Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего Куницыной Т.Н.,
судейколлегии Гончиковой И.Ч, Ихисеевой М.В.
при секретаре Жамбаловой Е.Б.
с участием прокурора Болдоевой Э.В.
рассмотрела в открытом судебном заседаниигражданское дело по заявлениям Морхоева Евгения Александровича об отмене протокола об итогах проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата на должность главы муниципального образования "Тункинский район" по единому избирательному округу МО "Тункинский район" от 20.01.2012 г. в отношении кандидата Аюшеева А.Д., отмене решения о регистрации Аюшеева А.Д. в качестве кандидата на должность главы МО "Тункинский район" от 24.01.2012 г. по апелляционной жалобе Аюшеева А.Д. на решение Тункинского районного суда РБ от 30 января 2012 г., которым заявления Морхоева Е.А. удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Куницыной Т.Н., пояснения Аюшеева А.Д., его представителя Балсанова Н.С., представителя Избирательной комиссии МО "Тункинский район" Акчурина А.Р., заявителя Морхоева Е.А. и его представителей Васюткина Н.Е. и Бочеева А.А., заключение прокурора, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
На 04.03.2012 г. по единому избирательному округу МО "Тункинский район" назначены выборы главы МО "Тункинский район".
16.01.2012 г. в избирательную комиссию МО "Тункинский район" от Аюшеева А.Д. поступило заявление о выдвижении и регистрации кандидата на должность главы муниципального образования "Тункинский район". При этом им был представлен протокол об итогах сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата, согласно которому кандидата поддержали 309 избирателей, чьи сведения и подписи размещены на 24 подписных листах. 4 подписи избирателей в результате проверки подписных листов избирательной комиссией МО "Тункинский район" 20.01.2012 г. были признаны недействительными.
Решением избирательной комиссии N 9 от 24.01.2012 г. Аюшеев А.Д. был зарегистрирован в качестве кандидата на должность главы МО "Тункинский район".
Морхоев Е.А., зарегистрированный кандидатом в главы муниципального образования по этому же избирательному округу, обратился в суд с заявлением об отмене протокола об итогах проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата Аюшеева А.Д. от 20.01.2012 г., и отмене решение комиссии о регистрации данного кандидата, сославшись на то, что Аюшеевым А.Д. представлены подписные листы, не заверенные лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, и самим кандидатом; часть из них не содержит предусмотренных Приложением 6 к ФЗ N 67 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме" (далее Федеральный закон) обязательных сведений о кандидате. Кроме того, подписной лист N 4 не заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей; подписной лист N 20 заверен кандидатом ранее лица, осуществляющего сбор подписей. В нарушение п. 5 ст. 37 Федерального Закона подписные листы кандидатом Аюшеевым А.Д. были изготовлены не за счет средств избирательного фонда кандидата. Указанные нарушения, по мнению заявителя, влекут недействительность всех подписей избирателей в подписных листах, в то время как избирательная комиссия МО "Тункинский район" признала недействительными только 4 подписи избирателей. Также считает, что о незаконности решения о регистрации кандидата Аюшеева А.Д. свидетельствует нарушение процедуры отмены решения избирательной комиссии МО "Тункинский район" от 23.01.2012 г. Этим решением Аюшеев А.Д. был зарегистрирован кандидатом на должность главы муниципального района, но поскольку не был соблюден кворум, то 24.01.2012 г. комиссия отменила своё решение, что не предусмотрено законом, и приняла новое решение о регистрации кандидата. Решение о регистрации кандидата принято на 8 день, хотя Законом Республики Бурятия "О выборах главы муниципального района в Республике Бурятия" предусмотрено, что решение о регистрации кандидата должно приниматься в течение 7 дней после подачи документов на регистрацию. Сведения о доходах и имуществе кандидата Аюшеева А.Д. в поданных им для регистрации кандидата документах указаны неправильно и не в полном объеме, что в соответствии с пп. "в" п. 24 ст. 38 Федерального закона влечет отказ в регистрации.
В судебном заседании Морхоев Е.А, его представители Васюткин Н.Е. и Бочеев А.А. заявление поддержали.
Председатель избирательной комиссии муниципального образования "Тункинский район" Молонов Ю.А. не согласился с требованиями Морхоева Е.А. Он пояснил, что фактически каждый подписной лист изготовлен на 2 страницах, за исключением 3 листов. Они являются едиными подписными листами, оформленными в соответствии с требованиями закона. Считает, что из нормы закона не следует, что подписной лист должен быть на одном листе; закон допускает заполнение подписного листа на лицевой и оборотных сторонах. В представленных кандидатом подписных листах оборотная сторона является продолжением лицевой с единой нумерацией подписей и заверительными записями в конце оборотной стороны после последней подписи избирателя. По поводу первого решения о регистрации кандидата Аюшеева А.Д., которое в последствии было отменено, пояснил, что состав комиссии был неправомочным, поскольку решение о регистрации или отказе в регистрации кандидата принимается большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. В заседании комиссии 23 января 2012 г. присутствовали 7 членов комиссии с правом решающего голоса из 9. Большинство составляет 5 и более голосов; мнение комиссии разделилось на 3 и 4 голоса, то есть, необходимое количество голосов для регистрации или отказа в регистрации кандидата не было набрано. Не возражал, что комиссией был нарушен установленный Законом Республики Бурятия 7-дневный срок рассмотрения заявления кандидата о регистрации, однако считает, что указанное нарушение имело место только в целях соблюдения прав кандидата.
Кандидат Аюшеев А.Д. и его представитель Балсанов просили заявление Морхоева Е.А. оставить без удовлетворения. По подписным листам, повторному рассмотрению вопроса о регистрации кандидата и нарушению срока рассмотрения заявления кандидата о регистрации их позиция полностью совпала с позицией председателя избирательной комиссии МО "Тункинский район". По доводу об изготовлении подписных листов не за счет избирательного фонда кандидата пояснили, что фактически кандидат на изготовление подписных листов никаких затрат не понес, поскольку подписные листы были изготовлены на личной оргтехнике Аюшеева А.Д. и на листах, имевшихся у него дома. В финансовом отчете Аюшеев А.Д. не указал затраты на организацию сбора подписей, на оплату труда лиц, привлекаемых для сбора подписей избирателей, из-за того, что избирательная комиссия его торопила с отчетом, и он его просто предоставил без каких-либо заполнений. Считает, что из-за неполноты сведений о доходах и имуществе ему избирательная комиссия не могла отказать в регистрации, поскольку сама комиссия не исполнила требований п. 1.1 ст. 38 Федерального закона и не известила его о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата документах.
Районный суд заявление Морхоева Е.А. удовлетворил.
В апелляционной жалобе Аюшеев А.Д.просит отменить решение суда по мотивам, изложенным им в суде первой инстанции. Кроме того, считает, что суд безосновательно не принял во внимание и не дал оценки показаниям свидетелей, которые осуществляли сбор подписей в поддержку кандидата Аюшеева А.Д. и подтвердили, что подписные листы на двух листах, заполненных только с лицевой стороны, являются едиными подписными листами, и что исправления в подписных листах сделаны ими, то есть, оговорили свои исправления в судебном порядке. Суд не исследовал заявления 289 избирателей, которые подтвердили действительность своих подписей в поддержку выдвижения кандидата Аюшеева А.Д. Не согласен с выводом суда о том, что адрес места жительства избирателя обязательно должен содержат наименование субъекта Российской Федерации.
В заседании судебной коллегии Аюшеев А.Д. и его представитель Балсанов Н.С. доводы жалобы поддержали, полагали, что регистрация кандидата была произведена без нарушений требований федерального законодательства о выборах и её отмена судом является незаконной.
Представитель Избирательной комиссии МО "Тункинский район" Акчурин А.Р. не согласился с доводами апелляционной жалобы, пояснив, что все нарушения, указанные в заявлении Морхоева Е.А. имели место, и комиссия должна была отказать в регистрации кандидату Аюшееву А.Д. За допущенные нарушения, в том числе и при рассмотрении вопроса о регистрации кандидата Аюшеева А.Д., председатель и секретарь избирательной комиссии уволены.
Морхоев Е.А. и его представители Васюткин Н.Е. и Бочеев А.А. также просили доводы жалобы отклонить в связи с их несостоятельностью. Полагали, что кандидатом Аюшеевым А.Д. и Избирательной комиссией МО "Тункинский район" допущены грубые нарушения норм избирательного права, на что правомерно указано в решении суда.
Выслушав указанных лиц, заключение прокурора Болдоевой Э.В., проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Удовлетворяя требования Морхоева Е.А., суд пришел к правильному выводу о том, что в подписных листах кандидата Аюшеева А.Д. выявлено более 10 % недостоверных и недействительных подписей избирателей в поддержку кандидата на должность главы муниципального образования от общего количества подписей, и это является предусмотренным законом основанием для отказа в регистрации кандидата.
Судебная коллегия считает, что доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о незаконности или необоснованности решения.
Пунктом 1 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон) установлено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в п. 2 и п. 3 ст. 33 данного Федерального закона, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с п. 17 ст. 38 Федерального закона).
Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, названо подп. "д" п. 24 ст. 38 Федерального закона основанием для отказа в регистрации кандидата.
В п. 6.4 ст. 38 Федерального закона указано, что недействительными подписями являются все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложений 4 - 9 к указанному Федеральному закону и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные п.п. 9 и 10 ст. 37 данного Закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных п. 5 ст. 37 Федерального закона, а также подписи избирателей с исправлениями в соответствующих им сведениям об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей.
В соответствии с п. 8 ст. 37 Федерального закона подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в главы муниципального образования изготавливаются и оформляются по форме согласно Приложению 6 к настоящему Федеральному закону.
Пунктом 14 данной статьи предусмотрено, что при сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата допускается заполнение подписного листа на лицевой и оборотной сторонах. При этом оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей, а заверительные записи вносятся на оборотной стороне подписного листа непосредственно после последней подписи избирателя.
Из смысла приведенных норм следует, что подписной лист изготавливается на одном листе, но может заполняться и на оборотной стороне, которая является продолжением лицевой.
Как правильно указал суд, представленные кандидатом Аюшеевым А.Д. подписные листы не отвечают данным требованиям закона. Подписной лист N 2 не может являться оборотной стороной подписного листа N 1, поскольку каждый из них оформлен на лицевой стороне и имеет свою оборотную сторону. То же самое касается и подписных листов N 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 22 и 23.
Поэтому судом первой инстанции обоснованно признаны недействительными подписи избирателей в подписных листах N 1, 3, 5, 7, 9, 13, 15, 17, 19, 22, то есть 99 подписей.
Судебная коллегия согласна с доводом апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции необоснованно признаны недействительными по основанию несоблюдения формы подписные листы N 11, 12 и 21, так как они оформлены на двух сторонах одного листа, имеют все сведения о кандидате, сборщике подписей и заверительные записи.
Также судебная коллегия находит состоятельным довод жалобы о необоснованном признании недействительными судом 25 подписей избирателей в подписном листе N 12, где в графе адрес места жительства избирателей отсутствуют сведения о наименовании субъекта РФ.
В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" под "адресом места жительства" понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Конституционный Суд РФ в Определении N 1426-О-О от 19.10.2010 г. указал, что исходя из буквального смысла приведенной нормы, адрес места жительства должен указываться в подписных листах в том виде, как он отражен в официальных документах, удостоверяющих наличие у гражданина регистрации по месту жительства.
В силу п. 1, п. 4 "Положения о паспорте гражданина Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года N 828, паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.
Поэтому указание адреса места жительства избирателей и сборщиков подписей в подписных листах, в том виде как он указан в паспорте, нельзя расценивать как нарушение норм избирательного права.
Кроме того, форма штампа регистрации по месту жительства, содержащая обязательное указание субъекта Российской Федерации, установлена Административным регламентом Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденным Приказом Федеральной миграционной службы от 7 декабря 2009 г. N 339. До вступления в действие данного документа штамп регистрации таких сведений не содержал.
Иное понимание данного законоположения допускало бы невозможность однозначного определения в каждом конкретном случае правильности указания места жительства избирателя, тем самым, приводя к нарушению конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, и не отвечало бы требованиям ясности и недвусмысленности правового регулирования.
Следует согласиться с доводом апелляционной жалобы о том, что если избирательная комиссия в срок, установленный п. 1.1 ст. 38 Федерального закона, не известила кандидата о выявленных недостатках в предоставленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата документах, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата. Это положение не относится к подписным листам, но применимо к документам о доходах и имуществе, неправильно оформленных кандидатом Аюшеевым А.Д.
Вместе с тем указанные доводы не могут повлиять на вывод суда в целом, поскольку признание недействительными 99 подписей из 309 является достаточным основанием для отказа в регистрации кандидата Аюшеева А.Д.
В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных п.п. 24 - 26 ст. 38 Федерального закона, иных требований, предусмотренных этим Федеральным законом, иным законом.
Довод жалобы о том, что подписные листы были изготовлены по образцам, предоставленным Избирательной комиссией МО "Тункинский район", не имеет правового значения, поскольку образец подписного листа указан в Приложении 6 к Федеральному закону, обязанность соблюдения формы подписного листа лежит на кандидате.
Также суд первой инстанции обоснованно указал на иные допущенные кандидатом Аюшеевым А.Д. нарушения норм избирательного права. Так, в подписных листах имеются неоговоренные исправления; подписные листы изготовлены не за счет средств избирательного фонда кандидата, подписной лист N 20 заверен кандидатом ранее лица, осуществляющего сбор подписей.
Довод жалобы о том, что сборщики подписей были опрошены судом и оговорили свои исправления в судебном заседании, несостоятелен.
Закон формален, подп. "ж" п. 6.4 ст. 38 Закона для признания подписей избирателей действительными в случае наличия исправлений в соответствующих сведениях об избирателях предусматривает специальную письменную оговорку таких исправлений избирателями или сборщиком подписей.
Также безосновательна ссылка автора жалобы на 289 подписей избирателей, представленных суду первой инстанции, в подтверждение действительности своих подписей в подписных листах. Закон не допускает подтверждения подписи избирателя в подписном листе свидетельскими показаниями.
Довод жалобы о нарушении судом норм процессуального права несостоятелен. Аюшеев А.Д. считает, что суд был обязан привлечь к участию в деле в качестве заинтересованных лиц всех зарегистрированных кандидатов на должность главы муниципального образования.
Пунктом 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определено, что к заинтересованным лицам при оспаривании зарегистрированным кандидатом решения избирательной комиссии о регистрации другого кандидата по тому же избирательному округу относится также и кандидат, решение о регистрации которого оспаривается.
Таким образом, судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к спорному правоотношению. Решение суда является законным и обоснованным.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены судебного решения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тункинского районного суда РБ от 30 января 2012г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Аюшеева А.Д.- без удовлетворения.
Председательствующий Куницына Т.Н.
Судьи Гончикова И.Ч.
Ихисеева М.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.