Постановление Президиума Верховного суда Республики Тыва от 15 декабря 2011 г.
(Извлечение)
Президиум Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Кужугет Н.Ч.,
членов президиума Файзуллина Х.Г., Егорова А.А.
рассмотрел по надзорной жалобе представителя Ершовой Е.И. по доверенности адвоката Саенко В.Д. дело по иску Ершовой Е.И. к Пережогиной Н.М. , Филимонову С.М. , Кызылской государственной нотариальной конторе о признании постановления нотариуса недействительным, признании недействительным свидетельства о праве на наследство по закону, возложении обязанности внести запись в реестр о признании недействительным свидетельства о праве на наследство по закону, об отказе в присуждении обязательной доли в наследстве, признании права собственности на квартиру, о выдаче свидетельства о праве на наследство по завещанию, возложении обязанности исключить запись о регистрации права собственности из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, внести запись о регистрации права собственности в Единый государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Тыва Аал-оол Ч.Д., объяснения Ершовой Е.И., Пережогиной Н.М., Филимонова С.М. и представителя Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Тыва по доверенности Сайын-Белек В.В.,
УСТАНОВИЛ:
Ершова Е.И. обратилась в суд с иском к Пережогиной Н.М., Филимонову С.М., Кызылской государственной нотариальной конторе о признании постановления нотариуса недействительным, признании недействительным свидетельства о праве на наследство по закону, возложении обязанности внести запись в реестр о признании недействительным свидетельства о праве на наследство по закону, об отказе в присуждении обязательной доли в наследстве, признании права собственности на квартиру, о выдаче свидетельства о праве на наследство по завещанию, возложении обязанности исключить запись о регистрации права собственности из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, внести запись о регистрации права собственности в Единый государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 13 мая 2011 года, оставленным без изменения определением судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва 09 августа 2011 года, в удовлетворении иска Ершовой Е.И. к Пережогиной Н.М. , Филимонову С.М. , Кызылской государственной нотариальной конторе о признании постановления нотариуса недействительным, признании недействительным свидетельства о праве на наследство по закону, возложении обязанности внести запись в реестр о признании недействительным свидетельства о праве на наследство по закону, об отказе в присуждении обязательной доли в наследстве, признании права собственности на квартиру, о выдаче свидетельства о праве на наследство по завещанию, возложении обязанности исключить запись о регистрации права собственности из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, внести запись о регистрации права собственности в Единый государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним отказано.
В надзорной жалобе представитель истицы по доверенности адвокат Саенко В.Д. ставит вопрос об отмене указанных судебных определений, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права.
По запросу судьи Верховного Суда Республики Тыва 08 ноября 2011 года N дело истребовано в Верховный Суд Республики Тыва для проверки в порядке надзора и определением судьи Верховного Суда Республики Тыва от 14 ноября 2011 года надзорная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Республики Тыва.
Заслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, президиум Верховного Суда Республики Тыва приходит к следующему.
В силу ст.387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При рассмотрении настоящего дела судебными инстанциями были допущены существенные нарушения норм материального права, выразившиеся в следующем.
Согласно п.1 ст. 1142 Гражданского кодекса РФ, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии с п.1 ст.1149 Гражданского кодекса РФ несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя, его нетрудоспособный супруг и родители, а также нетрудоспособные иждивенцы наследодателя, подлежащие призванию к наследованию на основании пунктов 1 и 2 статьи 1148 настоящего кодекса, наследуют независимо от содержания завещания не менее половины доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону (обязательная доля).
Статья 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон о трудовых пенсиях) предусматривает, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу ст. 28 Закона о трудовых пенсиях трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Закона о трудовых пенсиях, следующим мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Указом Президента Российской Федерации от 16 мая 1994 года N 945 отдельные территории Республики Тыва были отнесены к районам Крайнего Севера, а остальные территории были отнесены к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Судом установлено, что Ф. , ** года рождения, умершая ** года, завещала принадлежащую ей на праве собственности квартиру, расположенную по адресу: ** Ершовой Е.И. .
Ершовой Е.И. выдано свидетельство о праве на наследство по завещанию от ** года, согласно которому она является наследницей N доли в праве собственности на квартиру, находящуюся по адресу: **, принадлежащей наследодателю Ф.
Из свидетельства о праве собственности по закону от 09 декабря 2008 года следует, что наследниками N доли имущества Ф. , состоящей из **, находящейся в **, являются в N доле каждый: дочь Пережогина Н.М., сын - Филимонов С.М.
Разрешая спор и руководствуясь статьей 28 Закона о трудовых пенсиях, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Пережогина Н.М., ** года рождения, и Филимонов С.М., ** года рождения, являются нетрудоспособными членами семьи наследодателя, поскольку на момент смерти их матери Ф. получали трудовую пенсию, как лица, достигшие возраста ** и ** лет соответственно и в силу ст. 1149 Гражданского кодекса Российской Федерации имеют право на обязательную долю в наследстве независимо от содержания завещания.
С такими выводами согласился и суд кассационной инстанции, не усмотревший оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Между тем такая позиция судебных инстанций основана на неправильном применении норм материального права.
В соответствии со ст. 6 ГК РФ в случаях, когда предусмотренные п. 1 и 2 ст. 2 ГК РФ отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
Понятия нетрудоспособности и иждивения ни в одной из трех частей ГК, как и ранее в ГК 1964 г., не раскрыты. При решении вопроса, является ли гражданин нетрудоспособным и состоял ли он на иждивении наследодателя, необходимо использовать положения Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон о трудовых пенсиях), в которых определен круг нетрудоспособных лиц, имеющих право на трудовую пенсию по старости (п. 1 ст. 7), по инвалидности (п. 1 ст. 8) и по случаю потери кормильца (ст. 9).
В соответствии с указанным законом нетрудоспособными считаются: мужчины по достижении 60 лет, женщины - 55 лет, инвалиды 1, 2 и 3 групп.
При этом лица, ушедшие на пенсию на льготных основаниях (в связи с тяжелыми условиями труда, военнослужащие, лица, проживающие в районах Крайнего Севера, занятых на вредных производствах и т.п.), в круг наследников как нетрудоспособные не включаются.
Поскольку при разрешении спора судом 1 инстанции было допущено неправильное применение норм материального права, решение Кызылского городского суда от 13 мая 2011 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 9 августа 2011 года следует отменить, а дело - направить на новое рассмотрение в Кызылский городской суд, в ходе которого необходимо разрешить спор в строгом соответствии с материальным законом.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 390 ГПК РФ, президиум Верховного Суда Республики Тыва
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Кызылского городского суда от 13 мая 2011 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 9 августа 2011 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в Кызылский городской суд.
Председательствующий:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.