Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
Председательствующего Куницыной Т.Н.,
судей коллегии Раднаевой Т.Н., Васильевой С.Д.,
при секретаре Очировой Д.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя администрации г. Улан-Удэ по доверенности Цыдыповой Д.С. на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 05 мая 2012 года по гражданскому делу по иску прокурора Советского района г. Улан-Удэ к Администрации г. Улан-Удэ о возложении обязанности по принятию мер по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, очистке дворовой уборной, дворовых помойниц на территории жилых домов по ул. "...", которым постановлено:
Исковое заявление прокурора Советского района г. Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Администрацию гор. Улан-Удэ принять меры по ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов, очистке дворовой уборной, дворовых помойниц на территории жилых домов по "..." в срок до 01 августа 2012 года.
Заслушав доклад судьи Васильевой С.Д., пояснения сторон, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд, прокурор Советского района г. Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц просил возложить на администрацию г. Улан-Удэ обязанность по принятию мер по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, очистке дворовой уборной, дворовых помойниц на территории жилых домов по "...".
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района с привлечением госинспектора Бурприроднадзора по заявлению жителей "..." проведена проверка, в ходе которой обследованы территории возле жилых домов по "..." и выявлены нарушения требований природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства при обращении с отходами производства и потребления. В частности обнаружены несанкционированные свалки бытовых отходов: на расстоянии 7 метров от жилого "...", на расстоянии 10 метров от жилого "...", на расстоянии 20 метров от жилого "...". Дворовая уборная, дворовые помойницы напротив жилого "..." переполнены нечистотами, отходами. Согласно сведениям Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ территория находится в муниципальной собственности г. Улан-Удэ. При этом жилые дома "..." по ул. "..." на обслуживании управляющих организаций, ТСЖ не состоят, что подтверждается информацией Комитета городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ, а также Администрации Советского района г. Улан-Удэ. Учитывая, что законодательством организация деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований отнесена к полномочиям органов местного самоуправления, Администрация г. Улан-Удэ обязана принять меры по очистке от отходов территории и дворовой уборной домов N, ... и ... по "...", устройству дворовой помойницы.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены МБУ "Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ", медицинский центр ООО "Нефрон", Матханова Д.Г.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца по доверенности Дамбаева О.В. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности Цыдыпова Д.С. в судебном заседании суда первой инстанции с исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что администрация организовывает уборку, производит выбор управляющей организации, организует конкурсы, но никто не является. Жильцы многоквартирных домов могут самостоятельно заключать договоры с Комбинатом на уборку мусора, однако они этого не делают. В результате выезда на место свалки, указанное в п. 3 искового заявления, установлено, что территория огорожена забором, где производятся строительные работы, по визуальному осмотру установлено, что свалки прилегают к территориям, принадлежащим юридическому лицу ООО "Нефрон" и гр. Матхановой Д.Г., однако документально данные обстоятельства подтвердить не могут. Согласно Правил по благоустройству, санитарному содержанию территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе, принятых Городским Советом депутатов ... от 21.04.2010г., юридические лица обязаны убирать прилегающую территорию. В соответствии с п. 4.4.14 Правил за уборку и содержание территории хозяйствующих субъектов, прилегающих на территорию общего пользования, на хозяйствующих субъектов возлагается ответственность по уборке данных прилегающих территорий. Границы ответственности устанавливаются по бордюрному камню или путем деления расстояния между границами соседних земельных участков пополам, но не более 50 метров. Наличие свалок не отрицала, просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица МБУ "Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ" в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о дне, месте и времени судебного заседания. Ранее в судебном заседании представитель третьего лица Чепелева Н.М. с исковыми требованиями не согласилась, указав, что МБУ "Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ" осуществляет свою деятельность только в рамках муниципального задания, уборка придомовых территорий не входит в их обязанности. Свалки по ул. "..." убраны, имеется акт выполненных работ ... от 31.01.2012г. на исполнение муниципального заказа по уборке несанкционированных свалок.
Третьи лица медицинский центр ООО "Нефрон", Матханова Д.Г. в судебное заседание суда первой инстанции не явились по неизвестной суду причине, о дне, месте и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика по доверенности Цыдыпова Д.С. просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение норм процессуального и материального права, что повлекло принятие незаконного решения и к ущемлению прав и законных интересов органа местного самоуправления. В частности, автор жалобы сослался на то, что суд в результате неправильного толкования норм права сделал ошибочный вывод о том, что органы местного самоуправления должны принимать меры по ликвидации несанкционированных свалок, то есть непосредственно осуществлять хозяйственную деятельность по сбору и вывозу бытовых отходов. Также суд не учел, что свалки, указанные в исковом заявлении, расположены на территории, прилегающей к территории хозяйствующих субъектов - ООО "Нефрон" и ИП Матханова. Полагает, что в соответствии с действующим законодательством обязанность по уборке территории от несанкционированной свалки возложена на жителей близлежащих домов и хозяйствующие субъекты. Считает, что решение суда основано на недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела.
В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Мотоева М.К. апелляционную жалобу поддержала и дала суду пояснения, аналогичные доводам, изложенным в жалобе, просила отменить решение суда и вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска прокурора района.
Прокурор Болдоева Э.В. возражала против удовлетворения жалобы, просила решение оставить без изменения.
Представитель третьего лица МБУ "Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ" Чепелева Н.М. полагала, что иск предъявлен прокурором района необоснованно.
Представитель медицинского центра ООО "Нефрон", ИП Матханова Д.Г. в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, будучи надлежащим образом извещенными о дне, месте и времени судебного заседания.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав участников процесса, проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что на участках, указанных в исковом заявлении, находятся три несанкционированных свалки твердых бытовых отходов, наличие которых представителем ответчика не отрицалось. Кроме того, дворовая уборная, дворовые помойницы напротив жилого дома "..." переполнены нечистотами, отходами.
Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно сослался на положения ст.8 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999г. N 52-ФЗ, ст.8 ФЗ "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998г. N 89-ФЗ, п.18 ч.1 ст.14, п.п.14 п.1 ст.15, ст.16 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, п. 24 ч.1 ст.16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", п.25 ч.1 ст.5 Устава муниципального образования "город Улан-Удэ", согласно которым организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения, а организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов - к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно ст.13 ФЗ "Об отходах производства и потребления", территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.ст.8, 21 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека; содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 21.04.2010г. ... были утверждены Правила по благоустройству, санитарному содержанию территорий, организации уборки, обеспечению чистоты и порядка в городе Улан-Удэ. В пункте 1.5 данных Правил определено, что общую координацию деятельности городских служб в области санитарной очистки, содержания улиц, автодорог и тротуаров, уборки территорий, обеспечения чистоты и порядка в городе Улан-Удэ осуществляют заместитель мэра г. Улан-Удэ по развитию инфраструктуры, руководители администраций районов. А контроль за уборкой территорий, обеспечением чистоты и порядка хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, учреждений) подведомственных структурным подразделениям Администрации г. Улан-Удэ осуществляют руководители соответствующих структурных подразделений (п.1.6). Методическое обеспечение, организация данных работ, а также контроль за качеством проводимых работ в городе Улан-Удэ возлагаются на Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ (п.1.7).
Районный суд правильно применил вышеперечисленные нормы и пришел к обоснованному выводу о необходимости удовлетворения исковых требований.
При этом суд правомерно отклонил довод представителя ответчика о том, что на МО "город Улан-Удэ" не может быть возложена обязанность по принятию мер по ликвидации несанкционированных свалок. Организация таких мер вытекает из обязанности органа местного самоуправления организовать сбор и вывоз мусора, что предусмотрено ст.16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", ст.5 Устава муниципального образования. В связи с чем, несостоятельны доводы жалобы о том, что суд возложил такую обязанность в результате неправильного толкования норм материального права и отсутствия доказательств, свидетельствующих о бездействии органа местного самоуправления по организации сбора и вывоза мусора.
Ссылку представителя ответчика на то, что свалки должны быть ликвидированы пользователями земельных участков - медицинским центром ООО "Нефрон", Матхановой Д.Г., также следует признать несостоятельной. В обоснование данных возражений, ответчик каких-либо доказательств не представил. Напротив, прокурором суду представлен ответ и.о. председателя Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ ФИО1 из которого следует, что земельный участок, расположенный на территории домов "..." находится в муниципальной собственности. В этой связи, у районного суда не было правовых оснований для возложения такой обязанности на медицинский центр ООО "Нефрон", ИП Матханову.
Суд не располагал достоверными доказательствами, свидетельствующими о том, что обязанность по принятию мер по организации сбора, вывоза бытовых отходов должна быть возложена на иное лицо (лиц), а потому обоснованно возложил такую обязанность на Администрацию гор. Улан-Удэ.
Таким образом, судебная коллегия оснований для отмены судебного решения принятого в соответствии с нормами материального и процессуального права не находит, считает, что по изложенным в апелляционной жалобе доводам оно отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 05 мая 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Т.Н.Куницына
Судьи: Т.Н.Раднаева
С.Д. Васильева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.