Определение СК по гражданским делам Алтайского краевого суда от 18 января 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе
председательствующего Секериной О.И.
судей Решетниковой И.Ф., Алешко О.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу истца Усова Ю.М. на решение Курьинского районного суда Алтайского края от 25 ноября 2011 года
по делу по иску Усова Ю.М. к ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в Курьинском районе о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии, включении периодов в стаж для назначения досрочной пенсии, назначении пенсии,
Заслушав доклад судьи Решетниковой И.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Усов Ю.М. обратилась в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда России в Курьинском районе Алтайского края , о признании незаконным отказа в досрочном назначении пенсии по старости, возложении обязанности на ответчика включить в специальный трудовой стаж спорный период работы в должности водителя Пожарно-спасательного отряда Государственной противопожарной службы по охране Курьинского района Управления по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае с ?.2005 г. по ?..2007 г.
В обоснование иска указала, что 08 сентября 2011 г. он обратился в ГУ-УПФР в Курьинском районе с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости на основании подпункта 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", т.к. его специальный стаж работы в должности водителя пожарного автомобиля государственной пожарной службы составил более 25 лет и он достиг возраста 50 лет. Однако ему было отказано в назначении досрочной пенсии по основаниям отсутствия у него специального стажа.
Просит признать отказ незаконным и включить в стаж период работы водителем пожарного автомобиля государственной пожарной службы с 01.07.2005 г. по 31.08.2007 г. Обязать ответчика установить ему досрочную трудовую пенсию по старости с момента первоначального обращения, то есть с 08.09.2011 г., взыскать в его пользу судебные расходы.
Решением Курьинского районного суда Алтайского края от 25 ноября 2011г. в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе истец просит отменить решение суда, поскольку суд неправильно истолковал материальный закон. При этом, не учел, что изменение ведомственной принадлежности не может влиять на ущемление его прав на пенсионное обеспечение.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в соответствии с ч. 1 ст. 347 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, заслушав представителей ответчика, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как усматривается из установленных судом первой инстанции обстоятельств дела, Усов Ю.М. 12 ноября 1985 года был принят на работу в Управление пожарной охраны УВД АК начальником Колыванской профессиональной пожарной части. ?. 2005 года в порядке перевода был принят на должность водителя пожарного автомобиля Пожарно-спасательного отряда Государственной противопожарной службы по охране Курьинского района Управления по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае, который с ?.я 2007 года был реорганизован в отряд ГПС N 25 МЧС России по Алтайскому краю (Курьинский район). Таким образом, спорный период с ?.2005г. по ?.2008г. истец работал в противопожарной службе субъекта Российской Федерации.
В стаж работы Усова Ю.М., дающий право на досрочное назначение пенсии по старости ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Курьинском районе были включены на дату подачи заявления периоды работы с ?.1985г. по ?.2005г.; с ?.2007г. по ?.2009г. и с ?.2010г. по ?.2011г., который составил 23 года 01 месяц 22 дня, что является недостаточным для назначения льготной пенсии по старости.
Условия пенсионного обеспечения работников Государственной противопожарной службы содержится в ст.8 Федерального закона РФ от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Согласно указанной статье работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.
В соответствии со ст.5 Федерального закона РФ от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба подразделяется на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации.
Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
На федеральную противопожарную службу в лице Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности"(статья 16), Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года N 868 (пункт 8), и Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 года N 385(пункт 6), возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно-спасательные работы на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях.
На противопожарную службу субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" (статья 18) и Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (статья 23.6) возлагается организация тушения пожаров в границах соответствующего субъекта Российской Федерации за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей.
Таким образом, деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Следовательно, предусмотренная действующим законодательством дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для сотрудников федеральной противопожарной службы и противопожарной службы субъектов Российской Федерации основана на объективных различиях в характере и содержании их профессиональной деятельности, обусловленных законодательно закрепленным разграничением функций, и не может, расцениваться как нарушающая конституционные права истца занятого в противопожарной службе субъекта Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении иска суд первой инстанции, обоснованно исходил из того, что в соответствии со ст.5 указанного выше закона противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и не входит в структуру Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Подпунктом 18 п.1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют мужчины по достижении ими возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Постановлением Правительства РФ от 18.06.2002 года N 437 утвержден Список должностей работников государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 18 п.1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Выводы суда первой инстанции о том, что досрочная трудовая пенсия по старости работникам противопожарной службы субъектов Российской Федерации не может быть назначена в соответствии с пп. 18 п.1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", судебная коллегия находит основанными на правильном применении норм материального права.
Таким образом, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, применен закон, подлежащий применению по спорным правоотношением, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Доводы кассационной жалобы не содержат аргументов, опровергающих правильность выводов суда первой инстанции, в решении по ним содержатся правильные и мотивированные ответы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Кассационную жалобу Усова Ю.М. на решение Курьинского районного суда Алтайского края от 25 ноября 2011г. оставить - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Текст публикации исполнил помощник судьи Татарникова Т.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.