Решение Верховного суда Республики Тыва от 16 января 2012 г.
(Извлечение)
Верховный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Аал-оол Ч.Д.,
при секретаре Данзырын А.С-М.,
с участием представителя заявителя Ойдуп У.М., рассмотрев в открытом судебном заседании 16 января 2012 года гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Республики Тыва Бадмаева Б.М. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 3 Порядка предоставления в 2011 году государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва N568 от 30 сентября 2011 года,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Республики Тыва Бадмаев Б.М. обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 3 Порядка предоставления в 2011 году государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва N568 от 30 сентября 2011 года.
В обоснование своих требований заместитель прокурора указал на то, что в пункте 3 данного Порядка указано, что под сельскохозяйственными товаропроизводителями понимаются только юридические лица любой формы собственности (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), осуществляющие производство яиц, мяса птицы и свинины.
Однако в силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона N 264-ФЗ от 29.12.2006 года "О развитии сельского хозяйства" (далее Федеральный закон N 264-ФЗ) под сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве"; сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 года N 193-ФЭ "О сельскохозяйственной кооперации"; крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 11.06.2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от N 264-ФЗ).
Указывает, что федеральный законодатель в сфере развития сельского хозяйства на федеральном уровне определил и закрепил, кто признается сельскохозяйственными товаропроизводителями, которым предоставляется государственная поддержка в виде субсидии из федерального бюджета.
В силу ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Кроме того, аналогичное определение сельскохозяйственного товаропроизводителя дано в ч.1 ст.3 Закона Республики Тыва от 28.12.2008 года N 427 ВХ-2 "О развитии сельского хозяйства в Республике Тыва".
Таким образом, при принятии пункта 3 указанного Порядка требования Федерального закона N 264-ФЗ от 29.12.2006 года "О развитии сельского хозяйства" не были учтены.
Применение оспариваемого постановления Правительства Республики Тыва нарушает интересы Российской Федерации, поскольку оно противоречит федеральному законодательству.
Просит признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 3 Порядка предоставления в 2011 году государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва N568 от 30 сентября 2011 года.
В судебном заседании представитель заместителя прокурора Республики Тыва Ойдуп У.М. заявление поддержала и просила признать указанный пункт Порядка предоставления в 2011 году государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва N568 от 30 сентября 2011 года противоречащим федеральному законодательству и недействующим по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель Правительства Республики Тыва в судебном заседании не участвовал, был надлежащим образом извещен о дате, времени и месте судебного заседания.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного выше лица.
Заслушав пояснения представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.251 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно пункту 3 Порядка предоставления в 2011 году государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва N568 от 30 сентября 2011 года, под сельскохозяйственными товаропроизводителями понимаются только юридические лица любой формы собственности (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), осуществляющие производство яиц, мяса птицы и свинины.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона N 264-ФЗ от 29.12.2006 года "О развитии сельского хозяйства" (далее Федеральный закон N 264-ФЗ) для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственная поддержка производства сельскохозяйственной продукции, устойчивого развития сельских территорий осуществляется по 11 основным направлениям (ч.1 ст.7 Федерального закона N264-ФЗ).
Финансирование указанных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на поддержку сельскохозяйственного производства, предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 7 Федерального закона N 264-ФЗ).
В соответствии с п. 9 постановления Правительства Российской Федерации от 26.05.2008 года N 392 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения.
Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 18.01.2011 года N 14 "Об утверждении формы Соглашения о предоставлении субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства" утверждена форма Соглашения о предоставлении субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства, заключаемого Министерством сельского хозяйства РФ с исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.
На основании п. 2.2 типовой формы вышеуказанного Соглашения орган исполнительной власти субъекта РФ осуществляет финансирование расходов по поддержке соответствующих направлений сельскохозяйственного производства за счет средств федерального бюджета и бюджета на основании порядка предоставления субсидий и перечня документов, необходимых для получения субсидий, установленных нормативным правовым актом субъекта РФ.
В целях реализации вышеуказанных норм федерального законодательства Правительством республики принято постановление от 30.09.2011 года N 568 "О порядке предоставления в 2011 году государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям" (далее - Порядок).
Пунктом 1 Порядка предусмотрено предоставление в 2011 году государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение затрат в связи с производством сельскохозяйственной продукции.
В пункте 3 Порядка указано, что под сельскохозяйственными товаропроизводителями понимаются только юридические лица любой формы собственности (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), осуществляющие производство яиц, мяса птицы и свинины.
Обоснуя свои доводы, заместитель прокурора ссылается на ч. 1 ст. 1 Федерального закона N 264-Ф, который регулирует отношения, возникающие между гражданами и юридическими лицами, признанными на основании настоящего Федерального закона сельскохозяйственными товаропроизводителями, иными гражданами, юридическими лицами, органами государственной власти в сфере развития сельского хозяйства.
Так, в силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона N 264-ФЗ под сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве"; сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 года N 193-ФЭ "О сельскохозяйственной кооперации"; крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 11.06.2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от N 264-ФЗ).
В соответствии с п. 2 ст. 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 N 193-Ф3 "О сельскохозяйственной кооперации", у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70 процентов.
Из смысла приведённых выше норм следует, что федеральный законодатель в сфере развития сельского хозяйства на федеральном уровне определил и закрепил, кто признается сельскохозяйственными товаропроизводителями, которым предоставляется государственная поддержка в виде субсидии из федерального бюджета.
При таких обстоятельствах заявление заместителя прокурора обоснованно и подлежит удовлетворению.
Суд считает необходимым признать оспариваемый заявителем пункт 3 Порядка недействующим со дня вступления решения суда в законную силу ввиду его противоречия федеральному законодательству.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление заместителя прокурора Республики Тыва о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 3 Порядка предоставления в 2011 году государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, учреждённого постановлением Правительства Республики Тыва N568 от 30 сентября 2011 года, удовлетворить.
Признать недействующим с момента вступления решения в законную силу п. 3 Порядка предоставления в 2011 году государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, учреждённого постановлением Правительства Республики Тыва N568 от 30 сентября 2011 года.
Сообщение о решении после его вступления в законную силу должно быть опубликовано в газете "Тувинская правда".
На решение могут быть поданы апелляционные жалоба и представление в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения. Мотивированное решение составлено 20 января 2012 года.
Председательствующий:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.