Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 30 мая 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РБ в составе: председательствующего судьи Кротовой Л.М.
судей Тубденовой Ж.В., Булгытовой С.В.
при секретаре Собенниковой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к ООО "ТриТ", ООО "Талер" о понуждении устранить нарушения закона и приостановлении деятельности
по апелляционной жалобе представителя истца Очирова А.Н.
на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 02 марта 2012 года, которым постановлено:
- исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к ООО "ТриТ", ООО "Талер" о понуждении устранить нарушения закона и приостановить деятельность по эксплуатации источников выбросов вредных загрязняющих веществ удовлетворить частично.
Обязать ООО "Талер" в срок до ... разработать и утвердить проект обоснования размера санитарно-защитной зоны и установить санитарно-защитную зону для объекта - баня, расположенного по адресу: "...".
В остальной части исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к ООО "ТриТ", ООО "Талер" о понуждении устранить нарушения закона и приостановить деятельность по эксплуатации источников выбросов вредных загрязняющих веществ оставить без удовлетворения.
Взыскать с ООО "Талер" в доход муниципального образования г. Улан-Удэ госпошлину в размере "..." рублей.
Заслушав доклад судьи Булгытовой С.В., объяснения представителя истца Очирова А.Н., генерального директора ООО "Талер" Трифонова А.В., представителя ООО "ТриТ" и ООО "Талер" Кибиревой И.В., ознакомившись с апелляционной жалобой и материалами дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
1. Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РБ (сокращенно - Управление Роспотребнадзора РФ по РБ) предъявило к ООО "ТриТ" и ООО "Талер" иск о понуждении устранить нарушения закона и приостановлении деятельности.
Истец просил суд обязать ООО "ТриТ" устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: разработать проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу с проведением санитарно-эпидемиологической экспертизы по проекту и получением санитарно-эпидемиологического заключения на проект, а также разработать план мероприятий предприятия по достижению предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, согласовав его с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы; обеспечить соблюдение санитарно-защитной зоны; разработать проект расчетной санитарно-защитной зоны, установить и утвердить размер окончательной санитарно-защитной зоны с проведением санитарно-эпидемиологической экспертизы по проекту и получением санитарно-эпидемиологического заключения на проект, а также на основании расчетов рассеивания загрязнений атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.), и на основании результатов натурных исследований и измерений; разработать программу производственного контроля на предприятии; заключить договор с аккредитованной лабораторией; организовать производственный лабораторный контроль за загрязнением атмосферного воздуха и воздействия физических факторов (замеры уровней шума) на территории жилой и общественной застройки в зоне влияния предприятия. Размещение постов наблюдения, перечень загрязняющих веществ, подлежащих контролю, методы их определения, а также периодичность отбора проб атмосферного воздуха согласовать с санитарными органами.
Истец просил обязать ООО "Талер" разработать план мероприятий предприятия по достижению предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, согласовав его с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы; обеспечить соблюдение санитарно-защитной зоны; разработать проект расчетной санитарно-защитной зоны, установить и утвердить размер окончательной санитарно-защитной зоны с проведением санитарно-эпидемиологической экспертизы по проекту и получением санитарно-эпидемиологического заключения на проект, а также на основании расчетов рассеивания загрязнений атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.), и на основании результатов натурных исследований и измерений; разработать программу производственного контроля на предприятии; заключить договор с аккредитованной лабораторией; организовать производственный лабораторный контроль за загрязнением атмосферного воздуха и воздействия физических факторов (замеры уровней шума) на территории жилой и общественной застройки в зоне влияния предприятия. Размещение постов наблюдения, перечень загрязняющих веществ, подлежащих контролю, методы их определения, а также периодичность отбора проб атмосферного воздуха согласовать с санитарными органами.
Также истец просил суд обязать ООО "ТриТ" и ООО "Талер" приостановить деятельность по эксплуатации пяти стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ городской бани "...", расположенной по адресу: "...", до устранения нарушений закона.
Требования мотивированы следующим.
ООО "Талер" является собственником здания бани, расположенного по адресу: "..."
01 января 2011 года между ООО "Талер" и ООО "ТриТ" заключен договор аренды здания бани и подсобных помещений для оказания банно-прачечных услуг. По этому договору во временное пользование ООО "ТриТ" перешли пять источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух: котельная, отопительные печи женского и мужского отделений, камин и прачечное отделение.
Ответчики осуществляют предпринимательскую деятельность без наличия требуемой по санитарным правилам и нормам разрешительной документации на эксплуатируемый ими объект коммунальной инфраструктуры, имеющий пять источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Представители ответчиков иск не признали.
По существу спора районный суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель истца ставит вопрос об отмене решения в той части, которой отказано в удовлетворении ряда требований.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы жалобы, представители ответчиков возражали против отмены решения.
2. Суд апелляционной инстанции находит, что решение суда подлежит отмене в части отказа в удовлетворении исковых требований к ООО "ТриТ".
Отказ в удовлетворении иска к ООО "ТриТ" районный суд мотивировал тем, что этот ответчик не является собственником источников выбросов загрязняющих веществ и самого здания бани.
Подобное основание к отказу в иске нельзя признать правильным.
Содержание права собственности раскрывается в статье 209 ГК РФ, которая в пункте 1 предусматривает, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
По смыслу пунктов 1 и 2 статьи 216 ГК РФ право собственности относится к вещным правам на имущество и может принадлежать лицам, не являющимся собственниками этого имущества.
В соответствии со статьей 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Из указанных норм следует, что в период действия договора аренды арендатор приравнивается к собственнику имущества.
Следовательно, ООО "ТриТ", использующее арендованное имущество для оказания банно-прачечных услуг, обязано исполнять требования соответствующих санитарных норм и правил.
Доводы представителей ответчиков о том, что источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не передавались в аренду ООО "ТриТ", нельзя принять во внимание, поскольку такой оговорки в договоре аренды не имеется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Исходя из характера спора, подлежит проверке соблюдение ООО "ТриТ" Санитарных правил "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. СанПиН 2.1.6.1032-01", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 17 мая 2001 года (далее - СанПиН 2.1.6.1032-01), и Санитарных правил "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. СП 1.1.1058-01", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 10 июля 2001 года (далее - СП 1.1.1058-01).
В соответствии с пунктом 1 СанПиН 2.1.6.1032-01 данные санитарные правила направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия загрязнения атмосферного воздуха на здоровье населения и устанавливают обязательные гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест и соблюдению гигиенических нормативов при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции (техническом перевооружении) и эксплуатации объектов, а также при разработке всех стадий градостроительной документации. Соблюдение требований данных санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Гигиенические требования к качеству атмосферного воздуха при эксплуатации объектов, являющихся источниками загрязнения атмосферы, перечислены в пункте 4 СанПиН 2.1.6.1032-01.
В пункте 4.1.1 перечислены обязанности юридических лиц, имеющих источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Гигиенические требования при установлении нормативов выбросов загрязняющих веществ на действующих объектах указаны в пункте 4.2 СанПиН 2.1.6.1032-01.
Требования к организации производственного лабораторного контроля за загрязнением атмосферного воздуха населенных мест перечислены в пункте 5 СанПиН 2.1.6.1032-01.
В соответствии с подпунктом 1.5 СП 1.1.1058-01 юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Требования для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в части организации и проведения производственного контроля указаны в подпунктах 2.1, 2.4, 2.6, 2.7 СП 1.1.1058-01.
Обстоятельства, установленные по делу, свидетельствуют, что ООО "Трит" не выполнило перечисленные выше требования и осуществляет свою деятельность с нарушением санитарных правил.
Согласно пункту 2 статьи 24 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
По изложенным основаниям на ООО "ТриТ" должна быть возложена обязанность по выполнению мероприятий, направленных на соблюдение санитарных правил, и до выполнения этих мероприятий деятельность ООО "ТриТ" подлежит приостановлению.
3. В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - оставлению без удовлетворения.
Документы, представленные в суд первой и второй инстанции, свидетельствуют, что со стороны ООО "Талер" перечисленные выше требования СанПиН 2.1.6.1032-01 и СП 1.1.1058-01 фактически соблюдены: разработан и утвержден проект нормативов предельно допустимых выбросов; разработана программа производственного контроля, обеспечивается проведение лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха; обеспечены работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно-защитной зоны.
При таких обстоятельствах оснований для приостановления деятельности ООО "Талер" по мотиву нарушения санитарных правил не имеется.
Ссылки стороны истца на то, что ответчиками не соблюдены требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", нельзя принять во внимание.
Из пункта 1.2 указанных СанПиН следует, что их требования распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, однако здание бани по адресу: "..." не является вновь строящимся или реконструируемым объектом.
Вывод районного суда о том, что указанные СанПиН подлежат применению в отношении ответчиков, несостоятелен.
Ранее действовавшая редакция пункта 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусматривала, что эти санитарные правила распространяются также на действующие объекты, но Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09 сентября 2010 года N 122 из указанного пункта исключены слова "и действующих", поэтому в настоящее время СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не распространяются на действующие объекты.
Однако ошибочность вывода суда не является основанием к отмене решения в части возложения на ООО "Талер" обязанности разработать и утвердить проект обоснования размера санитарно-защитной зоны и установить санитарно-защитную зону, поскольку: 1) требование обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно - защитных зон на объектах, не имеющих организованные зоны в соответствии с действующими санитарными правилами, содержится в пункте 4.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01; 2) в указанной части решение суда не обжаловано, и ООО "Талер" фактически приступило к проведению необходимых мероприятий.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 02 марта 2012 года отменить в части отказа в удовлетворении требований к ООО "ТриТ".
Принять в указанной части новое решение.
Обязать ООО "ТриТ" разработать в соответствии с пунктом 4.2 СанПиН 2.1.6.1032-01 от 17 мая 2001 года проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу с проведением санитарно-эпидемиологической экспертизы по проекту и получением санитарно-эпидемиологического заключения на проект; разработать план мероприятий предприятия по достижению предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, согласовав его с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы; разработать программу производственного контроля на предприятии и организовать лабораторный контроль за загрязнением атмосферного воздуха в порядке пункта 5 СанПиН 2.1.6.1032-01 от 17 мая 2001 года; обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно - защитной зоны в соответствии с пунктом 4.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 от 17 мая 2001 года.
Приостановить деятельность ООО "ТриТ" до выполнения указанных мероприятий.
В остальной части оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу представителя истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.