузевановым Е.Е. в данном документе изменены не были. Как следует из протокола судебного заседания названное письменное обоснование иска было исследовано в судебном заседании, и изложенные в нем доводы истца суд обсудил в своем решении.
Таким образом, судебная коллегия оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда по доводам кассационной жалобы не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.361-362 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Кассационную жалобу Кузеванова Евгения Егоровича на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 22 ноября 2011г. оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.