Определение СК по гражданским делам Алтайского краевого суда от 25 января 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
Председательствующего: Варнавского В.М.,
Судей: Цибиной Т.О. и Новоселовой Е.Г.
С участием прокурора: Фоминой П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя ответчика Дубогрызовой О.П. - Полякова О.А.
на решение Крутихинского районного суда Алтайского края от 24 ноября 2011 года по делу по иску
прокурора Крутихинского района Алтайского края в интересах Российской Федерации, Алтайского края к Дубогрызовой О.П. о взыскании неосновательного обогащения
Заслушав доклад судьи Варнавского В.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дубогрызовой О.П. обратилась в администрацию * района 06.11.2009 года с заявлением о включении ее в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года".
30 марта 2010 года постановлением администрации * сельсовета N 12В Дубогрызова О.П. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Решением комиссии по учету очередности граждан района, нуждающихся в улучшении жилищных условий с участием средств бюджетов всех уровней, от 09.04.2010г. N 2/1 Дубогрызова О.П. была включена в список граждан-получателей социальных выплат на 2010 год в рамках федеральной целевой программы (ФЦП) "Социальное развитие села до 2012 года".
Дубогрызовой О.П. на основании соответствующего свидетельства о праве на социальную выплату 28 июня 2010 года были перечислены на счет денежные средства в размере * рублей (* рублей - средств федерального бюджета, * рублей - средств краевого бюджета), которые она израсходовала на строительство жилого дома по ул. * в с. *.
Комиссии по учету очередности граждан района, нуждающихся в улучшении жилищных условий с участием средств бюджетов всех уровней администрации * района решением N 51 от 26.10.2011 и N 52 от 07.11.2011 признала незаконным решение комиссии от 09.04.2010 N 2/1 в части включения Дубогрызовой О.П. в список граждан-получателей социальных выплат на 2010 год в рамках ФЦП "Социальное развитие села до 2012 года" и отменила данное решение в этой части.
Прокурор Крутихинского района обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и Алтайского края к Дубогрызовой О.П., администрации * района о признании незаконным решения комиссии * района по учету очередности граждан района, нуждающихся в улучшении жилищных условий с участием средств бюджетов всех уровней, от 09.04.2010 N 2/1 в части включения Дубогрызовой О.П. в список граждан-получателей социальных выплат на 2010 год в рамках ФЦП "Социальное развитие села до 2012 года" и взыскании с Дубогрызовой О.П. полученные ею денежные средства.
Впоследствии прокурор отказался от иска к администрации района на том основании, что требования прокурора удовлетворены добровольно и определением суда первой инстанции от 24 ноября 2011 года принят отказ от иска и производство по делу в этой части прекращено.
Решением Крутихинского районного суда Алтайского края от 24 ноября 2011 года исковые требования прокурора удовлетворены.
Было взыскано с Дубогрызовой О.П. * рублей средств федерального бюджета, * рублей средств краевого бюджета и она обязана перечислить указанные средства в размере * рублей на лицевой счет администрации * района для дальнейшего их возврата в соответствующие бюджеты.
Взыскана с Дубогрызовой О.П. государственная пошлина в доход государства в размере * рублей.
В кассационной жалобе представитель ответчика просит отменить решение суда по тем основания, что выводы суда об отсутствии оснований для признания ответчицы нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент подачи заявления о предоставлении субсидии не основаны на материалах дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав прокурора, согласившегося с решением, судебная коллегия решение суда оставляет без изменения.
Постановлением Правительства РФ N858 от 03 декабря 2002 года была утверждена федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2013 года", которая предоставляет возможность получения безвозмездной субсидии гражданам, проживающих в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, при наличии условий, предусмотренных Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и соответствующим Типовым положением..., утвержденных указанным выше постановлением Правительства РФ.
Согласно Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, право на получение социальной выплаты гражданин имеет в случае, если соблюдаются в совокупности 3 условия, одним из которых является признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Пунктом 5 Типового положения предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, признаются граждане, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также граждане, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по основаниям, установленнымстатьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
К членам семьи гражданина применительно к настоящему Типовому положению относятся постоянно проживающие совместно с ним его супруга (супруг), а также дети и родители. Другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи гражданина, если они вселены им в жилое помещение по месту его жительства в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи этого гражданина в судебном порядке.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма признаются: являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона Алтайского края N 115-ЗС от 09.12.2005 "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" учетная норма устанавливается органом местного самоуправления? Согласно ч. 2 ст. 3 вышеуказанного Закона признание граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органами местного самоуправления при наличии оснований, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 52 ЖК РФ с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Решением комиссии по очередности граждан района, нуждающихся в улучшении жилищных условий с участием бюджетов всех уровней от 09.04.2010г. N 2/1 Дубогрызова О.П. была включена в список граждан-получателей социальных выплат на 2010 год в рамках ФЦП "Социальное развитие села до 2012 года".
Заявление Дубогрызовой О.П. о включении ее в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года" поступило в администрацию * района 06.11.2009г..
В данном заявлении в составе семьи указаны * заявителя Ж. и * Л., проживающие по адресу с. *, ул. *.
К заявлению приобщены документы: справка о составе семьи, справка о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, копии паспортов, свидетельства о заключении брака, а так же уведомление от 07.09.2010г. об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости: Л.; справки от 07.09.2010г. * о том, что за Дубогрызовой О.П., Ж., Л. объекты недвижимости не зарегистрированы, сведения об участии в приватизации не зарегистрированы; постановление N 12В от 30.03.2010г. о признании Дубогрызовой О.П. нуждающейся в улучшении жилищных условий; справка о составе семьи; копия свидетельства о заключении брака 06.10.2009г..
При проведении прокурорской проверки было установлено, что представленные справки об отсутствии сведений о наличии собственности являются подложными.
Как видно из двух свидетельств о государственной регистрации права от 05.05.2009г. технического паспорта на квартиру в с. * по ул. * общая площадь квартиры, принадлежащей в равных долях Дубогрызовой О.П. и Л., составляет 35 кв. метров (с учетом позиции ответчицы).
Из соглашения об определении долей от 03.09.2010г. Ж. являлся сособственником, принадлежащей по праву общей совместной собственности квартиры в с. *, ул. *, на основании договора на передачу жилья в собственность от 18.01.1993г., принадлежащей четырем гражданам и ему в том числе, общей площадью 49,5 кв. метров. Настоящим соглашением в целях оформления наследственных прав прекращено право общей совместной собственности и определены доли каждого из сособственников по 1/4, то есть доля Ж. в данной квартире около 12, 4 кв. метра.
Таким образом, при отсутствии оснований для признания семьи Дубогрызовой О.П. нуждающейся в улучшении жилищных условий, при обеспеченности на каждого члена семьи более 12 квадратных метров жилой площади, на основании представленных документов об отсутствии в собственности жилых помещений, Дубогрызова О.П., предоставив недостоверные сведения, незаконно получила социальную выплату на строительство жилого дома в рамках ФЦП "Социальное развитие села до 2012 года" в размере * рублей, которые она израсходовала на строительство жилого дома по ул. * в с. *.
В соответствии с ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 настоящего Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Кроме того, в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Выписка из технического паспорта на домовладение в с. * по ул. *, кадастровый паспорт N * от **г. об общей площади домовладения 35,0 кв. метров, свидетельствует о том, что на двух лиц приходится по 17,5 кв.м..
На долю * приходится 12,3 кв.м., что свидетельствует о том, что семья Дубогрызовой О.П. не нуждалась в улучшении жилищных условий и не могла быть поставлена на учет в качестве таковой, а поэтому не могла безвозмездно получить субсидию на строительство жилья.
Согласно ч.2 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Доводы жалобы о меньшей площади жилого помещения, в котором они фактически все трое проживали, не ставят семью заявителя в число нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Руководствуясь ст.ст.362, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Кассационную жалобу представителя ответчика Дубогрызовой О.П. - Полякова О.А. на решение Крутихинского районного суда Алтайского края от 24 ноября 2011 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.