Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи: Кротовой Л.М.,
судей Гончиковой И.Ч., Усольцевой Л.А.
при секретаре Сайдуковой С.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Акимова А.М. к ФБУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по РБ" о взыскании невыплаченного выходного пособия в связи с расторжением трудового договора; встречному иску ФБУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по РБ" к Акимову А.М. о признании дополнительного соглашения к трудовому договору недействительным
по кассационной жалобе Акимова А.М. на решение Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 13 декабря 2011г.
которым п о с т а н о в л е н о:
Исковые требования Акимова А. М. к ФБУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по РБ" о взыскании невыплаченного выходного пособия в связи с расторжением трудового договора, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Встречные исковые требования ФБУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по РБ" к Акимову А. М. о признании недействительным дополнительного соглашения к трудовому договору удовлетворить.
Признать недействительным дополнительное соглашение N "..." к трудовому договору от ... N "...", заключенному между ФБУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по РБ" в лице Шемчук С. В. и Акимовым А.М.
Заслушав доклад судьи Кротовой Л.М., выслушав пояснения представителя ФБУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ (Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Бурятия" Ильюшкиной И.А., действующей на основании доверенности, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд, Акимов А.М. просил обязать ФБУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по РБ" выплатить выходное пособие в размере "..." среднемесячных заработных плат, взыскать компенсацию морального вреда в размере "..." руб., госпошлину в сумме "..." руб., ссылаясь на то, что ... между сторонами заключен трудовой договор N "...", а также ... было заключено дополнительное соглашение к трудовому договору от ... N "..." о выплате ему при расторжении трудового договора выходного пособия в размере "..." среднемесячных заработных выплат по занимаемой должности.
... им подано заявление об увольнении по основанию п.1 ч.1 ст.77 ТК РФ, ... издан приказ об увольнении, однако до настоящего времени работодатель не выплатил выходное пособие, предусмотренное дополнительным соглашением.
В судебном заседании Акимов А.М. поддержал свои исковые требования в полном объеме, возражал против удовлетворения встречных исковых требований как не основанных на законе.
В судебном заседании представитель ответчика Ильюшкина И.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Предъявила встречные исковые требования о признании недействительным дополнительное соглашение к трудовому договору, заключенное с Акимовым А.М. 28.06. 2011 г. и пояснила, что оспариваемое дополнительное соглашение не соответствует нормам закона, положениям коллективного договора и носит дискриминационный характер по отношению к другим работникам учреждения. Выплата, указанная в дополнительном соглашении не может быть отнесена по смыслу ст.178 ТК РФ к выходному пособию, а порядок распределения денежных средств Учреждения, определенный в Уставе учреждения не включает в себя выплату работникам выходного пособия при расторжении трудового договора по п.1 ст.77 ТК РФ. Кроме того, данное дополнительное соглашение Акимов А.М. предоставил для регистрации в отдел несекретного делопроизводства ...
Суд постановил вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе Акимов А.М. просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что суд вынес незаконное и необоснованное решение, нарушил нормы материального права, именно, в связи с тем, что суд неправильно истолковал и применил закон.
Судебная коллегия выслушав пояснения представителя ФБУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ (Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Бурятия" Ильюшкиной И.А., проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с законом.
Как следует Акимов А.М., являлся работником бюджетного учреждения Министерства обороны РФ.
Обращаясь в суд Акимов А.М. просил обязать ФБУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по РБ" выплатить выходное пособие в размере "..." среднемесячных заработных выплат, ссылаясь на то, что ... было заключено дополнительное соглашение к трудовому договору от ... N "..." о выплате ему при расторжении трудового договора выходного пособия в размере "..." среднемесячных заработных выплат по занимаемой должности. Он уволился, однако "..." среднемесячных заработных выплат ему не выплачено.
Суд, отказывая в удовлетворении исковых требований истца, правомерно руководствовался статьей 165 ТК РФ, в соответствии с которой, помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим Кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации в следующих случаях:
при направлении в служебные командировки;
при переезде на работу в другую местность;
при исполнении государственных или общественных обязанностей;
при совмещении работы с обучением;
при вынужденном прекращении работы не по вине работника;
при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;
в некоторых случаях прекращения трудового договора;
в связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки при увольнении работника;
в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Статьей 178 ТК РФ, которой предусмотрены гарантии при увольнении сотрудников в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой ст. 81 настоящего Кодекса), либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса).
Также статьей 181 ТК РФ, которой установлены гарантии руководителю организации, его заместителям и главному бухгалтеру при расторжении трудового договора в связи со сменой собственника имущества организации.
Из указанных норм закона следует, что выплата работнику компенсации, в том числе связанных с расторжением заключенного с ним договора, должна быть предусмотрена законом или действующей в организации системой оплаты труда, устанавливаемой коллективным договором, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Установленная дополнительным соглашением N "..." от ... к трудовому договору N "..." от ... выплата не предусмотрена ни законом, ни внутренними локальными актами учреждения, выходным пособием не является и не направлена на возмещение работнику затрат, связанных с исполнением им трудовых или иных обязанностей.
Кроме того, в соответствии со ст. 135 ТК РФ Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов. Указанные рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансирования учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры и других учреждений бюджетной сферы. Если стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений не достигли соглашения, указанные рекомендации утверждаются Правительством Российской Федерации, а мнение сторон Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений доводится до субъектов Российской Федерации Правительством Российской Федерации. Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2011 год разработаны Российской трехсторонней комиссией по урегулированию социально-трудовых отношений в соответствии со т. 135 ТК РФ в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы.
Одними из принципов данных рекомендаций являются: -обеспечение зависимости заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда без ограничения ее максимальным размером; -обеспечение работодателем равной оплаты за труд равной ценности при установлении размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера, а также недопущение какой бы то ни было дискриминации - различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами работников и результатами их труда.
Данные рекомендации также регламентируют порядок установления систем оплаты труда работников федеральных государственных учреждений. Системы оплата труда работников Учреждений устанавливаются и изменяются с учетом :
- перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда; перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемого органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда; примерных положений об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета; настоящих Рекомендаций; мнения представительного органа работников.
Система оплаты труда работников ФБУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Бурятия" регулируется приказом Министра обороны РФ N 555 от 10.11.2008 г. с учетом указанных Рекомендаций.
Из указанных норм следует о недопустимости изменения системы оплаты труда только по инициативе работника либо начальника Учреждения. Система оплаты труда работников бюджетных Учреждений прямо регламентируется законодателем.
Довод жалобы о том, что при вынесении решения суд не учел требования п. 4 ст. 178 ТК РФ, не может быть принят во внимание.
Указанный довод истца был предметом обсуждения суда первой инстанции. Суд правомерно пришел к выводу, что выплата, предусмотренная дополнительным соглашением, не может быть отнесена к выходному пособию, а порядок распределения денежных средств Учреждения, определенный в Уставе ФБУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по РБ", не предусматривает выплату работникам выходного пособия при расторжении трудового договора по п. 1 ст. 77 ТК РФ.
Довод жалобы о том, что суд, отказывая в удовлетворении истца, нарушил его конституционное право на прекращение трудового договора по основанию, предусмотренному п. 1 ч.1 ст. 77 ТК РФ, является несостоятельным.
Как следует из материалов дела увольнение истца произведено на основании его заявления от ... по основаниям п. 1 ст. 77 ТК РФ, как и просил истец.
Признание недействительным дополнительного соглашения не прекращает соглашение об увольнении по п. 1 ст. 77 ТК РФ достигнутого после подачи истцом заявления об увольнении по данному основанию.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда не имеется
На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 13 декабря 2011года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Л.М. Кротова
Судьи: И.Ч. Гончикова.
Л.А. Усольцева.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.