Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе
председательствующего: Пащенко Н.В.,
судей Гончиковой И.Ч., Холонгуевой О.Р.,
при секретаре Сайдуковой С.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района города Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "город Улан-Удэ" о понуждении к принятию мер по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных в Железнодорожном районе города Улан-Удэ
по апелляционной жалобе представителя Администрации МО "город Улан-Удэ" Цыдыповой Д.С. на решение Советского районного суда г.Улан-Удэ от 13 февраля 2012 г., которым постановлено:
исковые требования удовлетворить.
Обязать орган местного самоуправления муниципального образования "город Улан-Удэ" в срок до 1 марта 2012 года организовать мероприятия по охране окружающей среды в границах городского округа, организовать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых отходов, составляющих следующие несанкционированные свалки:
"..."
"..."
"..."
"..."
"..."
"..."
Заслушав доклад судьи Холонгуевой О.Р., выслушав пояснения прокурора Дмитриевой Ю.А., представителя ответчика Цыдыпову Д.С., действующую на основании доверенности, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд, прокурор Железнодорожного района города Улан-Удэ, действуя в интересах неопределенного круга лиц, просил обязать администрацию муниципального образования Городской округ "город Улан-Удэ" до 1 марта 2012г. организовать мероприятия по охране окружающей среды в границах городского округа, организовать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых отходов, расположенных на территории "...".
Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проверки, осуществленной в сентябре 2011г., были выявлены нарушения природоохранного законодательства, экологических требований на территории "...": было установлено шесть несанкционированных свалок твердых бытовых отходов. В соответствии с Федеральными законами "Об отходах производства и потребления", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, транспортировке, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания. Согласно ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в населенных пунктах возложена на муниципальные образования. В связи с чем, администрация МО Городской округ "город Улан-Удэ" должна организовать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых отходов, составляющих шесть несанкционированных свалок.
Входесудебногоразбирательства к участию в деле в качестве третьего лица было привлечено Государственное научное учреждение Бурятский НИИСХ Россельхозакадемии.
В судебном заседании представитель истца Раднаева И.Ц., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала в полном объеме.
В судебном заседании представитель Администрации г. Улан-Удэ Цыдыпова Д.С., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Пояснила, что, в соответствии со схемой расположения свалок и сообщением КУиЗ г.Улан-Удэ, земельные участки "..." находятся на территории РФ, которые отнесены к ГНУ Бурятский НИИСХ Россельхозакадемии. В связи с чем, обязанность по ликвидации свалок под N "..." и утилизации мусора должна быть возложена на данное учреждение. А две свалки из шести находятся на расстоянии 2-х метров от частной территории, поэтому обязанность сбора, вывоза свалок должна быть возложена на собственников домовладений. В полномочия Администрации г.Улан-Удэ не входят вопросы организации сбора, вывода, утилизации и переработки бытовых отходов. Администрация г.Улан-Удэ является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления. В силу закона на органы местного самоуправления не может быть возложена обязанность по принятию мер по ликвидации несанкционированных свалок, так как указанное законодательством не предусмотрено.
В судебное заседание представитель третьего лица - Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования - не явился.
Представитель третьего лица - ГНУ Бурятский НИИСХ Россельхозакадемии - Цыбенов Б.Э. не согласился с доводами представителя Администрации города. Пояснил, что распоряжением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Бурятия от 25.08.2009г. право постоянного пользования участками, на которых, по мнению прокурора, расположены свалки, за институтом сельского хозяйства прекращено. Обязанности по надлежащему содержанию земли у института не имеется.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации г. Улан-Удэ Цыдыпова Д.С. просит решение суда отменить, т.к. судом допущено грубое нарушение норм процессуального и материального права. Суд неправомерно принял исковое заявление прокурора, тогда как заявленные требования могли быть рассмотрены только в порядке главы 25 ГПК РФ. Районный суд, возлагая на МО "город Улан-Удэ" обязанность по принятию мер по ликвидации несанкционированной свалки, не указал норму права, в соответствии с которой на них может быть возложена такая обязанность. В результате неправильного толкования ст.16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.8 ФЗ "Об отходах производства и потребления" судом сделан вывод о том, что орган местного самоуправления должен принять меры по ликвидации несанкционированных свалок. Однако в их полномочия принятие таких мер не входит. Обязанность по уборке несанкционированных свалок твердых бытовых отходов, расположенных в пятиметровой зоне от частных домовладений, согласно п.п.4.4.16 Правил по устройству, санитарному содержанию территорий?, должна быть возложена на собственников (владельцев) этих домов. Судом не учтено, что свалки под номером "..." расположены на участках, которые находятся в пользовании ГНУ БурНИИСХ.
В суде апелляционной инстанции Цыдыпова Д.С. поддержала доводы своей жалобы.
Прокурор Дмитриева Ю.А., возражая против удовлетворения апелляционной жалобы, просила решение оставить без изменения.
Третьи лица, извещенные о дате и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены.
Из материалов дела следует, что на участках, указанных в исковом заявлении, находится шесть несанкционированных свалок твердых бытовых отходов, наличие которых представителем ответчика не отрицалось.
Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно сослался на положения ст.8 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999г. N 52-ФЗ, ст.8 ФЗ "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998г. N 89-ФЗ, п.18 ч.1 ст.14, п.п.14 п.1 ст.15, ст.16 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, п.25 ч.1 ст.5 Устава муниципального образования "город Улан-Удэ", согласно которым организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения, а организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов - к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно ст.13 ФЗ "Об отходах производства и потребления", территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.ст.8, 21 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека; содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 21.04.2010г. N 280-21 были утверждены Правила по благоустройству, санитарному содержанию территорий, организации уборки, обеспечению чистоты и порядка в городе Улан-Удэ. В пункте 1.5 данных Правил определено, что общую координацию деятельности городских служб в области санитарной очистки, содержания улиц, автодорог и тротуаров, уборки территорий, обеспечения чистоты и порядка в городе Улан-Удэ осуществляют заместитель мэра г. Улан-Удэ по развитию инфраструктуры, руководители администраций районов. А контроль за уборкой территорий, обеспечением чистоты и порядка хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, учреждений) подведомственных структурным подразделениям Администрации г. Улан-Удэ осуществляют руководители соответствующих структурных подразделений (п.1.6). Методическое обеспечение, организация данных работ, а также контроль за качеством проводимых работ в городе Улан-Удэ возлагаются на Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ (п.1.7).
Районный суд правильно применил вышеперечисленные нормы и пришел к обоснованному выводу о необходимости удовлетворения исковых требований.
При этом суд правомерно отклонил довод представителя ответчика о том, что на МО "город Улан-Удэ" не может быть возложена обязанность по принятию мер по ликвидации несанкционированных свалок. Организация таких мер вытекает из обязанности органа местного самоуправления организовать сбор и вывоз мусора, что предусмотрено ст.16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", ст.5 Устава муниципального образования. В связи с чем, несостоятелен довод жалобы о том, что суд не указал норму права, в соответствии с которой на МО "город Улан-Удэ" может быть возложена обязанность по принятию названных мер.
Следует отметить, что суд пришел к выводу о том, что на органы местного самоуправления возложена обязанность организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Поэтому неверно утверждение представителя ответчика о том, что суд указал им на необходимость непосредственного осуществления хозяйственной деятельности по сбору и вывозу бытовых отходов. Довод жалобы о том, что настоящие требования не подлежали рассмотрению в порядке искового производства, а должны были быть рассмотрены в порядке главы 25 ГПК РФ, следует отклонить.
В настоящем случае прокурор не обжалует действия (бездействие) органа местного самоуправления, а им предъявлены требования об устранении выявленных в ходе проверки нарушений и требования о принятии мер к ликвидации свалок. А потому прокурором обоснованно был заявлен иск, который и надлежало рассмотреть по правилам искового производства.
Ссылку представителя ответчика на то, что свалки, обозначенные под номером "...", должны быть ликвидированы пользователем земельных участков - ГНУ БурНИИСХ, также следует признать несостоятельной, т.к. материалами дела не подтверждено, что данному учреждению переданы в пользование земельные участки, где находятся вышеназванные свалки. А потому у суда не было правовых оснований для возложения такой обязанности на ГНУ БурНИИСХ.
Нельзя согласиться и с доводом автора жалобы о необходимости возложения обязанности по уборке несанкционированных свалок, расположенных в пятиметровой зоне от частных домовладений, на собственников (владельцев) жилых домов, что следует из п.4.4.16 Правил по благоустройству, утвержденных решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 21.04.2010г. N 280-21.
В рассматриваемом случае ответчик не представил доказательств, подтверждающих, что перечисленные в иске свалки возникли после принятия названных Правил, а потому не доказано, что такая обязанность возникла у собственников жилых домов.
Кроме того, в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции ответчиком не заявлялось ходатайство о привлечении к участию в деле собственников жилых домов "..." и не были представлены доказательства, указывающие на причастность этих лиц к данному делу. В связи с чем, дополнительные доказательства не могут быть приняты судом апелляционной инстанции, о чем указано в ст.327-1 ГПК РФ, и этот довод подлежит отклонению.
Суд не располагал достоверными доказательствами, свидетельствующими о том, что обязанность по принятию мер по организации сбора, вывоза бытовых отходов должна быть возложена на иное лицо (лиц), а потому обоснованно возложил такую обязанность на МО "город Улан-Удэ".
Таким образом, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, и считает, что по изложенным в апелляционной жалобе доводам оно отмене не подлежит.
Вместе с тем решение суда от 13.02.2012г. подлежит изменению в части установления срока его исполнения. Районным судом был определен срок для организации сбора и вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов до 12 марта 2012г., что является неразумным сроком, учитывая время, предоставляемое сторонам для обжалования судебного решения, и время рассмотрения дела в апелляционной инстанции.
Судебная коллегия считает, что срок до 15 июня 2012г. является приемлемым и разумным сроком исполнения данного решения.
Руководствуясь ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Улан-Удэ от 13 февраля 2012 г. изменить, определив срок для исполнения решения до 15 июня 2012г.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Пащенко Н.В.
Судьи: Гончикова И.Ч.
Холонгуева О.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.