Определение СК по гражданским делам Алтайского краевого суда от 25 января 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Н.П.
судей Гореловой Т.В., Медведева А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу истца Уварова А. А.
на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 20 октября 2011 года
по делу по иску Уварова А. А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Барнауле Алтайского края о признании решения комиссии об отказе в назначении досрочной пенсии по старости незаконным, признании права и обязании назначения досрочной трудовой пенсии по старости с включением периодов прохождения . и в .. в льготный стаж.
Заслушав доклад судьи Поповой Н.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Уваров А.А. обратился в суд с иском к ответчику о признании решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 18.08.2011г. N .об отказе в досрочном назначении пенсии незаконным, включении в специальный трудовой стаж периодов прохождения военной службы с . г. по . г. в . и прохождения срочной службы с .. по . в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, обязании ответчика назначить досрочно трудовую пенсию по старости с момента обращения с заявлением в пенсионный фонд - 22.06.2011г.
В обоснование требований указал, что 18.08.2011г. решением комиссии ГУ УПФ РФ в г. Барнауле по Алтайскому краю ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по п.п. 6 п. 1 ст. 28 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ" N 173-ФЗ в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы в районах Крайнего Севера. Ответчиком не были включены периоды прохождения военной службы с . по . в . и срочной военной службы с .. по .. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Считает, что пенсионный орган неправомерно не включил указанные периоды срочной военной службы в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, осуществляемой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В оспариваемом решении комиссии пенсионного органа указано на наличие у истца страхового стажа работы - .лет . месяцев . дней, включение в специальный трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера - . лет . дней, без принятия к зачету в специальный стаж в районах Крайнего Севера прохождение срочной военной службы на .с .г. по .., и прохождение срочной военной службы с .. по .. в . (.) в г., отнесенном к районам Крайнего Севера постановлением Совета Министров СССР от 11.11.1967 г. N 1029. Полагает, что выработанный им трудовой стаж на работах в районах Крайнего Севера, составляет не . года . дней, а . лет .месяцев.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 20 октября 2011г. исковые требования Уварова А.А. отставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе истец просит отменить решение суда, принять новое решение об удовлетворении исковых требований, при этом указывает на несогласие с выводом суда о том, что положения Постановления Правительства РФ N781 от 29.10.2002г. не применяются при назначении пенсии по п.п. 6 п. 1 ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001г. N173-ФЗ. Военная служба является особым видом государственной службы. Согласно п.п.1 п.1 ст. 11 ФЗ N173-ФЗ период прохождения военной службы включается в страховой стаж наравне с периодами работы, предусмотренными ст.10 указанного закона. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. N781 в стаж работы засчитывается на общих основаниях работа в клиниках, в больницах высших учебных учреждений, медико-санитарных частях, медицинских ротах?(п.6 Правил исчисления период работы.., утв. данным постановлением). Это требование согласуется со ст.11 ФЗ N173-ФЗ, по смыслу которой прохождение военной службы включается в выслугу лет, при этом если работа связана с особыми условиями труда, то есть если военнослужащий проходил военную службу на должностях, включенных в список работ, дающих право на досрочное назначение пенсии, то исчисление сроков выслуги этого периода должно производиться при назначении "гражданской" пенсии по льготным правилам. Военная служба в . является разновидностью трудовой деятельности, а негативное воздействие факторов, обусловленных спецификой природно-климатических условий, отдаленностью территорий, не зависит от того, проходил ли гражданин военную службу или работал по трудовому договору. Право на досрочную пенсию по п.п. 6 п. 1 ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" должно возникать при наличии у работника суммарной продолжительности трудовой (профессиональной) деятельности в определенной местности и по достижению определенного возраста и не может ставиться в зависимость от характера этой деятельности и ведомственной принадлежности организации, в которой она осуществлялась. Кроме того, в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. N464 (действовавшем до 01.11.1999г.) служба по специальности в составе вооруженных сил засчитывалась в льготный стаж для получения пенсии. В связи с изложенным, а также с учетом определения Конституционного суда РФ от 05.11.2002г. N320-О, Постановления Правительства РФ от 11.07.2002г. N516 "Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", считает, что имеет право на досрочное назначение пенсии.
Выслушав истца Уварова А.А., поддержавшего кассационную жалобу, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы, проверяя законность и обоснованность решения суда в пределах ее доводов в силу ч.1 ст.347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Уваров А.А. в период с .. по .. проходил военную службу в . в районах Крайнего Севера (с .. по .. в должности . (.), с .. по .. в .). Данное обстоятельство подтверждается военным билетом, трудовой книжкой, представленными справками.
26.06.2011г. Уваров А.А. обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Барнауле с заявлением назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании п.п. 6. п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Решением Управления Пенсионного фонда РФ в г. Барнауле от 18 августа 2008г. Уварову А.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с отсутствием специального стажа работы в районах Крайнего Севера.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что период прохождения истцом военной службы не подлежит зачету в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение льготной пенсии, и в период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в виду отсутствия правовых оснований, в связи с чем отказал в удовлетворении иска.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда в связи со следующем.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, правил их исчисления, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Государственная служба, работа по трудовому договору, предпринимательская деятельность представляют собой различные формы реализации права на труд. Граждане, реализовавшие конституционное право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1, Конституции Российской Федерации), имеют право на социальное обеспечение, формы и виды которого зависят от особенностей их трудовой деятельности.
Военная служба и служба в органах внутренних дел являются особыми видами государственной службы. Правовое положение (специальный правовой статус) военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел определяются соответствующими законами, а их пенсионное обеспечение (за исключением военнослужащих по призыву) осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", определяющего - исходя из специфики такой службы и особого правового статуса военнослужащих - условия назначения им пенсий, порядок их исчисления и размеры, отличающиеся от аналогичных параметров трудовых пенсий: для них, в частности, предусмотрена такая мера государственной социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги независимо от возраста военнослужащих, а финансирование пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Право на пенсию военнослужащими и сотрудниками правоохранительных органов реализуется, в рамках государственного пенсионного обеспечения, в котором для данной категории граждан предусмотрено в целях компенсации риска воздействия неблагоприятных факторов природно-климатических условий районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на организм человека исчисление при назначении пенсии за выслугу лет периода службы в указанных районах и местностях на льготных условиях.
Федеральный закон от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в РФ", введенный в действие с 1 января 2002 года, основан на принципах обязательного пенсионного страхования.
При определении права на трудовую пенсию учитывается страховой стаж, под которым указанный закон понимает суммарную продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иные периоды, засчитываемые в страховой стаж (ст.2).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (если ему предшествовали или за ним следовали периоды работы), засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 данного Федерального закона, несмотря на то что страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за граждан, проходящих указанную службу, не уплачивались и источник финансирования расходов на страховую часть трудовой пенсии отсутствовал. Порядок определения стажа урегулирован Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 8 августа 2003 года N 475).
Тем самым для военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц предусмотрена возможность перехода из системы государственного пенсионного обеспечения в систему обязательного пенсионного страхования, ориентированную на определенный круг субъектов, включающую определенные правила уплаты страховых взносов, условия назначения страхового обеспечения и порядок исчисления его размеров, т.е. получения трудовой пенсии, предоставляемой в рамках обязательного пенсионного страхования.
При этом федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению) и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в страховой стаж, не предусмотрел зачет периодов службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Как было указано ранее военная служба и работа по трудовому договору представляют собой различные формы реализации права на труд и законодатель эти понятия различает.
Статьи 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", которые регулируют вопросы сохранения права на досрочное назначение пенсии по старости, содержат, в отличие от упомянутого страхового стажа, виды специального трудового стажа, учитываемого при досрочном назначении трудовой пенсии.
В соответствии с п.п. 6 ч. 1 ст. 28 указанного закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется положение абзаца второго настоящего подпункта.
Положения сохраняющего в целом действие Закона "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19 февраля 1993 года N 4520-1 применяются в части, не противоречащей Законам "О трудовых пенсиях в РФ" и "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" (п. 1 Постановления Правительства РФ от 21 января 2002 года N 30 "О реализации Федеральных законов "О трудовых пенсиях...").
В утвержденных Постановлением Правительства РФ N 516 от 11 июля 2002 года правилах исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" (п. 2), среди периодов работы, суммируемых при назначении гражданам трудовой пенсии по старости, указана работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В указанных выше статьях нигде о зачете в специальный стаж военной службы не упоминается.
Статьей 28.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", введенной Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ и вступившей в силу с 1 января 2005 года, установлено, что при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 - 10 пункта 1 ст. 27 и подпунктами 7 - 9 пункта 1 ст. 28 настоящего Федерального закона в порядке, определяемом Правительством РФ.
Соответствующее разъяснение дано в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 25 от 20 декабря 2005 года "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", в котором указано, что действующее законодательство не предусматривает возможности зачета периода прохождения военной службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Кроме того, по ранее действовавшему законодательству время военной службы также не включалось в специальный стаж, что следует из смысла ст. ст. 14, 88, 90 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Ссылка в жалобе на Постановление Правительства РФ N781 от 29.10.2002г., которым утверждены соответствующие Списки должностей и учреждений, несостоятельна, поскольку в данном постановлении идет речь о работе в определенных структурных подразделениях, тогда как истец проходил военную службу.
Учитывая, что судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на законе и подтверждаются доказательствами, а доводы кассационной жалобы являются несостоятельными, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Кассационную жалобу истца Уварова А. А.а на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 20 октября 2011 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.