Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РБ в составе: председательствующего Булгытовой С.В., судей Казанцевой Т.Б., Ивановой В.А., при секретаре Мижитовой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Андреевой И.К. к Республиканскому агентству по делам семьи и детей о возложении обязанности предоставить денежные средства на приобретение жилого помещения,
по кассационной жалобе Андреевой И.К. на решение Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 08 декабря 2011 года, в соответствии с которым в удовлетворении исковых требований Андреевой И.К. к Республиканскому агентству по делам семьи и детей о возложении обязанности предоставить денежные средства на приобретение жилого помещения отказано.
Заслушав доклад судьи Казанцевой Т.Б., выслушав Андрееву И.К., представителя Республиканского агентства по делам семьи и детей Шубина В.С., ознакомившись с кассационной жалобой и материалами дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Андреева И.К. обратилась в суд с иском о возложении на Республиканское агентство по делам семьи и детей обязанности по выделению средств на приобретение жилья, не ниже установленных норм.
Исковые требования мотивированы тем, что с 4-летнего возраста она в связи со смертью родителей осталась без их попечения. До 2004 года воспитывалась в ГОУ "..." для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по адресу: "...", где зарегистрирована до настоящего времени. После окончания 9 классов продолжила обучение в Заиграевском районе "...", до 2007 года проживала в общежитии учреждения. С 2007 года проживает у чужих лиц в качестве временного жильца. Поскольку собственного или закрепленного за ней помещения не имеет, полагала, что Республиканское агентство по делам семьи и детей обязано выделить ей денежную субсидию для приобретения (строительства) жилья.
В судебном заседании Андреева И.К. исковые требования уточнила, просила обязать Республиканское агентство по делам семьи и детей выделить ей денежные средства для приобретения жилья в порядке, установленном Постановлением Правительства РБ от 31.03.2005г. N 102 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Суду пояснила, что на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях, она не состоит и никогда не состояла.
Представитель Республиканского агентства по делам семьи и детей по доверенности Козырева И.А. иск не признала, поскольку Андреева И.К., "..." не относится к социальной категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не была поставлена. На органах опеки и попечительства в тот период не лежала обязанность подавать заявления и ставить на учет указанную категорию детей, поскольку постановка носила заявительный характер.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе Андреева И.К. просит решение суда отменить, ссылаясь на сложившуюся практику по выделению денежных средств на приобретение жилья воспитанникам школы-интерната "...", несмотря на то, что они не были своевременно постановлены на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и достижение ими возраста 23 лет.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения участников процесса, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38).
Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с абз.2 п.1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Разрешая спор, суд, применив указанную норму и установив, что Андреева И.К. на момент рассмотрения дела достигла возраста 23 лет, отказал в удовлетворении исковых требований.
Между тем, указанный вывод суда нельзя признать правильным.
Изложенными нормами федеральный законодатель распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки, в том числе, и внеочередным обеспечением жилой площадью, до достижения возраста 23 лет.
Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после фактического предоставления жилого помещения, ответственность за реализацию указанной социальной функции государства возложена на федеральные органы государственной власти и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Поэтому достижение лицом, нуждавшегося в жилом помещении до указанного возраста, возраста 23лет, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.
Как следует из материалов дела, Андреева И.К. относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако до достижения ею возраста 23 лет жилое помещение ей предоставлено не было. При этом суд не выяснил вопрос о том, по каким причинам за нею ранее не было закреплено жилое помещение, была ли она поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения возраста 23 лет и если не была, то по каким причинам, имеется ли вина государственного опекуна в неосуществлении указанной функции.
Таким образом, само по себе достижение Андреевой И.К. указанного возраста без выяснения причин, по которым жилое помещение ей не было предоставлено в установленные законом сроки, основанием для отказа в удовлетворении иска являться не может.
Допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, в связи с чем могут быть исправлены только посредством отмены судебного постановления с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду следует учесть вышеизложенное, правильно определить обстоятельства, имеющие значение для дела, провести надлежащую подготовку по делу, разъяснить сторонам их процессуальные права, распределить между ними бремя доказывания, исследовать все представленные сторонами доказательства с учетом требований статей 12, 56, 67 ГПК РФ и разрешить спор в соответствии с требованиями материального и процессуального закона.
Руководствуясь статьями 362-364, 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 08 декабря 2011 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий: С.В. Булгытова
Судьи: Т.Б. Казанцева
В.А. Иванова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.