Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Иванова А.В.,
судей краевого суда Ревенко Т.М., Васильевой Т.И.,
при секретаре Семеновой Ю.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чита 24 апреля 2012 года гражданское дело по иску прокурора Балейского района в интересах неопределенного круга лиц о понуждении муниципального учреждения здравоохранения "Балейская центральная районная больница" к совершению действий по установке автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения о пожаре в здании психоневралогического отделения, в административном здании противотуберкулезного отделения, и устранении нарушений Правил пожарной безопасности в РФ в зданиях противотуберкулезного отделения, психоневрологического отделения, в здании административного корпуса, в столярной мастерской, о возложении обязанности на администрацию муниципального района "Балейский район" профинансировать перечисленные мероприятия,
по частной жалобе представителя Министерства здравоохранения Забайкальского края Лесковой А.Н.
на определение Балейского городского суда Забайкальского края от 12 марта 2012 года, которым постановлено:
Признать Министерство здравоохранения Забайкальского края правопреемником администрации муниципального района "Балейский район" в части исполнения решения Балейского суда от 31.05.2011г. по делу по иску Балейского межрайпрокурора в интересах неопределенного круга лиц о понуждении муниципального учреждения здравоохранения "Балейская центральная районная больница" к совершению действий по установке автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения о пожаре в здании психоневрологического отделения, в административном здании противотуберкулезного отделения, и об устранении нарушений Правил пожарной безопасности в РФ в зданиях противотуберкулезного отделения, психоневрологического отделения, в здании административного корпуса, в столярной мастерской, о возложении обязанности на администрацию муниципального района "Балейский район" профинансировать перечисленные мероприятия.
Произвести замену должника в исполнительном производстве, возбужденном на основании исполнительного документа о возложении на администрацию муниципального района "Балейский район" обязанности профинансировать мероприятия по устранению нарушений правил пожарной безопасности в МУЗ "Балейская ЦРБ" (установку автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения о пожаре в здании психоневрологического отделения и в административном здании противотуберкулезного отделения; приведение в рабочее состояние сети противопожарного водопровода, заключение электрических ламп в плафоны закрытого типа в здании административного корпуса; устранение неисправности автоматической противопожарной сигнализации в здании противотуберкулезного отделения; оснащение огнетушителями административного здания противотуберкулезного отделения; обработку деревянных конструкций огнезащитным составом, запрет на использование металлической печи кустарного производства в столярной мастерской; заключение электроламп в плафоны закрытого типа, оборудование мест для курения в складских помещениях) на Министерство здравоохранения Забайкальского края.
Заслушав доклад судьи краевого суда Васильевой Т.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением Балейского городского суда Забайкальского края от 31 мая 2011 года удовлетворены требования прокурора Балейского района в интересах неопределенного круга лиц о понуждении муниципального учреждения здравоохранения "Балейская центральная районная больница" к устранению нарушений Правил пожарной безопасности в РФ и о возложении на администрацию муниципального района "Балейский район" обязанности профинансировать перечисленные в решении мероприятия. На основании указанного решения возбуждено исполнительное производство.
9 февраля 2012 года и.о. руководителя администрации муниципального района "Балейский район" Тихоньких Т.А. обратилась с заявлением о замене стороны в исполнительном производстве Администрации муниципального района "Балейский район" на Министерство здравоохранения Забайкальского края, обосновав требование тем, что в соответствии с изменениями в федеральном законодательстве оказание медицинской помощи с 1 января 2012 года является полномочием субъекта Российской Федерации, и имущество, принадлежащее ранее муниципальному району "Балейский район" (Муниципальное учреждение здравоохранения "Балейская центральная районная больница") переходит в собственность Забайкальского края, что является основанием для замены указанной стороны в исполнительном производстве в порядке правопреемства.
Судом постановлено приведенное выше определение.
В частной жалобе представитель Министерства здравоохранения Забайкальского края Лескова А.Н. просит определение отменить, полагая, что администрацией муниципального района "Балейский район" не представлены доказательства, подтверждающие правопреемство между указанным лицом и Министерством здравоохранения Забайкальского края. Указывает, что поскольку в распоряжении Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края о приеме в собственность Забайкальского края имущества муниципального района "Балейский район" от 12 декабря 2011 года N 6162/р не определены какие-либо обязательства администрации муниципального района "Балейский район", переходящие в порядке правопреемства на нового собственника имущества, и законом не предусмотрено возникновение правопреемства по вопросам возложения расходов по восстановлению, ремонту, приведению передаваемого имущества в состояние, пригодное для использования по назначению, у суда не имелось оснований для удовлетворения заявления о замене стороны в исполнительном производстве.
В возражениях на частную жалобу руководитель администрации муниципального района "Балейский район" Коваленко П.И. просит определение судьи оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, поскольку правопреемство по исполнению решения суда у Министерства здравоохранения Забайкальского края возникло в силу закона.
Частная жалоба в соответствии с ч. 2 ст. 333 ГПК РФ рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Рассмотрев вопрос и удовлетворив заявление о замене стороны в исполнительном производстве Администрации муниципального района "Балейский район" на Министерство здравоохранения Забайкальского края, районный суд исходил из того, что в связи с передачей имущества учреждения здравоохранения из муниципальной собственности в собственность Забайкальского края Министерство здравоохранения Забайкальского края как учредитель и собственник имущества является правопреемником Администрации муниципального района "Балейский район".
Судебная коллегия находит указанный вывод правильным, однако считает необходимым указать следующее.
Как следует из решения Балейского городского суда Забайкальского края от 31 мая 2011 года МУЗ "Балейская центральная районная больница" при осуществлении деятельности по оказанию квалифицированной медицинской помощи в психоневрологическом отделении и административном здании учреждения не обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности. В силу положений Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обязанность по финансированию мероприятий по устранению нарушений лежала на Администрации муниципального района "Хилокский район".
Согласно статье 44 ГПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга и другое) судебный пристав-исполнитель на основании судебного акта, акта другого органа или должностного лица производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником.
Согласно Федеральному закону от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" вопросы организации оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях субъекта Российской Федерации с 01 января 2012 года отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; в свою очередь органы местного самоуправления обязаны создать условия для оказания медицинской помощи населению (ст.ст. 16, 17).
Федеральным законом от 29.11.2010 N 313-ФЗ в подпункт 21 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в пункт 12 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесены соответствующие изменения, вступившие в силу с 01 января 2012 года, согласно которым вопросы организации оказания медицинской помощи исключены из полномочий органов местного самоуправления и отнесены к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации (ст.ст. 6,9).
Согласно статье 17 указанного закона, регулирующей вопросы вступления его положений в силу, в 2011 году органы государственной власти субъектов РФ по согласованию с органами местного самоуправления вправе организовывать оказание медицинской помощи на территории субъекта РФ в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи.
Таким образом, законодателем с 01 января 2012 года установлен переход полномочий по организации оказания медицинской помощи с муниципального на региональный уровень, в связи с чем, имущество, предназначенное для осуществления указанной деятельности, подлежало безвозмездной передаче субъекту Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что в связи с изменением законодательства в сфере охраны здоровья граждан с 01 января 2012 года имущество МУЗ "Балейская центральная районная больница" передано в собственность Забайкальского края, учреждение реорганизовано в государственное учреждение здравоохранения и передано в ведение Министерства здравоохранения Забайкальского края.
Поскольку в настоящее время у органов местного самоуправления отсутствует как право на организацию оказания медицинской помощи населению, так и соответствующее имущество, судебная коллегия полагает, что Администрация муниципального района "Балейский район" утратила возможность исполнения решения суда, соответствующие права и обязанности в силу закона перешли к правопреемнику, которым согласно Уставу государственного учреждения следует признать Министерство здравоохранения Забайкальского края, к компетенции которого отнесены вопросы организации оказания медицинской помощи (л.д. 100).
Доводы представителей Министерства о том, что обязанности по исполнению решения суда в установленном порядке органами местного самоуправления не передавались, соответствующий передаточный акт не составлялся, по мнению коллегии не свидетельствуют об отсутствии правопреемства, которое возникло с даты вступления в силу внесенных в действующее законодательство изменений о передаче полномочий по организации оказания медицинской помощи населению.
При таком положении определение районного суда об удовлетворении заявления Администрации муниципального района "Хилокский район" о ее замене как должника в исполнительном производстве на Министерство здравоохранения Забайкальского края является законным и обоснованным, оснований для его отмены не усматривается.
Руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение Балейского городского суда Забайкальского края от 12 марта 2012 года оставить без изменения, частную жалобу представителя Министерства здравоохранения Забайкальского края Лесковой А.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий А.В. Иванов
Судьи Т.М. Ревенко
Т.И. Васильева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.