Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего Шагдаровой Т.А.,
судей коллегии Бухтияровой В.А., Холонгуевой О.Р.,
при секретаре Забелиной Т.Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Цыремаевой Н.Д. о признании незаконным решения Министерства строительства и модернизации ЖКК Республики Бурятия об отказе в предоставлении жилищного сертификата и обязании Министерства строительства и модернизации ЖКК Бурятии предоставить жилищный сертификат до конца 2011 года
по кассационной жалобе Цыремаевой Н.Д. на решение Баунтовского районного суда Республики Бурятия от 21 ноября 2011г., которым постановлено:
отказать в удовлетворении заявления Цыремаевой Н.Д. о признании незаконным решения Министерства строительства и модернизации ЖКК Республики Бурятия об отказе в предоставлении жилищного сертификата и обязании Министерства строительства и модернизации ЖКК Бурятии предоставить жилищный сертификат до конца 2011г.
Заслушав доклад судьи Холонгуевой О.Р., пояснения заявителя Цыремаевой Н.Д., её представителя Балдановой Д.Б., представителя Министерства строительства и модернизации ЖКК Бурятии Меркушевой Н.Ю., проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд, Цыремаева Н.Д. просила признать незаконным решение Министерства строительства и модернизации ЖКК Бурятии об отказе в предоставлении жилищного сертификата, изложенное в письме от 26 сентября 2011г. "...", обязать предоставить ей жилищный сертификат до конца 2011г.
Требования мотивированы тем, что Цыремаева Н.Д. с 13 февраля 1984г. по 10 апреля 2006г. работала в паспортно-визовой службе Баунтовского ОВД, откуда была уволена в связи с сокращением штата. С ноября 2000г. состоит в Администрации МО "Баунтовский эвенкийский район" в очереди на получение жилья. Имеет право на получение жилищного сертификата, что предусмотрено ст.5 Постановления Правительства России от 21 марта 2006г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы. Однако в предоставлении ей данного сертификата Министерством строительства и модернизации ЖКК Бурятии было незаконно отказано.
В суде Цыремаева Н.Д. доводы заявления поддержала. Пояснила, что названное Министерство неправильно связывает предоставление жилищного сертификата с датой её увольнения со службы. Тогда как ФЗ "О статусе военнослужащих" и Постановление Правительства России N 153 от 21.03.2006г. ограничений на этот счет не устанавливают.
Представитель Министерства строительства и модернизации ЖКК Бурятии, возражая против удовлетворения заявления, просил рассмотреть дело в их отсутствие.
Районный суд постановил вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе Цыремаева Н.Д. просит решение суда отменить, т.к. судом неверно истолкована норма закона - п.2.1 ст.15 ФЗ "О статусе военнослужащих". При этом Министерство строительства и модернизации ЖКК РБ не полномочно проверять правильность постановки гражданина на учет нуждающихся в жилье.
В суде кассационной инстанции Цыремаева Н.Д., её представитель Балданова Д.Б. поддержали доводы кассационной жалобы.
Представитель ответчика Меркушева Н.Ю. возражала против удовлетворения кассационной жалобы. Пояснила, что Цыремаева Н.Д. была поставлена на учет по категории "пенсионеры", что было осуществлено не в соответствии с Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, утвержденными Постановлением Правительства России от 06.09.1998г. N 1054. Цыремаева Н.Д. была постановлена на учет нуждающихся в жилье в соответствии с ФЗ от 25.07.1995г. N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". Поэтому социальная выплата на улучшение жилищных условий ей должна быть выделена в порядке очереди, в рамках реализации ФЗ от 25.10.2002г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, выслушав названных лиц, судебная коллегия считает, что решение районного суда подлежит отмене.
Постановлением Правительства России от 21 марта 2006г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы были утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации вышеупомянутой подпрограммы.
В подпункте "а" абз.3 пункта 5 названных Правил установлено, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации (далее - граждане):
сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Из материалов дела следует, что Цыремаева Н.Д. с 13 февраля 1984г. по 10 апреля 2006г. работала паспортистом в паспортно-визовой службе Баунтовского ОВД Бурятии.
10 апреля 2006г. Цыремаева Н.Д. была уволена со службы в связи с сокращением штата.
18.11.2000г. Цыремаева Н.Д. была поставлена на учет нуждающихся в получении жилья в Администрации МО "Баунтовский эвенкийский район".
В ст.2 ФЗ от 08.12.2010г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" предусмотрено, что порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 ст.15 и ст.15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона), распространяются на следующие категории граждан, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации:
1) граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
В соответствии с п.2.1 ст.15 ФЗ "О статусе военнослужащих", обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Районный суд, обоснованно сославшись на названные нормы, вместе с тем дал им неверную трактовку.
Исходя из того, что Цыремаева Н.Д. была уволена со службы по оргштатным мероприятиям, продолжительность её службы в органах внутренних дел превысила более пятнадцати лет, и она до 1 января 2005г. была поставлена на учет нуждающихся в жилье в органе местного самоуправления, последняя подпадает под действие вышеназванной программы "Жилище".
Отказывая в удовлетворении заявления, суд указал, что на 24.11.2000г. Цыремаева Н.Д. не была уволена со службы в органах внутренних дел. А потому отсутствовали основания для включения Цыремаевой Н.Д. в список категории "граждане, уволенные с военной службы и приравненные к ним лица" и отсутствовали основания для предоставления ей единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилья.
Однако такой вывод признать правильным нельзя.
Указанные выше нормы Федерального закона "О статусе военнослужащих", ФЗ от 08.12.2010г. N 342-ФЗ и Постановления Правительства России N 153 от 21.03.2006г. не связывают обеспечение жильем сотрудников внутренних дел с необходимостью их одновременной постановки на учет нуждающихся в жилье и с датой увольнения со службы.
То обстоятельство, что Цыремаева Н.Д. была поставлена на учет нуждающихся в жилье до 1 января 2005г., а - уволена со службы уже после этой даты, не является причиной, не позволяющей ей получить единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения. Законом на этот счет никаких ограничений не установлено.
По смыслу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации N 5-П от 5 апреля 2007г. "По делу о проверке конституционности положений пунктов 2 и 14 статьи 15 ФЗ "О статусе военнослужащих"?" обеспечение граждан жильем за счет средств федерального бюджета не может быть поставлено в зависимость от даты увольнения - до или после 1 января 2005г.
Притом, что в Постановлении Правительства России от 21.03.2006г. N 153 указано, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, имеют сотрудники органов внутренних дел, увольняемые со службы в связи с организационно-штатными мероприятиями (п.5). То есть речь в данном документе идет о сотрудниках, которые подлежат увольнению после принятия этого Постановления, поскольку иной оговорки оно не содержит.
Цыремаева Н.Д. же была уволена после принятия вышеприведенного Постановления Правительства России, т.е. его положения к ней относятся.
Законом предусмотрена передача полномочий по обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В рассматриваемом случае такими полномочиями наделено Министерство строительства и модернизации ЖКК Республики Бурятия, которое осуществляет данную деятельность в настоящее время в рамках Постановления Правительства Бурятии от 25.04.2011г. N 185 "О республиканской целевой программе "Жилище" Республики Бурятия на 2011-2015 годы".
По мотивам, изложенным в письме Министерства строительства и модернизации ЖКК Бурятии от 26.09.2011г., оснований для отказа Цыремаевой Н.Д. в предоставлении единовременной денежной выплаты не имелось.
Так, в письме приведен пункт 2.1 ст.15 ФЗ "О статусе военнослужащих"; указано, что Цыремаева Н.Д. поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях 24.11.2000г., а уволена из органов внутренних дел с 10 апреля 2006г.
"На основании изложенного у Министерства строительства и модернизации ЖКК Республики Бурятия нет правовых оснований для предоставления Цыремаевой Н.Д. единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения по вышеуказанной категории".
Однако такая мотивировка решения, изложенная в данном письме, по мнению судебной коллегии, не содержит правового обоснования и также не может быть признана законной.
Довод представителя Министерства строительства и модернизации ЖКК Бурятии о несоблюдении Цыремаевой Н.Д. порядка постановки на учет нуждающихся в получении жилых помещений, по мнению судебной коллегии, состоятельным признать нельзя.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998г. N 1054 утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
Указанными Правилами установлен единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий для указанной категории лиц.
В пункте 4 Правил установлено, что вопросы постановки на очередь и предоставления жилья рассматриваются в созданных при органах местного самоуправления общественных комиссиях по жилищным вопросам, решения которых являются основанием для издания главами муниципальных образований соответствующих актов.
Судя по документам, Цыремаева Н.Д. обратилась в орган местного самоуправления, где 18.11.2000г. она была поставлена на учет нуждающихся в получении жилья.
Таким образом, заявитель обратилась в надлежащий орган, в компетенцию которого и входили вопросы постановки граждан на указанный учет. Если при её постановке на учет имели место упущения, допущенные работниками органа местного самоуправления, то Цыремаева Н.Д. ответственности за это нести не может. И она не может быть ущемлена в реализации своего права на получение средств государственной поддержки, в том числе конституционного права на жилье, на приобретение его в собственность (ст.35,40 Конституции России).
Судебная коллегия считает, что в данной ситуации следить за законностью принятия Цыремаевой Н.Д. на учет нуждающихся в получении жилья, осуществлять контроль за соблюдением очередности, изменения её категории (с категории "пенсионеры" на "уволенные с военной службы и приравненные к ним лица"), в том числе за включением заявительницы в Федеральную целевую программу "Жилище" должен был орган местного самоуправления, что определено законом.
При отсутствии вины со стороны Цыремаевой Н.Д. и при наличии оснований, установленных законом, последняя имеет право на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Поэтому решение, изложенное Министерством строительства и модернизации ЖКК Бурятии в письме от 26.09.2011г., не может быть признано законным. Также не может быть признано законным и обоснованным решение районного суда от 21.11.2011г., и оно подлежит отмене.
Поскольку обстоятельства дела установлены, судебная коллегия полагает, что по делу может быть принято новое решение без направления дела на новое судебное разбирательство.
Как было указано ранее, в соответствии с нормативно-правовой базой, регламентирующей порядок обеспечения жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, Цыремаева Н.Д. имеет право на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилья, а потому Министерство строительства и модернизации ЖКК Бурятии обязано предоставить её Цыремаевой Н.Д.
Соответственно, фактически принятое названным Министерством 26.09.2011г. решение в отношении Цыремаевой Н.Д., изложенное в письме за N 005-000573-4, нарушающее права и интересы последней, должно быть признано незаконным.
Руководствуясь ст.361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Бурятии
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Баунтовского районного суда Республики Бурятия от 21 ноября 2011г. отменить с принятием нового решения.
Заявление Цыремаевой Н.Д. удовлетворить.
Признать незаконным решение Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, изложенное в письме от 26.09.2011г. за N 005-000573-4.
Обязать Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия предоставить Цыремаевой Н.Д. жилищный сертификат.
Председательствующий: Шагдарова Т.А.
Судьи коллегии: Бухтиярова В.А.
Копия верна:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.