Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кавуновой В.В.,
судей Дмитриевой О.С., Белодеденко И.Г.,
рассмотрела кассационную жалобу Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи на решение Баевского районного суда Алтайского края от 01 ноября 2011г. по делу по иску прокурора Баевского района в интересах Степаненко Е.А. к Управлению Алтайского края по образованию и делам молодежи, комитету по образованию администрации Баевского района Алтайского края о признании незаконным бездействия, признании права на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, возложении обязанности включить в сводный список для получения безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья,
Заслушав доклад судьи Белодеденко И.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Баевского района Алтайского края обратился в суд с указанным иском в интересах Степаненко Е.А. к Управлению Алтайского края по образованию и делам молодежи, комитету по образованию администрации Баевского района Алтайского края.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Степаненко (Паршукова) Е.А. 08.01.1987 года рождения относилась к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Баевского районного суда Алтайского края от 02.04.1997 г. и решением Баевского районного суда Алтайского края от 12.03.1999 г. ее мать П.И.А. и её отец П.А.Ф. лишены в отношении материальной истицы родительских прав.
Постановлением администрации Баевского района Алтайского края от 08.04.1997 г. N 51 Степаненко Е.А. определена в учреждение общественного воспитания, где воспитывалась по сентябрь 2003 г.
Степаненко Е.А. зарегистрирована по месту жительства в "" Алтайского края, проживает с мужем и малолетним ребенком "" г.р., закрепленного за ней жилья не имеет, собственником жилого помещения не является.
Постановлением администрации Баевского сельсовета Баевского района Алтайского края от 16.10.2009 г. N 90 Степаненко Е.А. признана нуждающейся в жилье, как не являющаяся нанимателем жилых помещений по договорам социального найма (собственного жилья не имеет).
На момент постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Степаненко Е.А. было 22 года, она относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и имела дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Закрепление за Степаненко Е.А. жилья в соответствии с постановлением администрации Баевского сельсовета Баевского района Алтайского края от 12.03.2003 г. N 33 и отсутствие решения органа местного самоуправления о признании Степаненко Е.А. нуждающейся в жилье до 11.08.2009 г. являлось основанием для отказа ей в удовлетворении заявления о предоставлении безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья до 11.08.2009 г.
В течение 2009-2010 г.г. Степаненко Е.А. обращалась в комитет по образованию администрации Баевского района Алтайского края с заявлением о включении ее в сводный список граждан из числа детей-сирот и детей, оказавшихся без попечения родителей, для получения безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, однако пакет документов был собран 16.08.2010 г., в котором отсутствовала справка администрации Баевского сельсовета об отсутствии жилья у родителей, лишенных в отношении её родительских прав.
Комитетом администрации Баевского района Алтайского края по образованию Степаненко Е.А. не была оказана помощь в сборе необходимых документов, что повлекло нарушение сроков обращения в органы местного самоуправления с заявлением о предоставлении субсидии на строительство или приобретение жилья.
Администрация Баевского района 11.01.2011 г. направила в Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи пакет документов для включения Степаненко Е.А. в банк данных.
Управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи 22.03.2011 г. возвращена анкета Степаненко Е.А. на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья в связи с тем, что на момент поступления анкеты в Управление Степаненко Е.А. достигла возраста 23 лет.
Прокурор просил признать незаконным бездействие комитета администрации Баевского района Алтайского края по образованию, выразившееся в неоказании Степаненко Е.А. помощи в сборе документов, необходимых для получения безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья. Признать за Степаненко Е.А. право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья как лицом, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обязать Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи включить Степаненко Е.А. в сводный список граждан из числа детей-сирот и детей, оказавшихся без попечения родителей, для получения безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья с даты поступления в Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи заявки администрации Баевского района Алтайского края на предоставление Степаненко Е.А. субсидии, заключения и анкеты, то есть с 11 января 2011 года.
Решением Баевского районного суда Алтайского края от 01 ноября 2011г. исковые требования прокурора Баевского района удовлетворены.
Признано незаконным бездействие комитета администрации Баевского района Алтайского края по образованию, выразившееся в неоказании Степаненко Е.А. помощи в сборе документов, необходимых для получения безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья.
За Степаненко Е.А. признано право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья как лицом, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи возложена обязанность включить Степаненко Е.А. в сводный список граждан из числа детей-сирот и детей, оказавшихся без попечения родителей, для получения безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья с даты поступления в Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи заявки администрации Баевского района Алтайского края на предоставление Степаненко Е.А. субсидии, заключения и анкеты, то есть с 11 января 2011 года.
В кассационной жалобе Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи просит отменить решение суда и принять новое решение. В обоснование жалобы указывает, что на момент обращения в уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении безвозмездной субсидии Степаненко Е.А. достигла возраста 23 лет. В связи с этим она утратила статус лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и соответственно утратила право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в жалобе, возражениях (ч.1 ст.347 ГПК РФ), выслушав представителя Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи, пояснения прокурора, просившего кассационную жалобу оставить без удовлетворения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии с абзацем вторым п.1 ст.8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичные положения содержатся в п.2 ст.4 Закона Алтайского края "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае".
В соответствии с абзацем третьим п.1 ст.8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.3 ст.4 названного Закона Алтайского края лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при отсутствии у них жилой площади выдается безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилья. Порядок выдачи безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья устанавливается Администрацией Алтайского края.
До 31.01.2008г. действовало Положение о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам РФ из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, утвержденное постановлением администрации Алтайского края от 25.12.2001 года N805.
С 31.01.2008г. действует Положение о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам Российской Федерации из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, утвержденное постановлением Администрации Алтайского края от 15.01.2008 N 8.
В соответствии с п.п.3.1, 3.3 Положения, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 15.01.2008 N 8, право получения безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья имеют лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие жилья по договору жилищного найма или на праве собственности, которым на дату вступления в законную силу Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не исполнилось 23 года.
Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях дальнейшего включения их в список лиц, стоящих в очереди на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Отсутствие у Степаненко Е.А. закрепленного жилого помещения, отсутствие жилья по договору жилищного найма или на праве собственности, принятие на учет нуждающихся ответчиками не оспаривалось.
Довод кассационной жалобы о том, что на момент обращения с заявлением о получении субсидии Степаненко Е.А. достигла возраста 23 лет, она утратила статус лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и соответственно утратила право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, судебной коллегией не принимается, поскольку основан на неверном толковании норм материального права.
В силу п. 3.1 Положения, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 15.01.2008 N 8, право получения безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья имеют лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие жилья по договору жилищного найма или на праве собственности, которым на дату вступления в законную силу Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не исполнилось 23 года.
Поскольку на дату вступления в силу названного Федерального закона истице не исполнилось 23 года, она имеет право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья.
Возраст истицы на день поступления в управление Алтайского края по образованию и делам молодежи анкеты Степаненко Е.А. на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья не имеет правового значения, поскольку предоставленное законом истице право на получение безвозмездной субсидии, не реализовано.
На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
кассационную жалобу Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи на решение Баевского районного суда Алтайского края от 01 ноября 2011г. оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.