Кассационное определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 24 января 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Канзая А.А.,
судей Болат-оол А.В. и Кунгаа Т.В.,
с участием прокурора Ойдуп У.М.,
при секретаре Данзырын А.С.-М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пий-Хемского района Республики Тыва в интересах Сата Ч.С. к мэрии города Кызыла о возложении обязанности обеспечить жилым помещением на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" по кассационной жалобе мэрии города Кызыла на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 14 декабря 2011 года.
Заслушав доклад судьи Кунгаа Т.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Пий-Хемского района Республики Тыва обратился в суд в интересах Сат Ч.С. с иском к мэрии г.Кызыла о возложении обязанности предоставить жилое помещение. В обоснование требований указал на то, что Сат Ч.С. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, его родители К. и Т. умерли. Постановлением председателя администрации Пий-Хемского кожууна РТ над несовершеннолетним Сат Ч.С. учреждено попечительство, попечителем назначена О. Жилое помещение за ним не закреплялось, так как родители своего жилья не имели. Согласно сведениям отдела опеки и попечительства, Сат Ч.С. состоял на учете в органах опеки и попечительства администрации Пий-Хемского кожууна с 2000 по 2003 год как ребенок-сирота. С момента учреждения попечительства над Сат Ч.С. он был поставлен на учёт в качестве нуждающегося в обеспечении жилой площадью. В 2003 году после окончания республиканского юридического лицея поступил в Барнаульский юридический институт МВД России. После окончания института стал работать в органах внутренних дел республики. С 2005 года постоянно проживает в г. Кызыле, снимая в аренду жилые помещения. В январе 2007 года Сат Ч.С., имея статус лица, которому предоставлено право на дополнительные социальные гарантии, в том числе право на внеочередное предоставление жилого помещения, которое сохраняется за ним до 23 лет, обратился в мэрию г. Кызыла с просьбой предоставить ему жилое помещение во внеочередном порядке. Из ответа начальника отдела учета, приватизации и обмена жилья М. N от 24 января 2007 года следует, что мэрия г. Кызыла подготовила ходатайство в МВД по РТ о предоставлении Сату Ч.С. жилья из своего фонда. Согласно справке заместителя министра МВД по РТ С. с 01 марта 2005 года постановка на жилищный учет МВД по РТ не осуществляется. В ноябре 2010 года Сат Ч.С. повторно обратился в мэрию г. Кызыла о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, однако до настоящего времени ответ на данное заявление им не получен. Кроме того, при первом обращении Сата Ч.С. в мэрию г. Кызыла в 2007 году в нарушение требований ЖК РФ он не был поставлен на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сат Ч.С. до настоящего времени не имеет жилой площади, проживает со своей супругой, **, и ребенком на съёмных квартирах в г. Кызыле. Просит обязать мэрию г. Кызыла в срок до 01 июня 2011 года поставить Сата Ч.С. на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указав дату постановки на учет - момент его первичного обращения в мэрию г. Кызыла с заявлением, то есть январь 2007 года; обязать мэрию г. Кызыла не позднее 01 сентября 2011 года предоставить Сату Ч.С. жилую площадь не ниже установленных социальных норм по договору социального найма на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" соответствующую санитарным и гигиеническим нормам.
Решением Кызылского городского суда РТ от 14 декабря 2011 года иск прокурора Пий-Хемского района Республики Тыва в интересах Сата Ч.С. к мэрии города Кызыла о возложении обязанности обеспечить жилым помещением на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" удовлетворен. Судом постановлено: "Обязать Мэрию г.Кызыла поставить Сата Ч.С. на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении как сироту. Обязать Мэрию г.Кызыла предоставить жилое помещение на территории городского округа "Город Кызыл" соответствующее санитарным и техническим требованиям площадью не ниже 12,5 квадратных метров Сат Ч.С. в течение 2 (двух) месяцев со дня вступления решения в законную силу".
В кассационной жалобе мэрия города Кызыла просит постановленное решение отменить, считая его незаконным и необоснованным, ссылаясь на то, что Сат Ч.С. обратился в суд с настоящим иском после достижения им 23 лет, в связи с этим он не является лицом, на которое распространяются социальные гарантии, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав заключение прокурора, полагавшего оставить решение суда без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 3 ст. 40 Конституции РФ установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма.
Категории лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья во внеочередном порядке, предусматриваются федеральными законами и законами субъектов РФ.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 22.08.2004), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного за ними жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства жилой площадью вне очереди не ниже установленных социальных норм. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из ст.1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Согласно п.4 ч.2 ст.6 Закона Республики Тыва от 17.02.2006 N 1680 ВХ-1 (ред. от 10.06.2009) "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Республики Тыва отдельным категориям граждан по договорам социального найма" (принят ЗП ВХ РТ 25.01.2006 года) жилые помещения по договорам социального найма из жилищного фонда Республики Тыва предоставляются вне очереди: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Пунктом 1 постановления мэрии г. Кызыла от 21.09.2010 N 2375 "Об утверждении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории городского округа г. Кызыл" установлена норма площади жилого помещения для предоставления жилого помещения из муниципального жилищного фонда городского округа города Кызыла по договору социального найма (норма предоставления) в размере 12,5 кв. м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
В соответствии со ст. 3 Закона Республики Тыва от 28.12.2005 N 1564 ВХ-1 (ред. от 28.10.2011) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями Республики Тыва по предоставлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (принят ЗП ВХ РТ 02.12.2005 года) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Тыва наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.
Из указанных положений следует, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до достижения ими вышеуказанного возраста, при этом достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.
Судом первой инстанции установлено, что Сат Ч.С. ранее являлся ребёнком-сиротой и имел право на социальные гарантии и поддержки, предусмотренные указанным выше законодательством. Так, постановлением председателя администрации Пий-Хемского кожууна от 30 марта 2000 года N в отношении несовершеннолетнего Сата Ч.С. учреждено попечительство, попечителем назначена О. С 30 марта 2000 года по 2003 год Сат Ч.С. состоял на учёте органа опеки и попечительства администрации Пий-Хемского кожууна как ребёнок сирота. В 2000 году Сат Ч.С. поступил в республиканский юридический лицей для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2003 году он поступил в Барнаульский юридический институт МВД России. После окончания института стал работать в органах внутренних дел республики. Своего жилья не имеет, проживает в г. Кызыле, жилое помещение снимает в аренду.
Из пояснений Сата Ч.С. установлено, что в 2007 году, до достижения возраста 23 лет, он обращался с заявлением в мэрию г.Кызыла по вопросу обеспечения его жилым помещением.
Данное обстоятельство подтверждается ответом начальника отдела учета, приватизации и обмена жилья мэрии г.Кызыла М. от 24 января 2007 года за N, из которого следует, что мэрия г. Кызыла, рассмотрев его заявление по поводу предоставления жилья, подготовила ходатайство в Министерство внутренних дел Республики Тыва, так как министерство строит жильё, имеет жилой фонд.
Также в материалах дела имеется ходатайство мэрии г.Кызыла на имя министра внутренних дел РТ от 24 января 2007 года за N, которым мэрия г.Кызыла просит включить сотрудника МВД по РТ Сата Ч.С. в список на получение жилья по линии МВД по РТ, указав, что Сат Ч.С. проживает в г.Кызыле у родственников, является сиротой, остро нуждается в улучшении жилищных условий, в связи с тем, что в мэрии г.Кызыла на учёте с 1989 года состоят 1138 граждан-сирот и из-за отсутствия свободного жилого фонда предоставить Сат Ч.С. жильё не представляется возможным.
При наличии изложенных обстоятельств, принимая во внимание требования закона, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора г.Кызыла в интересах Сат Ч.С., обязав мэрию г.Кызыла поставить Сата Ч.С. на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении как сироту и предоставить ему жилое помещение на территории городского округа "Город Кызыл" соответствующее санитарным и техническим требованиям площадью не ниже 12,5 квадратных метров, поскольку установлено, что Сат Ч.С. до исполнения им возраста 23 лет обращался в органы местного самоуправления по вопросу предоставления ему жилья, что свидетельствует о его волеизъявлении реализовать свое право на получение жилья, но по независящим от него причинам, он не был поставлен на учет для внеочередного предоставления жилья.
По указанным основаниям несостоятельны доводы кассационной жалобы о том, что Сат Ч.С. обратился в суд с настоящим иском после достижения им 23 лет, поэтому он не является лицом, на которое распространяются гарантии, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ.
Судебная коллегия согласна с выводами суда первой инстанции, поскольку они сделаны на основании исследованных судом доказательств и их надлежащей оценки в соответствии с требованиями закона.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 14 декабря 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу мэрии г.Кызыла - без удовлетворения.
Председательствующий А.А. Канзай
Судьи А.В. Болат-оол Т.В. Кунгаа
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.