Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Иванова А.В.,
судей краевого суда Ревенко Т.М., Васильевой Т.И.,
при секретаре Семеновой Ю.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чита 24 апреля 2012 года гражданское дело по иску прокурора Хилокского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению здравоохранения Центральной районной больнице муниципального района "Хилокский район" и администрации муниципального района "Хилокский район" о признании незаконным бездействия и о понуждении к действию
по частной жалобе Главы администрации муниципального района "Хилокский район" Дядина П.А.
на определение Хилокского районного суда Забайкальского края от 29 февраля 2012 года, которым постановлено:
Заменить сторону Муниципальное учреждение здравоохранения "Центральная районная больница" Муниципального района "Хилокский район" на Государственное учреждение здравоохранения "Хилокская центральная районная больница" в исполнительном производстве N, возбужденном на основании решения Хилокского районного суда от 11 апреля 2011 года, в остальной части заявления отказать.
Заслушав доклад судьи краевого суда Васильевой Т.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
решением Хилокского районного суда Забайкальского края от 11 апреля 2011 года удовлетворены требования прокурора Хилокского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению здравоохранения Центральной районной больнице муниципального района "Хилокский район" и администрации муниципального района "Хилокский район" о признании незаконным бездействия и о понуждении к проведению ряда работ в фельдшерско-акушерском пункте села "адрес", связанных с организацией оказания в нем медицинской помощи населению.
На основании указанного решения в отношении каждого из должников возбуждены исполнительные производства, в том числе в отношении Администрации муниципального района "Хилокский район" - N.
23 января 2012 года судебный пристав-исполнитель Хилокского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю С.С. Щеглова обратилась с заявлением о замене сторон в исполнительном производстве МУЗ "Центральная районная больница муниципального района "Хилокский район" на ГУЗ "Центральная районная больница Хилокского района", Администрацию муниципального района "Хилокский район" на Забайкальский край в лице Министерства здравоохранения Забайкальского края. В обоснование заявления указала, что в соответствии с изменениями в федеральном законодательстве оказание медицинской помощи с 1 января 2012 года является полномочием субъекта Российской Федерации, и имущество, принадлежащее ранее муниципальному району "Хилокский район" (Муниципальное учреждение здравоохранения Центральная районная больница муниципального района "Хилокский район") переходит в собственность Забайкальского края, что является основанием для замены указанных сторон в исполнительном производстве в порядке правопреемства.
Судом постановлено приведенное выше определение.
В частной жалобе Глава администрации муниципального района "Хилокский район" Дядин П.А. просит определение в части отказа в замене стороны в исполнительном производстве - администрации муниципального района "Хилокский район" на Забайкальский край в лице Министерства здравоохранения Забайкальского края отменить, полагая, что правопреемство по исполнению решения суда у Министерства здравоохранения Забайкальского края возникло в силу закона.
В возражениях на частную жалобу представитель Министерства здравоохранения Забайкальского края Лескова А.Н. просит определение судьи оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Частная жалоба в соответствии с ч. 2 ст. 333 ГПК РФ рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, выслушав объяснение прокурора Антипенко А.А., полагавшей определение подлежащим частичной отмене, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Рассмотрев вопрос и отказав в удовлетворении заявления судебного пристава-исполнителя в части замены стороны в исполнительном производстве Администрации муниципального района "Хилокский район" на Министерство здравоохранения Забайкальского края, районный суд исходил из того, что права и обязанности, возникшие у администрации района до перехода права собственности на имущество, в установленном порядке министерству не передавались, в связи с чем, его нельзя признать правопреемником.
Судебная коллегия полагает, что указанный вывод основан на неверном толковании положений действующего законодательства.
Как следует из решения Хилокского районного суда Забайкальского края от 11 апреля 2011 года МУЗ "Центральная районная больница муниципального района Хилокский район" при осуществлении деятельности по оказанию квалифицированной медицинской помощи в фельдшерско-акушерском пункте в "адрес" не обеспечивает соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В силу положений Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обязанность по организации оказания на территории муниципального района медицинской помощи лежала на Администрации муниципального района " "адрес"".
Согласно статье 44 ГПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга и другое) судебный пристав-исполнитель на основании судебного акта, акта другого органа или должностного лица производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником.
Согласно Федеральному закону от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" вопросы организации оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях субъекта Российской Федерации с 01 января 2012 года отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; в свою очередь органы местного самоуправления обязаны создать условия для оказания медицинской помощи населению (ст.ст. 16, 17).
Федеральным законом от 29.11.2010 N 313-ФЗ в подпункт 21 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в пункт 12 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесены соответствующие изменения, вступившие в силу с 01 января 2012 года, согласно которым вопросы организации оказания медицинской помощи исключены из полномочий органов местного самоуправления и отнесены к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации (ст.ст. 6,9).
Согласно статье 17 указанного закона, регулирующей вопросы вступления его положений в силу, в 2011 году органы государственной власти субъектов РФ по согласованию с органами местного самоуправления вправе организовывать оказание медицинской помощи на территории субъекта РФ в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи.
Таким образом, законодателем с 01 января 2012 года установлен переход полномочий по организации оказания медицинской помощи с муниципального на региональный уровень, в связи с чем, имущество, предназначенное для осуществления указанной деятельности, подлежало безвозмездной передаче субъекту Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что в связи с изменением законодательства в сфере охраны здоровья граждан с 01 января 2012 года имущество МУЗ "Центральная районная больница муниципального района Хилокский район" передано в собственность Забайкальского края, учреждение реорганизовано в государственное учреждение здравоохранения и передано в ведение Министерства здравоохранения Забайкальского края.
Поскольку в настоящее время у органов местного самоуправления отсутствует как право на организацию оказания медицинской помощи населению, так и соответствующее имущество, судебная коллегия находит обоснованным довод частной жалобы об утрате Администрацией муниципального района "Хилокский район" возможности исполнения решения суда и переходе соответствующих прав и обязанностей в силу закона к правопреемнику, которым согласно Уставу государственного учреждения следует признать Министерство здравоохранения Забайкальского края, осуществляющим решение вопросов организации оказания медицинской помощи (л.д. 103).
Доводы представителей Министерства о том, что обязанности по исполнению решения суда в установленном порядке органами местного самоуправления не передавались, соответствующий передаточный акт не составлялся, по мнению коллегии не свидетельствуют об отсутствии правопреемства, которое возникло с даты вступления в силу внесенных в действующее законодательство изменений о передаче субъекту Российской Федерации полномочий по организации оказания медицинской помощи населению.
При таком положении определение районного суда в части отказа в удовлетворении заявления судебного пристава-исполнителя о замене должника в исполнительном производстве Администрации муниципального района "Хилокский район" на Министерство здравоохранения Забайкальского края подлежит отмене, а заявление в указанной части - удовлетворению.
Руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение Хилокского районного суда Забайкальского края от 29 февраля 2012 года в части отказа в удовлетворении заявления судебного пристава исполнителя Хилокского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю отменить. Разрешить вопрос по существу.
Заменить в исполнительном производстве N, возбужденном на основании исполнительного листа N от "Дата", выданного Хилокским районным судом Забайкальского края, должника Администрацию муниципального района "Хилокский район" на ее правопреемника Министерство здравоохранения Забайкальского края.
В остальной части определение суда оставить без изменения.
Председательствующий А.В. Иванов
Судьи Т.М. Ревенко
Т.И. Васильева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.