Решение Забайкальского краевого суда от 05 сентября 2010 г.
(Извлечение)
ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД Дело N 3 N РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ. г. Чита Забайкальский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Шарковой К.Ж.,
при секретаре Гречаниченко А.В.,
с участием:
прокурора прокуратуры Забайкальского края Михеева С.Н.,
представителя Законодательного Собрания Забайкальского края Толстобровой О.Н.,
представителя Губернатора Забайкальского края Потаповой А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3 N по заявлению заместителя прокурора Забайкальского края о признании недействующими частей 1 и 5 статьи 11 Закона Забайкальского края от 05 октября 2009 года N 230-ЗЗК "Об Избирательной комиссии Забайкальского края",
УСТАНОВИЛ:
Законодательным Собранием Забайкальского края 23 сентября 2009 года принят и Губернатором Забайкальского края 05 октября 2009 года подписан Закон Забайкальского края от 05 октября 2009 года N 230-ЗЗК "Об Избирательной комиссии Забайкальского края", официально опубликованный в газете "Забайкальский рабочий" от 07 октября 2009 года N 184 (далее по тексту Закон) (л.д. 23-54, 55).
Статьей 11 Закона установлены государственные гарантии членам региональной избирательной комиссии, работающим на постоянной (штатной) основе.
Согласно части 5 этой же статьи, жизнь и здоровье члена избирательной комиссии, работающего на постоянной (штатной) основе, подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств бюджета края на сумму годового денежного вознаграждения лица, замещающего государственную должность. Страховые суммы выплачиваются органами государственного страхования в указанных названной нормой Закона случаях. Порядок страхования и выплаты страховых сумм определяется положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края.
Прокурор просит суд признать части 1 и 5 статьи 11 Закона недействующими со дня принятия нормативного акта.
По мнению заявителя, "данные изъяты" часть 5 статьи 11 Закона нарушает исключительную компетенцию Российской Федерации по регулированию гражданских отношений, поскольку обязательного государственного страхования жизни и здоровья членов избирательных комиссий федеральным законодательством не предусмотрено.
Прокурор требования поддержал.
Представители Законодательного Собрания Забайкальского края и Губернатора Забайкальского края с доводами заявителя не согласились, ссылаясь на следующее.
Условие об обязательном государственном страховании жизни и здоровья штатных членов избирательных комиссий введено в Закон в качестве дополнительной гарантии, предоставляемой за счет средств краевого бюджета. Считают, что Законодательное Собрание Забайкальского края, осуществляя правовое регулирование по предметам совместного ведения, вправе принимать нормативные правовые акты по вопросам, не урегулированным федеральным законом. Нарушений гражданского законодательства при этом не усматривают.
В целом считают оспариваемые нормы Закона соответствующими пунктам 16 и 16.1 статьи 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (N 67-ФЗ).
На основании статей 45 и 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд в защиту государственных интересов с требованием о признании недействующим нормативного акта субъекта Российской Федерации, если такой акт противоречит федеральному законодательству.
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (N 184-ФЗ) разрешение вопросов материально-технического и финансового обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации, включая вопросы оплаты труда работников, а также разрешение вопросов организационного и материально-технического обеспечения проведения выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и референдумов субъекта Российской Федерации, находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов, реализуемом за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (N 67-ФЗ) предусмотрено, что федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные названным Федеральным законом (часть 3 статьи 1). Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают необходимые меры по материальному и социальному обеспечению (в том числе по медицинскому, санаторно-курортному, жилищно-бытовому, пенсионному и иным видам обеспечения) председателя, заместителя председателя и секретаря, иных членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, и устанавливают для них дополнительные гарантии деятельности (пункты 12, 16, 16.1 статьи 29).
Вместе с тем суд соглашается с прокурором, что часть 5 статьи 11 Закона об обязательном государственном страховании жизни и здоровья членов региональной избирательной комиссии, работающих на постоянной (штатной) основе, противоречит федеральному законодательству.
Оспариваемая норма Закона принята в нарушение гражданского законодательства и исключительной компетенции Российской Федерации по регулированию гражданских правоотношений.
В силу пункта "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
Вопросы страхования относятся к сфере гражданско-правового регулирования Главы 48 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно статьям 927, 935, 969 которой законом могут быть предусмотрены случаи обязательного страхования жизни, здоровья и имущества граждан за счет средств, предоставленных из соответствующего бюджета (обязательное государственное страхование). Обязательное страхование осуществляется путем заключения договора страхования лицом, на которое возложена обязанность такого страхования (страхователем), со страховщиком. В целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).
Из статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что гражданское законодательство состоит из названного Кодекса и принятых в соответствии с ним иныхфедеральных законов, именуемых в дальнейшем в тексте Гражданского кодекса -законы.
Исходя из системного толкования положений статей 3, 927, 935, 969 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательное государственное страхование должно предусматриваться федеральным законом.
Федеральными законами, включая приведенный выше Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (N 67-ФЗ), обязательного государственного страхования жизни и здоровья членов избирательных комиссий, работающих на постоянной (штатной) основе, не предусмотрено ни в отношении членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, ни членов избирательных комиссий иного уровня.
Право издавать акты, содержащие нормы гражданского права, субъектам Российской Федерации не предоставлено.
Доводы заинтересованных лиц о том, что обязательное государственное страхование жизни и здоровья штатных членов избирательной комиссии введено в качестве гарантии деятельности этих лиц, судом не принимаются.
Право установления социальных и иных гарантий членам региональной избирательной комиссии должно применяться законодательным органом субъекта Российской Федерации с учетом необходимости соблюдения исключительной компетенции Российской Федерации.
Соответственно изложенному, оспариваемая часть 5 статьи 11 Закона об обязательном государственном страховании штатных членов региональной избирательной комиссии в отсутствие федерального закона об этом противоречит федеральному законодательству и должна быть признана недействующей.
Поскольку Закон, содержащий несоответствующую федеральному законодательству норму, принят по предмету совместного ведения Российской Федерации и субъекта Федерации, суд вправе признать оспариваемую норму недействующей со дня вступления решения в законную силу, а не с момента принятия нормативного акта, как просит прокурор.
Дело рассмотрено в пределах предмета требований.
С Законодательного Собрания Забайкальского края подлежит взысканию государственная пошлина.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 197, 198, 199, 251-254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
РЕШИЛ:
Признать недействующей со дня вступления решения в законную силу часть 5 статьи 11 Закона Забайкальского края от 05 октября 2009 года N 230-ЗЗК "Об Избирательной комиссии Забайкальского края".
Сообщение о решении суда по настоящему делу опубликовать в газете "Забайкальский рабочий".
Взыскать с Законодательного Собрания Забайкальского края в доход городского округа "Город Чита" государственную пошлину в размере 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в десятидневный срок со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья К.Ж.Шаркова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.