Решение Забайкальского краевого суда
(Извлечение)
ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД Дело N 3-54/2010 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16 декабря 2010 г. г. Чита Забайкальский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Шарковой К.Ж.,
при секретаре Гречаниченко А.В.,
с участием:
прокурора прокуратуры Забайкальского края Антипенко А.А.,
представителей Законодательного Собрания Забайкальского края Денисюк К.А. и Дербеневой Р.Г.
представителя Губернатора Забайкальского края Лобач О.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Забайкальского края о признании недействующей части 1 статьи 5.1 Закона Забайкальского края от 17 февраля 2009г. N 129-ЗЗК "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае".
УСТАНОВИЛ:
Законодательным Собранием Забайкальского края принят Закон Забайкальского края от 17 февраля 2009г. N 129-ЗЗК "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае", опубликованный 25 февраля 2009г. в газете "Забайкальский рабочий" N 35 (далее - Закон).
В редакции изменений, внесенных Законом Забайкальского края от 18 декабря 2009г. N 319-ЗЗК, опубликованным 21 декабря 2009г. в газете "Забайкальский рабочий" NN 239-242, Закон предусматривает предоставление социальной поддержки педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности и поселках городского типа Забайкальского края (пункт 5 статьи 1).
В части 1 его статьи 5.1 перечислены следующие меры социальной поддержки педагогических работников:
1) по оплате жилой площади исходя из размера жилой площади и платы за жилое помещение, установленной в соответствии с действующим законодательством;
2) по оплате централизованного отопления исходя из размера жилой площади и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с действующим законодательством;
3) по оплате твердого топлива при наличии печного отопления (в том числе приобретения и доставки твердого топлива) для отопления жилых площадей в течение отопительного сезона исходя из размера жилой площади, норматива потребления топлива на 1 квадратный метр и стоимости твердого топлива, установленных в соответствии с действующим законодательством;
4) по оплате освещения исходя из размера жилой площади, удельной мощности приборов освещения на 1 квадратный метр в год, количества часов использования приборов освещения в год, коэффициента одновременного включения приборов освещения в год, а также количества членов семьи педагогического работника, проживающих совместно с ним, поправочного коэффициента, характеризующего зависимость величины расхода электрической энергии от количества членов семьи педагогического работника, проживающих совместно с ним, и тарифа на электрическую энергию, установленного в соответствии с действующим законодательством.
Заместитель прокурора Забайкальского края обратился с требованием о признании недействующей приведенной выше части 1 статьи 5.1 Закона, считая, что данная норма, ограничив предоставление педагогическим работникам перечисленных мер социальной поддержки размером жилой площади занимаемых ими жилых помещений, вступила в противоречие с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (N 3266-1 от 10.07.1992г.).
В судебном заседании прокурор требования поддержал.
Представители Законодательного Собрания Забайкальского края и Губернатора Забайкальского края с доводами прокурора не согласились. Считают оспариваемую норму соответствующей положениям федерального законодательства, поскольку дословное содержание абзаца 3 пункта 5 статьи 55 действующей редакции Закона Российской Федерации "Об образовании" (N 3266-1 от 10.07.1992г.) предполагает освобождение педагогических работников от оплаты жилья с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) в пределах жилой площади занимаемых жилых помещений, исключая вспомогательные площади.
Заслушав прокурора и объяснения представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 действующей редакции Закона Российской Федерации "Об образовании" (N 3266-1 от 10.07.1992г.) педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Статьей 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (N 3266-1 от 10.07.1992г.), устанавливая право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, предусматривает предоставление льготы в натуральной форме и не содержит каких-либо ограничений по объему её предоставления.
Субъекты Российской Федерации при реализации своих полномочий по определению размера, условий и порядка возмещения расходов, возникающих в связи с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, не могут снижать определенный федеральным законодательством уровень льгот и форму их предоставления.
Положения абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (N 3266-1 от 10.07.1992г.) о том, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), принимались в условиях правового регулирования вопросов найма жилья нормами Жилищного кодекса РСФСР 1983 года.
Использованное на тот момент понятие жилой площади соответствовало положениям статей 1, 38, 55, 59 Жилищного кодекса РСФСР, по которым определения жилища, жилой площади и жилого помещения были тождественными друг другу.
Соответственно этому право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением предполагало полное освобождение от платы за жилье с отоплением и освещением.
С принятием Жилищного кодекса Российской Федерации, его статьями 15, 154, 155, 156 с 01 марта 2005 года было введено новое, ранее не использовавшееся понятие общей площади жилого помещения, включающее площади как непосредственно жилых помещений, так и вспомогательных.
Размер платы за пользование жилым помещением, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения (ч. 2 ст. 156 ЖК РФ).
Однако данное обстоятельство само по себе не изменило объема ранее предоставленной педагогическим работникам статьей 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (N 3266-1 от 10.07.1992г.) социальной льготы о полном освобождении их от платы за жилье с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Между тем в оспариваемой прокурором части 1 статьи 5.1 Закона Забайкальского края предусмотрено предоставление социальной поддержки педагогическим работникам:
- по оплате найма жилья, "исходяиз размера жилой площади и платы за жилое помещение, установленной в соответствии с действующим законодательством";
- по оплате централизованного отопления, "исходяиз размера жилой площади и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с действующим законодательством";
- по оплате твердого топлива при наличии печного отопления, "исходяиз размера жилой площади, норматива потребления топлива на 1 квадратный метр и стоимости твердого топлива, установленных в соответствии с действующим законодательством";
- по оплате освещения, "исходяиз размера жилой площади, удельной мощности приборов освещения на 1 квадратный метр в год, количества часов использования приборов освещения в год, коэффициента одновременного включения приборов освещения в год, а также количества членов семьи педагогического работника, проживающих совместно с ним, поправочного коэффициента, характеризующего зависимость величины расхода электрической энергии от количества членов семьи педагогического работника, проживающих совместно с ним, и тарифа на электрическую энергию, установленного в соответствии с действующим законодательством.
Это противоречит вышеприведенным положениям действующего до настоящего времени федерального законодательства, которым педагогическим работникам были предоставлены льготы о полном освобождении их от платы за жилье с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Определение объема льгот из размера жилой площади занимаемых педагогическими работниками жилых помещений фактически снижает ранее достигнутый уровень социальной поддержки указанной категории граждан.
То, что в силу абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации, не предполагает право субъекта Российской Федерации изменять установленный федеральным законодательством объем льгот педагогов.
Кроме того, из неоспариваемых прокурором положений частей 5 и 6 статьи 5.1 Закона Забайкальского края о том, что меры социальной поддержки предоставляются педагогическим работникам путем доставки или перечисления денежных средств педагогическим работникам до 5-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, доставка или перечисление денежных средств педагогическому работнику производятся организацией почтовой связи, кредитной организацией либо иной организацией по заявлению педагогического работника, следует, что натуральная форма предоставления льгот заменена на компенсационную.
Это также противоречит вышеприведенным положениям федерального законодательства, поскольку субъекты Российской Федерации не вправе изменять форму предоставления социальной льготы, установленную федеральным законодательством.
При таких обстоятельствах, доводы Законодательного Собрания Забайкальского края и Губернатора Забайкальского края, изложенные в возражениях представителей в обоснование законности оспариваемой нормы, подлежат отклонению.
Часть 1 статьи 5.1 Закона Забайкальского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае" подлежит признанию недействующей со дня вступления решения в законную силу.
Ранее решением Забайкальского краевого суда от 19.08.2010г., оставленным без изменения определением Верховного Суда РФ от 20.10.2010г. N 72-Г10-13, было удовлетворено заявление прокурора о признании недействующим абзаца 2 пункта 4 части 1 статьи 5.1 Закона в той части, в которой он исключал возможность предоставления педагогическим работникам социальной поддержки по оплате отопления с использованием электрических котлов.
Абзац 2 является факультативной частью пункта 4 части 1 статьи 5.1 Закона, имеет вспомогательное по отношению к основной норме значение и не подлежит самостоятельному применению.
Соответственно, требование о признании полностью недействующей в целом всей части 1 статьи 5.1 Закона относится к иному предмету требований, чем это было ранее заявлено в предыдущем деле относительно абзаца 2 пункта 4.
При таких обстоятельствах, заявление прокурора в рамках настоящего дела подлежит рассмотрению и удовлетворению полностью.
Прокурор при подаче заявления государственную пошлину не оплачивал. С органов государственной власти субъекта Российской Федерации, государственная пошлина взысканию в доход бюджета не подлежит в силу требований подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.12.2009г. N 374-ФЗ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 197, 198, 199, 251-254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора удовлетворить.
Признать недействующей со дня вступления решения в законную силу часть 1 статьи 5.1 Закона Забайкальского края от 17 февраля 2009г. N129-ЗЗК "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае".
Сообщение о решении суда по настоящему делу опубликовать в газете "Забайкальский рабочий".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Забайкальский краевой суд в десятидневный срок со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья Шаркова К. Ж.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.