Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Кунициной Т.Н.
судей коллегии Ихисеевой М.В., Назимовой П.С.
при секретаре Петруниной Б. Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по делу по иску Состина В.Г. к Администрации Октябрьского района г.Улан-Удэ о понуждении заключить договор социального найма
по кассационной жалобе представителя истцаСостина В.Г. Красноусовой Г.П.
на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 23 ноября 2011 года, которым исковые требования Состина В.Г. оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Назимовой П.С., ознакомившись с материалами дела и доводами кассационной жалобы, выслушав пояснения представителя истца Красноусовой Г.П., представителя Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ Смирновой В.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
обращаясь в суд, Состин В.Г. просил обязать Администрацию Октябрьского района г. Улан-Удэ заключить с ним договор социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: "...".
Требования мотивированы тем, что в 2002 году после увольнения из рядов Вооруженных сил РФ Администраций Октябрьского района г.Улан-Удэ Состину В.Г. было предоставлено указанное жилое помещение для постоянного проживания и выдан ордер от 03 декабря 2002 года, форма которого соответствует ордеру на предоставление жилого помещения по договору социального найма. Однако Администрация района отказывается заключить с истцом такой договор, ссылаясь на то, что спорное жилье является служебным. С указанного времени истец вместе с семьей постоянно проживает в жилом помещении. Считает, что в связи с увольнением из рядов Вооруженных сил и отсутствием на тот момент каких-либо трудовых отношений спорное жилое помещение было предоставлено ему на условиях социального найма как нуждающемуся в обеспечении жильем, а не как служебное. Квартира, в которой проживает истец, не относится к специализированному жилищному фонду. Сведения о государственной регистрации жилого помещения как служебного отсутствуют.
В суд первой инстанции Состин В.Г. не явился, ходатайствовал рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель истца по доверенности Красноусова Г.П. исковые требования поддержала. Пояснила, что спорная квартира была предоставлена истцу не в связи с трудовыми отношениями, а в связи с увольнением с военной службы для постоянного проживания. Действующим на тот момент законодательством не предусматривалось обеспечение граждан, уволенных с военной службы, органами местного самоуправления жилыми служебными жилыми помещениями. Таким образом, между сторонами возникли правоотношения, вытекающие из договора социального найма.
Представитель ответчика Администрации Октябрьского района г.Улан-Удэ Смирнова В.М. иск не признала. Пояснила, что решение о предоставлении истцу жилого помещения по договору социального найма органом местного самоуправления не принималось, что является обязательным условием для заключения такого договора.
Представитель 3-го лица ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ в суд не явился, просил дело рассмотреть в их отсутствие.
Районным судом постановлено вышеприведенное решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе представитель истца по доверенности Красноусова Г.П. просит отменить решение суда, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права. Указывает, что в соответствии со ст. 101 ЖК РСФСР жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета. После принятия такого решения жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве служебного в органах государственной регистрации недвижимого имущества. Доказательств, свидетельствующих о том, что спорное жилое помещение состоит на государственном учете в качестве служебного, в материалах дела не имеется. Кроме того, на момент предоставления жилья Состин В.Г. был уволен из Вооруженных сил РФ и не состоял в трудовых отношениях с каким-либо органом местного самоуправления. Состину В.Г. спорное жилье было выделено во исполнение требований ФЗ "О статусе военнослужащих" по обеспечению жильем военнослужащих при увольнении при продолжительности военной службы более 20 лет, т.е. по договору социального найма. Ответчиком не представлено доказательств, что спорное жилое помещение находилось в ведении Министерства обороны РФ. Администрацией района был нарушен действовавший на тот момент порядок предоставления жилого помещения.
На заседании судебной коллегии представитель истца по доверенности Красноусова Г.П. доводы кассационной жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям.
Представитель ответчика Администрации Октябрьского района г.Улан-Удэ Смирнова В.М. доводам жалобы возражала, просила решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Истец Состин В.Г., 3-е лицо ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела по жалобе, в судебное заседание кассационной инстанции не явились, ходатайств об отложении слушания дела на другой срок не поступало. Судебная коллегия не располагает сведениями об уважительности их неявки и находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим мотивам.
Как видно из материалов дела, Состин В.Г. является полковником запаса и был уволен из Вооруженных Cил РФ 11 сентября 2002 года.
Правовое регулирование жилищных правоотношений с участием военнослужащих осуществляется в соответствии с Жилищным кодексом РФ (Жилищным кодексом РСФСР), Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", а также другими законодательными и иными нормативными правовыми актами, в том числе и ведомственными.
В соответствии с п.14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей на декабрь 2002 года) военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования.
По общему правилу, предусмотренному ч. 2 ст. 105 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент возникновения правоотношений, служебные жилые помещения предоставлялись по решению администрации соответствующего предприятия, в соответствии с которым местным уполномоченным органом исполнительной власти выдавался ордер на служебное жилое помещение.
В качестве служебных используются жилые дома, жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Включение жилых помещений в число служебных и исключение из их числа осуществляется на основании решения органа местного самоуправления.
Разрешая спор и отказывая Состину В.Г. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что оснований для возложения на Администрацию Октябрьского района г.Улан-Удэ обязанности по заключению с истцом договора социального найма спорного жилого помещения не имеется.
Как следует из материалов дела, постановлением главы Администрации Октябрьского района г.Улан-Удэ за N 200 от 11 марта 2002 года на основании ходатайства Улан-Удэнской квартирно-эксплуатационной части (далее - Улан-Удэнская КЭЧ) от 20 февраля 2002 года квартира, расположенная по адресу: "...", была закреплена как служебное жилое помещение за Улан-Удэнской КЭЧ.
03 декабря 2002 года Администрацией Октябрьского района г.Улан-Удэ Состину В.Г. было предоставлено указанное жилое помещение в качестве служебного на состав семьи из трех человек, что подтверждается имеющимся в материалах дела ордером N ... от 03 декабря 2002 года, из которого видно, что данное жилье отнесено к муниципальному специализированному жилищному фонду и является служебным.
Таким образом, юридическим основанием для вселения Состина В.Г. в спорную квартиру являлся ордер именно на служебное жилое помещение. Истцу было известно о том, что спорное жилье предоставляется ему не на условиях социального найма и что оно имеет статус служебного. На момент заселения Состин В.Г. военнослужащим уже не являлся. Однако на такие условия он был согласен, что подтверждается самим фактом заселения в спорное жилое помещение.
По смыслу п.26 и п.28 Приказа Министра обороны РФ N 80 от 15 февраля 2000 года учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений.
Как следует из п. 32 данного Приказа, жилые помещения в домах государственного, муниципального жилищного фонда, закрепляемые за Министерством обороны, предоставляются военнослужащим и членам их семей, состоящим на учете нуждающихсяв получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).
Вместе с тем доказательств того, что Состин В.Г. в период прохождения военной службы и на момент увольнения имел право на предоставление ему жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, по договору социального найма, не представлено. Сведений о том, что Состин В.Г. состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в материалах дела не имеется. Из пояснений представителя ответчика Смирновой В.М. следует, что в Администрации Октябрьского района г.Улан-Удэ отсутствуют данные о том, что Состин В.Г. обращался в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении ему жилого помещения на основании договора социального найма.
Как показывают материалы дела, 18 июля 2011 года Состин В.Г. снят с регистрационного учета по адресу: "...", что подтверждается выпиской из лицевого счета от 04 октября 2011 года N ....
При указанных обстоятельствах оснований утверждать о том, что спорное жилое помещение органом местного самоуправления было предоставлено Состину В.Г. на условиях социального найма с учетом статуса жилья, и о нарушении порядка его предоставления, не имеется.
Постановление Администрации Октябрьского района г.Улан-Удэ за N 200 от 11 марта 2002 года о закреплении за Улан-Удэнской КЭЧ спорного жилого помещения как служебного в установленном порядке заинтересованными лицами не оспорено и не признано недействительным, в связи с чем правомерно было принято во внимание судом первой инстанции.
При наличии данного постановления доводы жалобы об отсутствии доказательств о передаче органом местного самоуправления спорного жилья Улан-Удэнской КЭЧ и нахождения его в ведении Министерства обороны РФ, подлежат отклонению.
В соответствии с п.2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1997 г. N 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы - приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома - интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
Однако требований об обязательной регистрации жилого помещения в качестве служебного в органах государственной регистрации недвижимости законодательством не предусматривалось. Доводы кассационной жалобы в указанной части подлежат отклонению.
То обстоятельство, что на момент предоставления Состину В.Г. спорного жилья он был уволен из Вооруженных сил РФ и не состоял в трудовых отношениях с органами местного самоуправления, с учетом вышеизложенного само по себе не свидетельствует о предоставлении истцу жилья на условиях договора социального найма.
Доводы жалобы о том, что Состин В.Г., являясь ветераном боевых действий, имеет право на первоочередное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов, не может быть принят во внимание, поскольку предоставление жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" обуславливает отдельный механизм реализации права ветеранов боевых действ на получение жилья в первую очередь.
Несоответствие выданного ордера установленному образцу не может свидетельствовать об отсутствии у спорного жилого помещения статуса служебного, так как решения по данному вопросу Администрацией Октябрьского района не принималось.
Таким образом, стороной истца не доказаны обстоятельства того, что спорное жилое помещение было предоставлено истцу на условиях социального найма и Администрация Октябрьского района г.Улан-Удэ обязана заключить с ним соответствующий договор.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения, проверенного в силу ч. 1 ст. 347 Гражданского процессуального кодекса РФ по доводам кассационной жалобы, и оставляет решение суда без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 23 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Куницина Т.Н.
Судьи: Ихисеева М.В.
Назимова П.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.